Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Аннотация. Актуальность статьи заключается в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения и направлена на оздоровления ребенка – дошкольника. Целью статьи является раскрыть возможности обогащения двигательного опыта детей, за счет из одной из форм оздоровительной работы – гимнастика пробуждения. Гимнастика пробуждения после дневного сна проходит с использованием игрового метода. Результатом деятельности должны стать активная позиция детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни, а также сознательное отношение детей к своему здоровью.
Ключевые слова: физическое воспитание; здоровый образ жизни; здоровье детей; физические упражнения; физическое развитие; оздоровительная гимнастика.
«От здоровья, жизнерадостности детей
зависят их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
Детство – уникальный период в жизни человека, в котором закладываются основы здорового образа жизни, осуществляется развитие социально – личностных качеств, моральных устоев, которые позволяют маленькой личности в дальнейшем стать полноценным гражданином и найти свое место в социуме. Все качества, которые ребенок приобретает в детстве, сохраняются на протяжении всей его жизни [1, c. 6].
На современном этапе развития общества ведущей социальной проблемой является проблема сохранения и развития творческого потенциала детей, т. е. «экологии человека». Процессы обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте, часто приходят в противоречие с природной целостностью подрастающего поколения, разрушая ее, что приводит несомненно к нарушению его духовно – нравственного и физического здоровья. Следовательно, радикальные изменения образовательной системы должны происходить на ее наиважнейшей ступени – в системе дошкольного образования [1, c. 10].
Важнейшим приоритетом развития педагогики является – обеспечение полноценно развитого детства путем «приобщения ребенка в культуру». Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка и подобрать программы, направленные на приобщения к ценностям здорового образа жизни.
По мнению ученных и педагогов, ведущих свои исследования в области физической культуры и здорового образа жизни, для того чтобы система физического развития, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста приобрела целостный и завершенный вид необходимо создавать следующие условия:
- обеспечение медико-социальных и материально-технических условий в ДОУ;
- учет биологических и индивидуальных психических особенностей каждого ребенка;
- диагностика уровня физического развития и состояния здоровья в особенности одаренных детей и детей имеющим проблемы со здоровьем;
- положительная мотивация детской деятельности, построение взаимодействия детей и взрослых на достижение успеха и обеспечение условий самостоятельной деятельности ребенка;
- интеграция деятельности воспитателя, специалистов, медицинских работников и родителей (законных представителей) по физическому развитию и оздоровлению детей в ДОУ и семье;
- образцы жизнедеятельности взрослых – здорового образа жизни, отношения к своему здоровью, закаливанию, движению и т. д.;
- валеологический подход, цель которого – самосохранение, помощь самому себе: не лечиться, а не заболеть [4, c. 29].
В сфере дошкольного образования вышеизложенные условия полноценного физического развития детей осуществляется через федеральный государственный образовательный стандарт, в котором представлены пять основных направлений (образовательных областей) в образовании и развитии детей, одним из которых является физическое развитие.
Образовательная область «физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни овладение его элементарными нормами и правилами [3, c. 34].
Целью физического воспитания детей в нашем дошкольном учреждении является приобретение воспитанниками опыта в двигательной сфере. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма; достижение полноценного физического развития; создание условий для целесообразной двигательной активности детей; формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: формирование широкого круга игровых действий; развитие физических (двигательных) качеств; содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия; формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах; воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней [3, c. 37].
Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется через комплекс разнообразной воспитательно-образовательной деятельности (формы организации физического воспитания), основу которой составляет двигательная активность. К одной из форм организации двигательной деятельности детей относится: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, а в частности гимнастика после дневного сна [2, c. 94].
Гимнастика после дневного сна (пробуждение) является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для детей. Она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12‑15 минут [2, c. 104].
Педагогами нашего ДОУ был разработан цикл оздоровительных упражнений гимнастики после дневного сна. Предлагаем фрагмент тематического комплекса гимнастики после дневного сна запланированного на неделю: тема «Наш детский сад»
- Медленное просыпание:
Кто спит в постели сладко
Давно пора вставать
Спешите на зарядку
Мы вас не будем ждать.
- Разминка в постели (массаж лица, шеи, рук, груди, живота, ног)
- ОРУ под музыкальное произведение «Динь – динь детский сад»
Детский сад, детский сад, хлопки на каждое слово
Буду в садике играть, развороты кистей в стороны
И конструктор собирать, пальцы рук соприкасаются
И игрушки за собой убирать. рука двигается в стороны
Буду бойко танцевать приседание
И лепить, и рисовать, имитировать движения
Буду песни каждый день напевать. руки «замок» перед собой
а) повороты с «пружинкой» в правую и левую стороны;
б) наклоны туловища в правую и левую стороны;
в) «Перекатики» (с пятки на носочек);
г) прыжки.
- Ходьба под музыкальное произведение «Вместе весело шагать» (по тренажерам)
- Водные процедуры.