Современный подход родителей к физическому воспитанию детей школьного возраста
Конференция: XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Современный подход родителей к физическому воспитанию детей школьного возраста
MODERN APPROACH OF PARENTS TO PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOL-AGE CHILDREN
Oleg Tumanov
Physical education teacher, a teacher of MKOU SOSH Shelekhov, Russia, Shelekhove
Аннотация. В современном мире большую роль в физическом воспитании детей играют родители. В статье приведены новые методы работы, позволяющие привить любовь к спорту.
Abstract. In the modern world, parents play an important role in the physical education of children. The article presents new methods of work that allow instilling a love for sports.
Ключевые слова: воспитание детей; привить спорт; инновационный подход; инновационный подход к воспитанию; развитие спорта; успешная учебная деятельность; участие родителей в физическом воспитании.
Keywords: education of children; instill sports; innovative approach; innovative approach to education; development of sports; successful educational activity; participation of parents in physical education.
Одним из условий успешной учёбы в школе является физическая подготовка, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных и учебных навыков, хороших функциональных возможностей и состояния центральной нервной системы ученика.
Для успешной учебной деятельности учащегося очень важна его физическая подготовленность, которая предполагает развитие и включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки, повороты) формирование начальных представлений о некоторых видах спорта (волейбол, баскетбол, лыжные гонки) овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Необходимо, чтобы школьник получил достаточную физическую подготовку, которая обеспечит успешную учебу в школе.
Также, очень важна роль родителей в физической подготовке ребёнка.
Участие родителей в физическом воспитании детей может выражаться в разных формах. Так, совместные игры взрослых с детьми в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и т. п., с одной стороны, безусловно повысят у детей престиж собственной деятельности, а с другой − поднимут авторитет родителей в глазах своих воспитанников. Но для этого сами родители должны по своей физической подготовленности и двигательным умениям и навыкам хотя бы минимально соответствовать уровню тех игр, в которых они участвуют. Если этого нет, можно выступить в качестве судьи, что также является народной традицией. Совместные походы на стадион, каток, трек, бассейн и другие спортивные сооружения в качестве болельщиков, а также просмотры спортивных соревнований по телевизору погружают ребенка в увлекательный мир спорта с его эстетикой человеческого тела в движении, эмоциональным накалом, азартом спортивной борьбы, способствуя тем самым вовлечению его в этот вид человеческой деятельности в качестве активного участника, а присутствие родителей с их авторитетом усиливает данное воздействие. Все перечисленные выше сферы личности ребенка также испытывают нагрузку. Результат же во многом зависит от окружающих взрослых.
Семейные просмотры спортивных передач по телевизору и их обсуждения могут способствовать закладыванию основ гражданского, патриотического, интернационального и поликультурного воспитания, особенно если приходится "болеть" за сборную команду России. Чувство сопричастности к успехам или поражениям своей страны, гордости за свой народ должно сочетаться с уважением к соперникам, представителям других рас, национальностей и культур. Корректные комментарии взрослых по следам выступлений наших спортсменов могут способствовать воспитанию истинного патриота своей страны, уважающего свой народ.
К сожалению, в наше время современные родители с одной стороны, отдают предпочтение, умственному развитию своих детей, стремясь быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что на формирование мыслительных способностей ребёнка влияет именно физическая деятельность. С другой же стороны: несмотря на все обстоятельства каждый из родителей хочет видеть своего ребёнка здоровым, сильным и крепким, при этом никак не влияя своим примером на малоподвижный образ жизни ребёнка, а для ребёнка в свою очередь, как и во все времена, семья – источник опыта, где он находит примеры для подражания, а такого примера нет, или, по-крайней мере, он есть, но в единичных семьях.
Если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать проблемы «всем миром»: ребёнок, родители, школа.
Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Необходимо взаимодействие семьи и школы, что приведёт к повышению двигательной активности и обще-физическому развитию детей.
Главными задачами в работе с семьёй считаю:
- повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка,
- приобщение родителей к участию в жизни школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, мы используем следующие формы работы: наглядные уголки для родителей, папки передвижки, консультации специалистов.
В практической деятельности применяем следующие виды взаимодействия: индивидуальные – беседы, консультации; коллективные – родительские собрания, круглые столы, деловые игры, семинары – практикумы.
Благодаря папкам-передвижкам, стендам, методической литературе родители получают исчерпывающую информацию по различным вопросам, например: как осуществляется закаливание, какие необходимо применять физические упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, как руководить подвижными играми и т. д.
Просмотр родителями открытых занятий по физической культуре, спортивных досугов, а также активное участие родителей в совместных с детьми физкультурных праздниках и развлечениях дает свои хорошие результаты. Родитель наблюдает своего ребенка в коллективе сверстников, оценивает его физическую подготовку. А когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно и детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения. Взаимодействие школы и семьи в физическом воспитании ребенка позволяет реализовывать принципы индивидуализации и преемственности, формировать и поддерживать положительную мотивацию у детей к занятиям физическими упражнениями, самостоятельной двигательной деятельности, двигательному творчеству. Для более качественного взаимодействия с родителями мы поменяли форму работы. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утрачивают свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации.
Поэтому мы выходим на новые пути и способы вовлечения родителей в проблемы развития своих детей: это так называемые нетрадиционные формы (инновационные подходы):
1. Обмен литературой.
Школа может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
2. Экспресс – листовки или буклеты.
Использование новых, активных форм работы с родителями, позволяет вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Для родителей, которые всегда спешат, предоставляем информацию в форме экспресс - листовок. Листовки могут быть разнообразны по содержанию, например: «Если у вашего ребенка плоскостопие», «Умеем ли мы отдыхать?», «Мир движений мальчика и девочки» и т. д.
3. Аудиотека с оздоровительной информацией под музыку:
- музыка на расслабление
- гимнастики для ног
- пальчиковые игры
- гимнастика для глаз под музыку
- подвижные игры под музыку
На дисках могут быть разнообразные игры и упражнения, сопровождающиеся речью и музыкой. Родители могут взять диск и послушать его вместе с ребенком в домашних условиях.
4. Компьютерная видеотека «Азбука здорового образа жизни». Еще одной инновационной формой работы с родителями является компьютерная видеотека «Азбука здорового образа жизни», цель которой − использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества.
5. Сундучок из прошлого: вспоминаем давно забытые игры, в которые играли еще наши бабушки и дедушки и предлагаем родителям вспомнить эти игры и научить своих детей играть в них.
6. Утренняя гимнастика вместе с семьей: полезно начинать день с зарядки. А если рядом любимая мама, папа, то это еще и праздник, масса положительных эмоций! Совместные утренние гимнастики, личный пример родителей − большая сила в воспитании детей. Такая форма работы способствует не только физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья, но и установлению доверительных, добрых отношений между родителями и детьми, улучшению психологического климата в семье, формирует добрые семейные традиций. А для родителей, данный метод взаимодействия, еще и основы физкультурной грамоты.
Совместная деятельность детей, родителей и учителя физкультуры может быть успешной, если:
- дети, родители, учитель положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
- осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
- создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
- отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.
В современных педагогических исследованиях определяются следующие пути взаимодействия образовательных учреждений с семьей:
- условия создания единого воспитательного поля и единой социальной среды;
- назначение и цели педагогического сотрудничества;
- формы и методы информационного педагогического просвещения родителей;
- пути педагогического корректирования семейного воспитания;
- формы приобщения родителей к реальной жизнедеятельности детей и практической совместной работе детей и родителей.
Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, ухудшением состояния здоровья населения, изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей.
На смену авторитета родительской власти приходит авторитет личности родителей. Дети нередко лучше образованы, чем родители, имеют возможность проводить большую часть времени вне семьи, в обществе сверстников. В этих кризисных для семьи условиях система дополнительного образования детей, имеющая в своем арсенале больше условий для развития личности, ее самоутверждения и построения своей жизненной перспективы, может и должна оказать помощь в развитии и воспитании ребенка. И немаловажную роль в этой деятельности играет учитель-преподаватель.
Как утверждает Ю. А. Конаржевский "… контроль за качеством образовательной деятельности − не цель, а лишь одно из средств управления качеством. Качество надо не контролировать, а обеспечивать. Такое обеспечение заключается не только в формировании качества в ходе самого учебно-тренировочного процесса, но в управлении качеством еще до его начала или у его истоков" [1].
Что же представляют собой эти истоки качества?
Главное − это здоровье детей, затем − семья.
"Современные родители − чаще «пропитатели», а не воспитатели, − писал Ю. Рюриков, − они сужают родительство до бытового обслуживания детей"[1].
Между тем как "… Воспитание детей − рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокое знание" [2].
Создание "просвещенной культуры" родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства учителя и родителей − важный исток качества знаний и развития ребенка.
Значимость для семьи работы учителя с родителями заключается в следующем:
значительная часть родителей − не профессиональные воспитатели, они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми;
затрудняются распознавать увлечения и врожденные способности ребенка; адекватно оценивать и понимать его возможности.
Значимость для работы с семьей заключается в следующем:
возможность лучше узнать ребенка;
определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и образованию ребенка.
Работа с родителями
В начале учебного года во всех классах были проведены родительские собрания. Ежегодно в план работы учреждения вставляется блок "Работа с родителями".
Примерная программа взаимодействия с родителями.
Формы работы |
Содержание работы |
1. Рекламный блок |
|
|
Маркетинговые исследования Создание рекламных буклетов, плакатов, публикаций в средствах массовой информации. Анкетирование родителей Дни открытых дверей |
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей |
|
Информационные стенды, тематические подборки статей. Памятки для родителей. Наглядная педагогическая пропаганда |
|
Лекции, семинары, практикумы. |
|
Родительские собрания. Школа для родителей. Консультирование. Индивидуальные, групповые консультации. |
|
3. Совместное творчество детей, родителей и педагогического коллектива |
|
Групповые досуговые мероприятия с участием родителей. Привлечение родителей к участию в деятельности средней школы. |
|
Спортивные праздники, дни здоровья. Календарные праздники. Досуговые мероприятия. |
|
4. Стимулирование родителей как участников воспитательно-образовательного процесса. |
|
Благодарственные письма родителям. Поощрение родителей. |