Статья:

Художественно-эстетическое развитие как средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Плотникова Е.В., Давыдова О.И. Художественно-эстетическое развитие как средство социализации детей старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 23-26.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Художественно-эстетическое развитие как средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Плотникова Евгения Васильевна
магистрант АлтГПУ, РФ, г. Барнаул
Давыдова Ольга Ивановна
канд. пед. наук, доцент, АлтГПУ, РФ, г. Барнаул

 

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена поиском новых технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка. Включение в деятельность дошкольников художественно-эстетического развития способствует успешной социализации дошкольников. В статье рассматривается процесс социализации детей. Определена роль художественно-эстетического развития, способствующая расширению представлений об окружающем мире, традициях, ценностях общества, воспитанию патриотических чувств.

 

Ключевые слова: социализация; деятельность; дошкольный возраст; общество; художественно-эстетическое развитие.

 

Дошкольный возраст, по мнению многих исследователей, является важным периодом формирования личности, «фундаментом гармоничной личности» [1, с. 3]. Это время, когда ребёнок «включается» в сложный мир социальных отношений, на примере собственных поступков учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, приобретает опыт поведения, соответствующего этическим и моральным нормам и правилам общества. У дошкольника формируется осознание влияния своих поступков на окружающих людей, вырабатывается индивидуальная для каждого человека модель поведения. Иными словами, в возрасте 3‑7 лет одним из важнейших процессов развития ребёнка является его социализация.

За последние десятилетия возрос интерес учёных к процессу социализации человека, вызванный изменениями, которые происходят в различных сферах современного мира. Введение информационных технологий способствует формированию нового общества, появлению нового типа общения: виртуального. Основополагающими средствами социально-личностного развития ребёнка становятся компьютер, интернет, телевидение, сотовый телефон. По данным исследования В. Деркунской, самыми привычными занятиями современного ребёнка 6‑7 лет являются компьютер и телевизор. Вместе с тем, отмечается потребительское отношение к дружбе, нетипичное для данного возраста эгоцентричное, одностороннее восприятие сверстника. Необходимо подчеркнуть: при избыточных интеллектуальных знаниях об окру­жающем мире у современных детей наблюдается эмоциональное отчуж­дение, «одностороннее существование среди сверстников» [3; с. 107].

Таким образом, вопрос социального становления личности совре­менного дошкольника требует разработки и внедрения в практику дошкольных организаций новых методов и средств, которые являются интересными и актуальными возрасту ребёнка, позволяют не упустить время формирования гармоничной личности.

В русле нашего исследования особое внимание отводится художественно-творческой деятельности как способу социализации детей дошкольного возраста.

С точки зрения Л.С. Выготского, «…Творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принуждёнными, и могут воз­никнуть только из детских интересов» [2; с. 19]. Творческая деятельность, на наш взгляд, является своеобразной игрой с художественным мате­риалом, открывающая возможности для опыта социального общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, когда ребёнок учится жить рядом с другими [6; с. 3]. Творчество – это «окно в социальный мир», открывающее безграничные возможности познания окружающей действительности, через которое, с помощью собственных чувств, эмоций, воображения, дошкольник познаёт мир и становится социально-компетентным.

Социальная компетентность в научной литературе рассматри­вается как степень социализированности человека. С точки зрения Н.В. Калининой, социальная компетентность дошкольника представляет собой приобретаемые ребёнком компетенции, способствующие вхож­дению «растущей личности в общество». Как считает исследователь, ценными для социального становления личности ребёнка являются: умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятель­ность, согласовывать её с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей [5; с. 16].

В структуре социальной компетентности ребёнка дошкольного возраста мы выделяем следующие компоненты: когнитивный (познавательный), который включает в себя понимание себя, как части коллектива, общества, формирование представлений о своём ближайшем окружении; мотивационный компонент, который связан с умением дошкольника выстраивать взаимоотношения со сверстниками на основе дружелюбия, взаимопомощи, понимания настроения и эмоционального состояния окружающих, поведенческий – умение соблюдать этические нормы и правила, принятые в обществе.

С нашей точки зрения, формирование данных компонентов является необходимыми условиями социализации, и могут быть достигнуты при организации значимой для детского возраста художественно-творческой деятельности.

Исследователь Б.М. Теплов считает, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей. Решая задачу изобразить виденное, ребёнок неизбежно приучается по‑новому, гораздо острее и точнее видеть вещи» [7; с. 8]. Это спо­собствует тому, что художественно-творческая деятельность обладает ресурсами для социализации детей старшего дошкольного возраста:

  • способствует освоению социальных норм и ценностей;
  • развивает понимание эмоционального состояния сверстников, эмоциональную отзывчивость;
  • формирует представления о ближайшем социальном окружении и готовности к взаимодействию со сверстниками.

При организации художественно-творческой деятельности, направ­ленной на взаимодействие детей, как важное условие социализации, нами используются различные виды продуктивной деятельности: пластилинография, аппликация, рисование нетрадиционными методами, рисование крупой. Тесная взаимосвязь творчества и сотрудничества предполагает совместное обсуждение и реализацию дошкольниками замысла. Это способствует тому, что дети начинают осознавать и оценивать своё поведение, учатся жить рядом со сверстниками, учитывать и уважать мнение близких, спокойно воспринимать все замечания в свой адрес. Необходимо отметить важную особенность организации творческой деятельности: возможность учитывать особен­ности, способности и интересы каждого ребёнка, возможности педагога быть «другом», но не руководителем.

 

Список литературы:
1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / Р.С. Буре. – Москва: Мозаика-синтез, 2012. - 80 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психол. Очерк / Л.С.Выготский. - - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1967. – 93 с.: ил.: - Библиогр.: 92 с.
3. Деркунская, В. Современный дошкольник: контуры портрета [Текст] / Е. Деркунская // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 11. – С. 100-109.
4. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
5. Калинина Н. Формирование социальной компетенции как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н. Калинина // Психологическая наука и образование. – 2001. - № 4. – С. 16.
6. Пашкевич Т.Д. Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры. Методические рекомендации для педагогов ДОУ, студентов, родителей [Текст] – Барнаул, 2004. – 36 с.
7. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов. – М.-Л., 1947.