Статья:

Организационно – методические основы коррекционных занятий с учащимися с интеллектуальной недостаточностью

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Дорохова О.Ф. Организационно – методические основы коррекционных занятий с учащимися с интеллектуальной недостаточностью // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организационно – методические основы коррекционных занятий с учащимися с интеллектуальной недостаточностью

Дорохова Оксана Фёдоровна
учитель, ГУО «Вспомогательная школа №24 г. Орши» Республика Беларусь, г. Орши

 

ORGANIZATIONAL - METHODICAL BASES OF CORRECTION ACTIVITIES WITH STUDENTS WITH INTELLECTUAL INSUFFICIENCY

 

Oksana Dorokhova

teacher, State Educational Institution "Auxiliary School No. 24 in the City of Orsha", Republic of Belarus, Orsha

 

Аннотация. Одной из актуальных проблем в сфере специального образования является проблема содержания, планирования и организации коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога в рамках коррекционных занятий учебного плана специальной образовательной и вспомогательной школы. Введение в учебный план коррекционных занятий подчёркивает роль коррекционной работы в обеспечении успешности учения учащихся с особенностями психофизического развития. В статье обосновываются особенности организации коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога в рамках коррекционных занятий с учащимися с интеллектуальной недостаточностью

Abstract. One of the urgent problems in the field of special education is the issue of content, planning and organization of correctional and pedagogical activity of the teacher pathologists as part of rehabilitative training curriculum of special education and special school. The introduction in the curriculum of rehabilitative training emphasizes the role of correctional work in ensuring the success of students training with special needs. In the article the features of the organization of correctional and pedagogical activity of the teacher pathologists as part of rehabilitative training to students with intellectual disabilities

 

Ключевые слова: специальное образование; коррекционно-педагогическая деятельность; учитель-дефектолог; коррекционные занятия.

Keywords: special education; correction-Pedagogical activity; teacher-defectologist; correctional classes.

 

Коррекционно-педагогическая работа органически входит в триединую схему образования: обучение – воспитание – развитие. Она направлена на формирование общих интеллектуальных умений, навыков социального взаимодействия, развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, двигательной и социальной мобильности,  что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности ребенка и подготовку его к самостоятельной жизни.

Образование детей с особенностями психофизического развития, где бы оно ни осуществлялось (в условиях специального или инклюзивного учреждения образования), предполагает проведение коррекционных занятий.

Качество коррекционных занятий напрямую зависит от понимания специалистами их целей и содержания.   Практика показывает, что эти аспекты коррекционно-педагогической деятельности не всегда чётко осознаются учителями-дефектологами. Зачастую учителя-дефектологи на   коррекционных занятиях ликвидируют проблемы, возникшие в усвоении программного материала. В данном варианте  учитель-дефектолог проводит дополнительные занятия по предмету. А они дают лишь временный эффект, так как не решается главная задача – коррекция того или иного недостатка, препятствующего формированию определенного навыка или умения, способствующего преодолению или ослаблению недостатков психического или физического развития.

Учителя-дефектологи должны чётко дифференцировать цель уроков по предметным областям в специальном образовании и цель коррекционно-педагогической деятельности в рамках коррекционных занятий.

Цель уроков  в рамках специального образовательного процесса – формирование у детей с особенностями в психофизическом развитии знаний, умений и навыков по учебным предметам в соответствии с программой обучения. Результат – овладение учащимися определённым объёмом знаний, умений и навыков по темам учебного предмета.

Цель коррекционных занятий в рамках специального образовательного процесса – устранение причин затруднений в усвоении  предметных знаний, умений и навыков. Результат – формирование умений в «проблемной» области развития (восприятия, речи, памяти, мышления и др.), которые повышают уровень успешности учащегося при выполнении учебных заданий различного программного содержания[2].

Таким образом, коррекционная работа отличается от урочной деятельности по предмету целью, содержанием и результатом. Поэтому тип учебной деятельности – коррекционное занятие имеет ряд специфических особенностей.

1. Коррекционные занятия осуществляются только на диагностической основе, в ходе которой выявляется уровень учебных затруднений учащихся. Диагностика проводится в течение двух недель в начале и в конце учебного года. Обследование проводится только индивидуально. Протоколы обследования заполняются на каждого ребенка.

2. Коррекционное занятие не подменяет урок. Соответственно тема коррекционного занятия не дублирует тему урока. Главное отличие коррекционных занятий от учебных состоит в том, что их основное содержание определяется коррекционно-развивающими заданиями, подобранными в соответствии с поставленными коррекционно-развивающими задачами. В коррекционном занятии могут быть выделены следующие этапы: организация учащихся, сообщение темы занятия, выполнение коррекционно-развивающих заданий, подведение итогов занятия.

3. Для усиления корекционно-развивающего эффекта рекомендуется проводить коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности на учебном материале. Это создаст  благоприятные  условия  для  формирования  у учащихся  алгоритма  решения  типичных учебно-познавательных  задач  и  тем  самым  позволит повысить  самостоятельность  учебно-познавательной  деятельности.    

4. На коррекционном занятии могут выполняться задания и упражнения, построенные на материале не только разных тем и разделов одного  учебного  предмета,  но  и  разных  учебных  предметов.  Например, для  решения  задач  развития  зрительного  восприятия,  тонкой  моторики  и зрительно-моторной  координации  может  быть  использована  работа  с изображениями букв, цифр, растений, животных и других объектов.

5. Выбор   коррекционных   занятий,   формы   их   проведения, количества часов на их проведение осуществляет учитель-дефектолог с учетом уровня актуального и зоны ближайшего развития учащихся. Необходимо также иметь в виду, что умения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью формируются значительно медленнее, чем у учащихся, имеющих нормативное развитие. Поэтому психологически обоснованной является отработка определенных умений на протяжении серии занятий, предполагающая постепенное повышение самостоятельности деятельности учащихся.

6. Коррекционное   занятие   может  осуществляться  в  форме  групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий[1]. Объединение детей в группы осуществляется на основе схожих проблем в развитии, а не общих симптомов учебных затруднений.

7. Содержание  коррекционно-развивающей работы отражается в  перспективном плане в виде цели, задач, способов коррекционной помощи и социальной реабилитации. Эффективный план коррекционной работы может быть составлен учителем-дефектологом только на основе точного выявления проблем в развитии учащихся, затрудняющих их учебную деятельность[1]. Поэтому в начале учебного года изучаются индивидуально-психологические особенности ребенка, уровень его познавательного и личностного развития, а также его потенциальные возможности.

8. Коррекционное занятие индивидуально-ориентировано (учитываются уровень развития того или иного навыка, характер деятельности, темп деятельности, речевое развитие, уровень коммуникативной деятельности, сформированность эмоционально-волевой сферы, способность учащихся к принятию помощи и т.д.).

9. Коррекционное занятие  должно  быть  эмоционально окрашено: эмоциональные установки на положительную работу, рефлексия, музыкальные паузы, игровые приемы работы и т.д.

Выводы:

1. Деятельность учителя-дефектолога на коррекционных занятиях должна быть направлена не на репетиторство по предметам, а на устранение причин затруднений в усвоении учащимися предметных знаний. Содержательно это заключается в исправлении или ослаблении имеющихся у ребенка нарушений развития психических функций и в формировании учебной деятельности.

2. В  результате  коррекционной  работы  у  учащихся формируются

обобщенные интеллектуальные умения, которые повышают уровень успешности ребенка при выполнении учебных заданий различного предметного содержания.

3. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью снижена способность к переносу прошлого опыта, то есть к его использованию в новых условиях. Поэтому, если умения, которые формируются у учащихся на коррекционных занятиях, не используются ими при выполнении сходных заданий на учебных занятиях, то результативность коррекционной  работы существенно снижается.

 

Список литературы:
1. Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод, пособие для учителей-дефектологов / В. В. Гладкая. –  Минск: Зорны верасень, 2008. – 112 с.
2. Гладкая В.В. Технология планирования коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога/ В. В. Гладкая//Спецыяльная адукацыя. – 2008. –  № 1. – С. 10-17.
3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/под ред.И.М. Бгажноковой.–М.:ВЛАДОС,2007.–181 с.