Статья:

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Шематонова О.Ю., Абдуллина Л.Г., Сагадиева С.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 21-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Шематонова Олеся Юрьевна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 47», РФ, г. Стерлитамак
Абдуллина Ляйля Гильмутдиновна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 47», РФ, г. Стерлитамак
Сагадиева Светлана Салаватовна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 47», РФ, г. Стерлитамак

 

Аннотация. Актуальность статьи заключается в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения и направлена на оздоровления ребенка – дошкольника. Целью статьи является раскрыть возможности обогащения двигательного опыта детей, за счет из одной из форм оздоровительной работы – гимнастика пробуждения. Гимнастика пробуждения после дневного сна проходит с использованием игрового метода. Результатом деятельности должны стать активная позиция детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни, а также сознательное отношение детей к своему здоровью.

 

Ключевые слова: физическое воспитание; здоровый образ жизни; здоровье детей; физические упражнения; физическое развитие; оздорови­тельная гимнастика.

 

«От здоровья, жизнерадостности детей

зависят их духовная жизнь, мировоззрение,

 умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

 

Детство – уникальный период в жизни человека, в котором закладываются основы здорового образа жизни, осуществляется развитие социально – личностных качеств, моральных устоев, которые позволяют маленькой личности в дальнейшем стать полноценным гражданином и найти свое место в социуме. Все качества, которые ребенок приобре­тает в детстве, сохраняются на протяжении всей его жизни [1, c. 6].

На современном этапе развития общества ведущей социальной проблемой является проблема сохранения и развития творческого потенциала детей, т. е. «экологии человека». Процессы обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте, часто приходят в противоречие с природной целостностью подрастающего поколения, разрушая ее, что приводит несомненно к нарушению его духовно – нравственного и физического здоровья. Следовательно, радикальные изменения образовательной системы должны происходить на ее наиважнейшей ступени – в системе дошкольного образования [1, c. 10].

Важнейшим приоритетом развития педагогики является – обеспечение полноценно развитого детства путем «приобщения ребенка в культуру». Поэтому очень важно правильно сконструировать содер­жание образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка и подобрать программы, направленные на приобщения к ценностям здорового образа жизни.

По мнению ученных и педагогов, ведущих свои исследования в области физической культуры и здорового образа жизни, для того чтобы система физического развития, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста приобрела целостный и завершенный вид необходимо создавать следующие условия:

  • обеспечение медико-социальных и материально-технических условий в ДОУ;
  • учет биологических и индивидуальных психических особен­ностей каждого ребенка;
  • диагностика уровня физического развития и состояния здоровья в особенности одаренных детей и детей имеющим проблемы со здоровьем;
  • положительная мотивация детской деятельности, построение взаимодействия детей и взрослых на достижение успеха и обеспечение условий самостоятельной деятельности ребенка;
  • интеграция деятельности воспитателя, специалистов, медицин­ских работников и родителей (законных представителей) по физическому развитию и оздоровлению детей в ДОУ и семье;
  • образцы жизнедеятельности взрослых – здорового образа жизни, отношения к своему здоровью, закаливанию, движению и т. д.;
  • валеологический подход, цель которого – самосохранение, помощь самому себе: не лечиться, а не заболеть [4, c. 29].

В сфере дошкольного образования вышеизложенные условия полноценного физического развития детей осуществляется через федеральный государственный образовательный стандарт, в котором представлены пять основных направлений (образовательных областей) в образовании и развитии детей, одним из которых является физическое развитие.

Образовательная область «физическое развитие» включает приобре­тение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни овладение его элементарными нормами и правилами [3, c. 34].

Целью физического воспитания детей в нашем дошкольном учреж­дении является приобретение воспитанниками опыта в двигательной сфере. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма; дости­жение полноценного физического развития; создание условий для целесообразной двигательной активности детей; формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: формирование широкого круга игровых действий; развитие физических (двигательных) качеств; содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия; формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах; воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней [3, c. 37].

Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется через комплекс разнообразной воспитательно-образовательной деятельности (формы организации физического воспитания), основу которой составляет двигательная активность. К одной из форм организации двигательной деятельности детей относится: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, а в частности гимнастика после дневного сна [2, c. 94].

Гимнастика после дневного сна (пробуждение) является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для детей. Она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой. Общая длительность оздорови­тельной гимнастики после дневного сна должна составлять 12‑15 минут [2, c. 104].

Педагогами нашего ДОУ был разработан цикл оздоровительных упражнений гимнастики после дневного сна. Предлагаем фрагмент тема­тического комплекса гимнастики после дневного сна запланированного на неделю: тема «Наш детский сад»

  1. Медленное просыпание:

      Кто спит в постели сладко

      Давно пора вставать

      Спешите на зарядку

      Мы вас не будем ждать.

  1. Разминка в постели (массаж лица, шеи, рук, груди, живота, ног)
  2. ОРУ под музыкальное произведение «Динь – динь детский сад»

Детский сад, детский сад,                  хлопки на каждое слово

Буду в садике играть,                           развороты кистей в стороны

И конструктор собирать,                    пальцы рук соприкасаются

И игрушки за собой убирать.            рука двигается в стороны

Буду бойко                                                 танцевать приседание

И лепить, и рисовать,                            имитировать движения

Буду песни каждый день напевать. руки «замок» перед собой

а)  повороты с «пружинкой» в правую и левую стороны;

б)  наклоны туловища в правую и левую стороны;

в)  «Перекатики» (с пятки на носочек);

г)   прыжки.

  1. Ходьба под музыкальное произведение «Вместе весело шагать» (по тренажерам)
  2. Водные процедуры.

 

Список литературы:
1. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников / Н.Ф.Дик, Е.В. Жердев. – Ростов н/Д: Феликс, 2005. – 256 с.
2. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: Сфера, 2009. – 208 с.
3. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ/ Кол.авт. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.– (Приложение к журналу «Управ.Доу») 
4. Пащенко Л.Г. Организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. – Нижневартовск. Изд – во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 115 с.