Художественно-эстетическое развитие как средство социализации детей старшего дошкольного возраста
Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Художественно-эстетическое развитие как средство социализации детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена поиском новых технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка. Включение в деятельность дошкольников художественно-эстетического развития способствует успешной социализации дошкольников. В статье рассматривается процесс социализации детей. Определена роль художественно-эстетического развития, способствующая расширению представлений об окружающем мире, традициях, ценностях общества, воспитанию патриотических чувств.
Ключевые слова: социализация; деятельность; дошкольный возраст; общество; художественно-эстетическое развитие.
Дошкольный возраст, по мнению многих исследователей, является важным периодом формирования личности, «фундаментом гармоничной личности» [1, с. 3]. Это время, когда ребёнок «включается» в сложный мир социальных отношений, на примере собственных поступков учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, приобретает опыт поведения, соответствующего этическим и моральным нормам и правилам общества. У дошкольника формируется осознание влияния своих поступков на окружающих людей, вырабатывается индивидуальная для каждого человека модель поведения. Иными словами, в возрасте 3‑7 лет одним из важнейших процессов развития ребёнка является его социализация.
За последние десятилетия возрос интерес учёных к процессу социализации человека, вызванный изменениями, которые происходят в различных сферах современного мира. Введение информационных технологий способствует формированию нового общества, появлению нового типа общения: виртуального. Основополагающими средствами социально-личностного развития ребёнка становятся компьютер, интернет, телевидение, сотовый телефон. По данным исследования В. Деркунской, самыми привычными занятиями современного ребёнка 6‑7 лет являются компьютер и телевизор. Вместе с тем, отмечается потребительское отношение к дружбе, нетипичное для данного возраста эгоцентричное, одностороннее восприятие сверстника. Необходимо подчеркнуть: при избыточных интеллектуальных знаниях об окружающем мире у современных детей наблюдается эмоциональное отчуждение, «одностороннее существование среди сверстников» [3; с. 107].
Таким образом, вопрос социального становления личности современного дошкольника требует разработки и внедрения в практику дошкольных организаций новых методов и средств, которые являются интересными и актуальными возрасту ребёнка, позволяют не упустить время формирования гармоничной личности.
В русле нашего исследования особое внимание отводится художественно-творческой деятельности как способу социализации детей дошкольного возраста.
С точки зрения Л.С. Выготского, «…Творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принуждёнными, и могут возникнуть только из детских интересов» [2; с. 19]. Творческая деятельность, на наш взгляд, является своеобразной игрой с художественным материалом, открывающая возможности для опыта социального общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, когда ребёнок учится жить рядом с другими [6; с. 3]. Творчество – это «окно в социальный мир», открывающее безграничные возможности познания окружающей действительности, через которое, с помощью собственных чувств, эмоций, воображения, дошкольник познаёт мир и становится социально-компетентным.
Социальная компетентность в научной литературе рассматривается как степень социализированности человека. С точки зрения Н.В. Калининой, социальная компетентность дошкольника представляет собой приобретаемые ребёнком компетенции, способствующие вхождению «растущей личности в общество». Как считает исследователь, ценными для социального становления личности ребёнка являются: умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, согласовывать её с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей [5; с. 16].
В структуре социальной компетентности ребёнка дошкольного возраста мы выделяем следующие компоненты: когнитивный (познавательный), который включает в себя понимание себя, как части коллектива, общества, формирование представлений о своём ближайшем окружении; мотивационный компонент, который связан с умением дошкольника выстраивать взаимоотношения со сверстниками на основе дружелюбия, взаимопомощи, понимания настроения и эмоционального состояния окружающих, поведенческий – умение соблюдать этические нормы и правила, принятые в обществе.
С нашей точки зрения, формирование данных компонентов является необходимыми условиями социализации, и могут быть достигнуты при организации значимой для детского возраста художественно-творческой деятельности.
Исследователь Б.М. Теплов считает, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей. Решая задачу изобразить виденное, ребёнок неизбежно приучается по‑новому, гораздо острее и точнее видеть вещи» [7; с. 8]. Это способствует тому, что художественно-творческая деятельность обладает ресурсами для социализации детей старшего дошкольного возраста:
- способствует освоению социальных норм и ценностей;
- развивает понимание эмоционального состояния сверстников, эмоциональную отзывчивость;
- формирует представления о ближайшем социальном окружении и готовности к взаимодействию со сверстниками.
При организации художественно-творческой деятельности, направленной на взаимодействие детей, как важное условие социализации, нами используются различные виды продуктивной деятельности: пластилинография, аппликация, рисование нетрадиционными методами, рисование крупой. Тесная взаимосвязь творчества и сотрудничества предполагает совместное обсуждение и реализацию дошкольниками замысла. Это способствует тому, что дети начинают осознавать и оценивать своё поведение, учатся жить рядом со сверстниками, учитывать и уважать мнение близких, спокойно воспринимать все замечания в свой адрес. Необходимо отметить важную особенность организации творческой деятельности: возможность учитывать особенности, способности и интересы каждого ребёнка, возможности педагога быть «другом», но не руководителем.