Статья:

Правовое обучение в спортивных учебных заведениях среднего профессионального образования

Конференция: XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Маргорина Л.А. Правовое обучение в спортивных учебных заведениях среднего профессионального образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(38). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 22-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое обучение в спортивных учебных заведениях среднего профессионального образования

Маргорина Лариса Александровна
преподаватель основ права МССУОР МОСКОМСПОРТА, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Основная мысль данной статьи: показать необходимость и актуальность изучения дисциплин «Основы права» в образовательном процессе спортивного учреждения.

 

Ключевые слова: право; правовые знания; специалисты в области физической культуры и спорта; профессиональная деятельность.

 

Закон РФ «Об образовании» содержит положение о том, что «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования», а также положение о том, что «образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам» [8].

Данные положения применимы и к подготовке  специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта, конечно, с учетом специфики их будущей деятельности.

Соответственно, организовать подготовку таких специалистов нереально без актуальных правовых знаний − знаний особенностей правового регулирования сферы массового и профессионального спорта Российской Федерации, сегодняшних реалий деятельности физкультурно-спортивных организаций. При отсутствии знания юридических аспектов профессиональной деятельности в области спорта и физической культуры невозможно грамотно спланировать и реализовать деятельность органов управления данной сферы, физкультурных организаций всех типов, организовать соревновательные и развлекательные мероприятия всех уровней, осуществлять преподавательскую, тренерскую и иногда даже творческую деятельность.

В рамках правового обучения студенты МССУОР (Московское среднее специальное училище олимпийского резерва) изучают дисциплины «Основы права» и «Правовые основы профессиональной деятельности». Задачами преподаваемых учебных дисциплин являются: формирование у  студентов  правовой базы из знаний основ российского права и навыков успешного применения полученных знаний в современных правовых и экономических  условиях [1], [6].

Учебная дисциплина «Основы права» предусматривает получение студентами определенного массива правовых знаний, дает представление о российской правовой действительности, об основных отраслях права российской правовой системы.

Начинается курс с изучения основных положений теории государства и права, среди которых  –  определения права и государства, понятие и структура правовой нормы, определения юридической ответственности и правонарушения и др. Далее в процессе преподавания кратко изучаются  основы таких отраслей, как конституционное, уголовное, гражданское, семейное, трудовое, право.

Обзор основных отраслей российского права всегда начинается с изучения Конституции Российской Федерации – основного закона нашего государства. При изучении Конституции РФ студенты рассматривают ее структуру, понимая особую важность данного нормативного акта, который отличается особой стабильностью, обусловленной  сложным порядком  изменения; кроме того, студенты усваивают, что Основной закон является базой для текущего законодательства и обладает высшей юридической силой.

Обучающиеся узнают, что Конституция закрепляет основы государственного строя и политической системы Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина, определяет структуру и взаимодействие  высших органов государственной власти в нашей стране.

При изучении темы «Трудовое право»  рассматриваются такие ключевые моменты трудового права, как:  понятие и источники трудового права, гарантии реализации права граждан на труд. Достаточно подробно изучается институт трудового договора, его содержание, стороны, виды; заключение трудового договора, изменение, основания и порядок его прекращения.

После рассмотрения раздела «Гражданское право» студенты приобретают знания о своих гражданских правах, а также порядке их защиты; мерах гражданско-правовой ответственности.

Студенты получают представление об основных понятиях и системе гражданского права; гражданском правоотношении; понятиях правоспособности и дееспособности, представительстве, о субъектах и объектах гражданского права; об обязательственных и вещных правах.

Особое внимание уделяется институту гражданского договора  −  условиям его заключения, форме договора, условиям расторжения и прекращения.

Раздел «Семейное право» раскрывает правовое регулирование семейных правоотношений, их понятие и  характеристику.

Тема «Понятие, порядок и условия заключения брака; права и обязанности супругов, родителей и детей; основания и порядок прекращения брака; имущественные отношения супругов, алиментные обязательства» всегда вызывают повышенный интерес у студентов в силу своей практической применимости.

Раздел, посвященный уголовному праву России, позволяет студентам  узнать, что такое преступление, его состав и признаки, а также виды преступлений, категории преступлений; понятие уголовно-правовой ответственности и ее последствий в виде судимости.

Как уже было сказано, особенности деятельности специалиста в области спорта и физической культуры  выдвигают вполне определенные требования к его обучению и подготовке, поскольку правовая образованность будет необходима специалисту физической культуры и спорта не только для организационно-управленческой деятельности, но и как тренеру, педагогу.

 

Список литературы:
1. Алексеев C. B. Спортивное право. Правовые основы физической культуры и спорта. −  М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. – 666 с.
2. Душанин А. П. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России / А. П. Душанин, П. А. Виноградов // Теория и практика физической культуры. − 2000. − №6. − С. 59-61.
3. Киль А. Н. Спортивно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации // Теория и практика физической культуры. − 2001. − № 3. − С. 62-63.
4. Попов А. Л. Психология: Учеб. пособие для физкультур, вузов и фак. физич. Воспитания. − М.: Флинта, Наука, 2001. − 332 с.
5. Путалова И. Б. Правовые основы физической культуры и спорта. − Омск, 1999. − 120 c.
6. Правовые основы физической культуры и спорта / Учебник для ВУЗов / под ред. С. Е. Алексеева − М.: Юнити, 2005. − 671 с.
7. Суркова A. B. О формировании профессионально-значимых качеств будущих специалистов // Среднее профессиональное образование. − 2002.− №10. − С.38-43.
8. Статья 3 ч.1 п.3  и  статья 28 ч.2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения : 10.03.2020).
9. Феоктистова O. A. Применение тестовых технологий при оценке знаний студентами спортивных вузов предмета «Правовые основы физической культуры и спорта» // Вестник спортивной науки. − 2009. − № 3. − С. 64-67.
10. Феоктистова O. A. Роль «спортивного права» в жизни спортсменов и специалистов физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. − 2008. − №3. − С. 31-34.
11. Юриспруденция и 032101 «Физическая культура и спорт».− 2-е изд., стереотип. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. − 671 с.