Статья:

СИСТЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Оразбаева Н.Б., Джолтукова Б.И. СИСТЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(79). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Оразбаева Назым Бердаховна
магистр педагогических наук, Казахский Национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы
Джолтукова Ботакоз Исаевна
магистр педагогических наук, Казахский Национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

 

SYSTEMIC USE OF THE TEXTBOOK IN BIOLOGY LESSONS IS ONE OF THE WAYS TO PREPARE STUDENTS FOR INDEPENDENCE

 

Nazym Orazbayeva

Master of pedagogical sciences Kazakh National Pedagogical University named after Abai, Kazakhstan, Almaty

Botakoz Zholtukova

Master of pedagogical sciences Kazakh National Pedagogical University named after Abai, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В современной ситуации развития общества одной из задач школы является развитие у учащихся навыков самостоятельного обучения. В учебнике изложено содержание школьного предмета, который является средством обучения учащихся и одним из источников важных знаний. При систематическом использовании его в образовательном процессе можно повысить самостоятельную долю учащихся в обучении по нему, а также привлечь студентов к самообразованию. Данной цели можно достичь, используя элементы различных технологий, например, развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления. Известно, что тому, кто читает самостоятельно, гораздо лучше, чем, когда ему все объясняют. Поэтому задача учебника – не дать учащимся готовое образование, а научить их учиться самостоятельно, научить учащихся анализировать незнакомые ситуации, критически оценивать их, систематизировать, обобщать, творчески обрабатывать, писать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц, вспомогательных рефератов, главное использование логических операций для решения проблемных задач.

Abstract. In the current situation of the development of society, one of the tasks of the school is to develop students' self-study skills. The textbook outlines the content of the school subject, which is a means of teaching students and one of the sources of important knowledge. With its systematic use in the educational process, it is possible to increase the independent share of students in learning on it, as well as to attract students to self-education. This goal can be achieved using elements of various technologies, for example, developmental learning, problem-based learning, and the development of critical thinking. It is known that someone who reads independently is much better than when everything is explained to him. Therefore, the task of the textbook is not to give students a ready–made education, but to teach them to study independently, to teach students to analyze unfamiliar situations, critically evaluate them, systematize, generalize, creatively process, write thoughts in the form of plans, summaries, diagrams, tables, auxiliary abstracts, the main use of logical operations to solve problematic problems.

 

Ключевые слова: школьники; учебник; технология проблемного обучения; развивающее обучение; критическое мышление.

Keywords: schoolchildren; textbook; technology of problem-based learning, developmental learning; critical thinking.

 

В учебном процессе следует использовать такие методы работы с учебником, которые: осуществляют основные функции учебника (обучение, воспитание и развитие) и способствуют формированию у учащихся биологических знаний, навыков чтения и позитивного отношения к природе; направлены на развитие самостоятельности в обучении; обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью; вовлекают учащихся в процесс самообразования.

Важно помнить, что в процессе чтения не весь информационный текст усваивается. Методы использования учебника должны быть направлены на изучение основной сущности учебного материала, представленного в виде биологических понятий, развитие творческого чтения учебника вне дополнительной литературы. В методике преподавания биологии при формировании понятий следует опираться на теорию развития биологических понятий, разработанную Н.М. Верзилином [1] и другими авторами.

При этом сохраняется периодичность данного процесса: накопление и развитие опорных знаний (фактов, подчиненных понятий), а также объединение (синтез) элементов содержания и определение (вывод) понятия на этой основе. Абстрагирование и дальнейшее развитие (углубление) сложившейся концепции и использование ее как целостного знания на пути расширения концепции.

Связь с системой понятий. В учебном процессе должны формироваться и методы работы с учебником, направленные на решение учебных задач. С этой целью обучающимся предлагаются такие задания по работе с учебником, которые способствуют обновлению знаний и обладают воспитательным потенциалом. При этом учащиеся включаются в обсуждение текстов для выработки своих представлений и убеждений о природе и обществе; осуществляется выделение воспитательного элемента в содержании учебника на уровень отдельных познавательных задач. При этом материал учебника является не только содержанием информации, но и отражением учебной деятельности, направленной на выполнение заданий и решение задач [2].

В процессе обучения могут быть использованы традиционные методы работы с учебником, такие как выделение основных моментов текста учебника, составление плана абзаца, заполнение схем, таблицы на основе текста учебника и другие, обеспечивающие усвоение знаний и навыков репродуктивной, исполнительской деятельности, когда учащийся ориентирован на твердую память учебника и воспроизведение текста. Кроме того, при использовании учебника необходимо включать в трансформационную деятельность обучающихся, характеризующуюся самостоятельным получением знаний из учебника, перестройкой ранее приобретенных знаний и умений, осуществлением широкой передачи сложившихся методов решению новых практических учебных задач. Для учащихся термины играют важную роль. Изучение биологических терминов не ограничивается запоминанием определений. Обучающийся должен понимать их значение и уметь пользоваться определениями. Если термин встречается редко и на каждом уроке отсутствует система его развития, то он долго не хранится в памяти [3]. Важно помнить более продуктивно, чем механически. Основа важной памяти − смысловая группировка или деление на части, выделяя главное. Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины. Для качественного овладения научным языком мы использовали следующий алгоритм: 1. Произношение термина; 2. Запись на доске и в блокноте; 3. Работа над орфографией; 4. Определение этимологии термина; 5. Тренинг.

Большую поддержку в освоении терминов оказывает раздел "Терминология". Работа с терминами − одна из важнейших сторон обучения. Усвоение нового материала во многом зависит от усвоения новой терминологии. Если студенты не могут полностью понять, что означает этот термин, или пропускают объяснение концепции, им будет трудно усвоить новую информацию в будущем, что приведет к потере интереса к предмету и, как правило, снижению успеваемости. Раздел "Терминология" можно использовать при закреплении материала, а также в качестве проверки усвоения знаний. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении биологических диктантов [4].

К признакам самостоятельной образовательной деятельности относятся: - высокий уровень активности и самостоятельности студентов; - добровольность получения новых знаний; - совпадение целей и мотивов познавательной деятельности; - избирательный характер по сравнению с учебным познанием; - целенаправленность, системность и плановый характер этой деятельности.

Предлагается реализовать эти признаки следующим образом:

- систематически формировать и развивать у учащихся навыки самостоятельной работы с учебником в овладении алгоритмами деятельности, составляющими каждый навык; - включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, создающим благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности; - использование дополнительных источников знаний, кроме учебника: книг для чтения по различным разделам биологии, растений, насекомых, рыб и другой научно-популярной литературы; - включение в учебный процесс элементов развлечения, что способствует развитию эмоционального энтузиазма, познавательной вызывает развитие интереса [5]. Эти показатели являются общими. Поэтому рассматривать самообразование как неотъемлемую часть и условие расширения системы ценностей духовного образа человека. Чтобы самообразование стало одним из личностных качеств, необходимо мотивировать каждого ученика к самостоятельному обучению, к пониманию их, превращению знаний в убеждения. В процессе использования учебника на уроке предусмотрено развитие учащихся для воспитания у учащихся уверенности и позитивного отношения к природе при обучении биологии:

- знание норм поведения в природе;

- ценные мнения о значении биологических знаний для обоснования взаимоотношений человека с природой;

- общественная активность, участие в общественно полезных делах по охране природы.

Эти области обучения:

- применение специальных вопросов и заданий к текстам учебников биологии, их успешное решение убеждает учащихся в ценности и действенности биологических знаний;

- познакомить учащихся с фундаментальными основами биологии, изложенными в учебниках, ее гуманистическим характером, диалектическими и историческими подходами к изучению биологических явлений;

- анализ текстов, имеющих воспитательное значение, но не полностью раскрытых в содержании учебников биологии;

- оценка учебников биологии как учебной книги с целью вовлечения учащихся в демократическую проработку содержания учебника и внедрения ценностного материала из дополнительных источников знаний;

- развивать у школьников ценностные отношения к дикой природе, умение применять полученные знания в практической деятельности.

В школьном курсе не отводится специального времени на освоение методов и приемов учебной работы, поэтому необходимо обучать учащихся непосредственно на уроках, а также отвечать на вопросы: «Зачем изучать биологию?»; «Чему там учиться?»; «Как исследовать?»; «Как научиться рационально?»; «Как учить?» Один из способов учебной работы − работа с учебником. Психологи говорят, что нет некомпетентного ученика [7].

Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при его хорошей организации. Работа с учебником ведется параллельно по двум направлениям:

- работа с учебником с помощью учителя;

- самостоятельная работа учащихся с материалами учебника.

В этом случае формируются следующие навыки и умения:

- уметь выделять главное в тексте, таблице, рисунке;

- сравнивать, обобщать, делать выводы по тексту;

- составьте план беседы по тексту;

- составление вопросов к тексту;

- ведение словаря биологических терминов по теме;

- выполнение чертежей, таблиц, графиков по тексту учебника;

- подготовка сообщения, написание реферата, "эссе";

- работа с рефератами по определенной теме;

- составление карточек-консультантов по теме учебника.

Осваивая содержательную сторону информации, учащиеся сравнивают ее с имеющимися знаниями, оценивают ее значимость и подтверждают реальность на примерах. Это связано с тем, что систематическая работа с учебником на уроках биологии не только формирует информационную компетентность учащихся, но и оказывает непосредственное влияние на повышение качества знаний и уровня интеллектуального развития учащихся [8].

 

Список литературы:
1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 2004. -174 с. 
2. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования./ Под ред. М.Н. Скаткина и В.В. Краевского. - М.: Педагогика, 2017. -280 с.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 640с.
4. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования//Педагогика. 2009. №7. -160 с.
5. Шилов. Организация самостоятельной работы учащихся с учебником.//Физика в школе, 1994, № 4. -155 с.
6. Анастасова Л.П. Самостоятельные работыучащихся по общей биологии.- М.: Просвещение, 1989. 2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2003.  –С.15-20.
7. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 2006.  –С.56-58.
8. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 2000. -240 с.
9. Дубинина Н.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Бактерии. Грибы. Растения”. – М. Издательский дом “Дрофа”,  2011.  -160 с.