Статья:

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ПЕДАГОГОВ

Конференция: LV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Махмутова В.В., Файзуллина Г.А. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ПЕДАГОГОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(55). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ПЕДАГОГОВ

Махмутова Венера Вагизовна
учитель – логопед, ГБОУ «Нурлатская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья», РФ, г. Нурлат
Файзуллина Гульназ Амилевна
педагог – психолог, ГБОУ «Нурлатская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья», РФ, г. Нурлат

 

Аннотация. В современном мире, лица, имеющие голосовые профессии часто сталкиваются с нарушением голоса. Следовательно, человек теряет возможность излагать мысли свободно, функционировать в соответствующей сфере деятельности. В настоящее время стоит остро вопрос нарушения голоса в образовательных организациях, в связи с этим предлагаются ряд мероприятий по профилактике нарушения голоса.

 

Ключевые слова: фонема; артикуляционный аппарат; спазмированность

 

Приветствие: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашем семинаре. Хочется начать наше мероприятие с практической части и позвольте себе снять мышечное напряжение, переключить внимание на предстоящую работу.

Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.

Здороваться надо определенным образом:

один хлопок – здороваемся, как мужчины;

два хлопка – как близкие люди;

три хлопка – как женщины

Особенностью педагога является непрерывная деятельность с окружающими людьми. Она направлена на формирование личности обучающихся и воспитанников, выработку манеры поведения в социуме, интеллектуальное развитие. Педагог обладает знаниями психологии и навыками профессионального общения. Что такое речь?

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Чтобы определить тему тренинга, отгадайте загадку:

Что нельзя увидеть и потрогать, а можно только услышать (голос)

Уважаемые коллеги! Ни для кого из вас не секрет, что нарушения голоса считаются «профессиональным» заболеванием педагогов. Хочется предотвратить неизбежное и провести тренинг по профилактике нарушения голоса, чтобы в дальнейшем могли применять комплексы упражнений. Человеческий голос — уникальный акустический феномен, результат сложных анатомо-физиологических процессов.

Главное значение голоса состоит в том, что с его помощью человек способен говорить, выражать свои мысли. Однако голос является не только средством общения и передачи информации, но и весьма ценным капиталом, особенно если профессиональная деятельность человека связана с использованием этого инструмента.

Для педагогов, голос является основным орудием труда, инструментом, при потери или порчи которого возможно значительно изменить социальный статус, ограничить возможности самореализации. Часто в педагогической практике неожиданно пропадает голос или становится низким, скрипучим, гнусавым.

Один из эффективных приемов по профилактике нарушения голоса является артикуляционная гимнастика, которая является основой формирования речевых звуков – фонем.

Ее цель – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Для профилактики нарушения голоса активно можно применять артикуляционную гимнастику:

  • «Бегемотики» с длительным проговаривание [ааааа]
  • «Улыбка». Ход выполнения упражнения: Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.
  • «Трубочка». Ход выполнения упражнения: Вытянуть губы трубочкой, зубы сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет 5 - 10 (вращение «трубочки» по кругу)
  • «Массаж языка» (легкое покусывание кончика языка)
  • «Маляр». Ход выполнения упражнения: Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться
  • «Лошадка». Ход выполнения упражнения: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

− «Массаж щек» (втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность)

Причиной нарушения голоса является профессия, связанная с постоянным использованием голоса или болезнями шейного отдела позвоночника. Мы хотим предложить Вам, комплексы упражнений для снятия мышечного напряжения.

Комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения:

Все мышцы спазмированы при стрессе, при эмоциональной нагрузке, который педагог испытывает в течение дня, поэтому их необходимо растянуть и расслабить:

  • Выполняется стоя. Руки скрещены в замок, потянулись к верху до предела;
  • Вращение плечами вперед – назад. Выполняется это упражнение медленно;
  • Наклоны вперед с вытянутыми руками;
  • «Лыжник». Данное упражнение состоит из взмахов руками вверх – вниз и синхронных подъемов и опусканий пяток.
  • «Гора с плеч». Максимально резко поднять плечи, широко развести и опустить. Такой должна быть ваша осанка.
  • «Зевающий лев». Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете. При этом издайте звук, которое напоминает громкое зевание с изменением тональности.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Гимнастика по Стрельниковой с успехом используется с конца XX века. Автор разработала методику и применяла ее для восстановления голоса певцов, ораторов. Со временем выявили положительный эффект при лечении других нарушений речи. Парадокс её заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека:

  • снимает нервное напряжение,
  • головокружения, ощущения "тяжести в голове";
  • активизирует носовое дыхание;
  • способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др.

При выполнении дыхательных упражнений тренируется вдох носом. Он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный. Вдох следует делать одновременно с движением, в ритме своего шага.

1. "Ладошки" — Задание выполняет роль разминки. Человек должен 4 раза сделать резкий вдох носом, потом пауза 4 секунды и опять серия вдохов. Руки перед собой, по сторонам от тела, ладони сжимать в кулак на каждый вдох. Плечи расслаблены. Выполняется стоя, но если есть головокружение, или трудно стоять по другим причинам, то можно сесть или даже прилечь [3].

4 подходов по 8 вдохов-движений.

2. "Погончики" — Человек стоит, руки вытянуты перед собой, согнуты в локтях, прижаты к животу, ладони сжаты. Делает резкий вдох, в это время резко толкает кулаки и тянет плечи вниз, расправляет ладони, что позволяет пройти воздуху глубже и в большем количестве, чем обычно. Затем нужно выполнить выдох. 4 подходов по 8 вдохов-движений [3].

3. "Насос" — Также выполняется стоя, ноги расставлены, руки вдоль тела. На вдохе ребенок должен согнуться вперед, округляя спину и изображая насос. Руки доходят до колен, голова опущена вперед. Вход закончился — нужно выдыхать и возвращаться в исходное положение. Всего положено выполнить 8 подходов. 4 подходов по 8 вдохов-движений [3].

4. "Кошка" - Встать прямо, ноги на ширине плеч, от пола не отрываются. Выполнить приседание и одновременно повернуть корпус вправо — вдох. Затем приседание с поворотом влево и вдох. Выдохи происходят непроизвольно. Приседание легкое не глубокое. Руками нужно делать хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая. 4 подходов по 8 вдохов-движений [3].

5. "Обними плечи" - Встать, руки согнуты в локтях и находятся на уровне плеч. Нужно бросать руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя. И одновременно с «объятием» резкий вдох. Руки двигаются параллельно друг другу, нельзя их менять (все равно какая рука сверху); руки расслаблены и широко не разводятся. 4 подходов по 8 вдохов-движений [3].

6. "Большой маятник" - Встать прямо, ноги на ширине плеч. Голова вниз (смотреть на пол) — вдох. Голову вверх (смотреть на потолок) — тоже вдох. Вниз – вверх. Выдох непроизвольно производится после каждого вдоха. 4 подходов по 8 вдохов-движений [3].

7. "Повороты головы" - встать прямо, ноги на ширине плеч. Поворот головы вправо – вдох с правой стороны. Затем поворот головы влево — вдох с левой стороны. Вдох справа — вдох слева. Голову не останавливать, шея расслаблена. 4 подходов по 8 вдохов-движений [3].

8. "Ушки" - Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклон головы вправо, правое ухо тянется к плечу — вдох. Затем наклон головы влево, левое ухо тянется к плечу — тоже вдох. Смотреть прямо перед собой. Это упражнение напоминает «китайского болванчика». 12 подходов по 8 вдохов-движений [3].

9. "Маятник головой" - 12 подходов по 8 вдохов-движений.

10. "Перекаты" - Левая нога впереди, правая сзади. Тяжесть тела перенесите на левую ногу. Нога и туловище прямые. Правую ногу согнуть и поставить на носок. Выполнить легкое приседание на левой ноге одновременно сделать вдох. После левая нога резко выпрямляется и вес тела переносится на правую и на ней делается приседание с вдохом И снова не левой ноге. Приседание и вдох делаются строго одновременно.

Далее поменяйте ноги местами и выполните тоже самое. 12 подходов по 8 вдохов-движений

Заканчивая нашу практическую часть, хотелось бы у Вас спросить: Как снимают дети свое эмоциональное напряжение? (варианты ответов)

Дети, свое эмоциональное напряжение проявляют в виде крика.

Крик – это естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения. Но учителя энергию крика могут направлять в позитивное русло. Можно трансформировать в энергию певческого звука. Много ли мы поем?

Пение дает необходимую нервно – психическую разрядку. Вот и сегодня мы хотим, по итогам семинара, закончить песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (исполняется песня под караоке)

 

Список литературы:
1. Подробный комплекс дыхательной гимнастики представлен в кн. : Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. С. 211.
2. Сценическая речь: учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М. : Изд-во «ГИТИС», 2002. 511 с.
3. Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. М.: Педагогическое общество России, 2005. 160 с.http://emlab.ho.ua/Service----/Strelnikova_01_Vocal.html