Статья:

Прикладное значение защитных и актуальных действий борьбы в партере при обучении и тренировке курсантов на занятиях по рукопашному бою

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Цуркан О.В., Дутчак П.Р. Прикладное значение защитных и актуальных действий борьбы в партере при обучении и тренировке курсантов на занятиях по рукопашному бою // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(34). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 59-68.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Прикладное значение защитных и актуальных действий борьбы в партере при обучении и тренировке курсантов на занятиях по рукопашному бою

Цуркан Олег Валерьевич
канд. пед. наук, доцент, Военный институт физической культуры МО РФ, РФ, г. Санкт-Петербург
Дутчак Павел Романович
канд. пед. наук, доцент, Военный институт физической культуры МО РФ, РФ, г. Санкт-Петербург

 

APPLIED VALUE OF PROTECTIVE AND RELEVANT ACTIONS OF FIGHT IN ORCHESTRA SEATS DURING THE TRAINING AND A TRAINING OF CADETS AT CLASSES IN HAND-TO-HAND FIGHT

 

Oleg Tsurkan

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Military institute of physical culture of the Ministry of Defence of the Russia Federation, Russia, St. Petersburg

Pavel Dutchak

Candidate of Pedagogical Sciences, professor, Military institute of physical culture of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются роль и значение  борьбы в партере в структуре образовательного процесса по военно-прикладным видам единоборств. Статья посвящена вопросам применения технико-тактических действий при обучении боевым приемам борьбы в образовательных организациях МО РФ. Авторами обосновывается эффективность обучения использования приемов борьбы в партере для эффективного и быстрого лишения противника возможности к сопротивлению и для достижения наилучшего результата в схватке с противником в конкретно сложившихся условиях. На наш взгляд, обучение защитным и атакующим действиям в партере, в целях повышения прикладного значения рукопашного боя раскрывает большие перспективы при выполнении задач в условии сложной тактической обстановки.

Abstract. In article the role and value of fight in orchestra seats in structure of educational process on military and applied sports are considered. Article is devoted to questions of application of technical and tactical actions when training in fighting methods of fight in the educational organizations of the Ministry of Defence of the Russian Federation. The learning efficiency of use of methods of fight is proved in orchestra seats for effective and fast deprivation of the opponent of an opportunity to resistance and for achievement of the best result in a fight with the opponent in specifically developed conditions by authors. In our opinion, training in the protective and attacking actions in orchestra seats, for increase in applied value of hand-to-hand fight discloses big prospects when performing tasks in a condition of a difficult tactical situation.

 

Ключевые слова: профессионально важные качества; борьба в партере; физическая подготовка; подразделения специального назначения; самооборона без оружия; боевое самбо; рукопашный бой; военно-прикладной навык.

Keywords: professionally important qualities; fight in orchestra seats; physical training; special purpose divisions; self-defense without weapon; fighting sambo; hand-to-hand fight; military and applied skill.

 

Прикладное значение физической подготовки проявляется в степени соответствия её содержания характеру профессиональных приемов и действий, используемых для решения служебных задач. Задачи, которые ставятся перед различными силовыми структурами, условно разделены на две группы. Это важно для выявления двух основных стереотипов служебного  поведения, отличие которых состоит в том, что действия одних (Министерство обороны) преимущественно направлены на уничтожение противника, тогда как действия других (МВД и ФСБ) в большей степени связаны с задержанием и  нейтрализацией противника. (С.М.Ашкинази) [1]

Сотрудникам правоохранительных органов при выполнении служебных обязанностей зачастую приходится действовать, исходя из складывающейся обстановки и поведения правонарушителя. Выражаясь терминологией спортивных единоборств, сотрудник действует «вторым номером», «от обороны». При этом, сотрудник должен постоянно помнить, что в случае неверного выбора способа пресечения противоправного деяния, он может понести уголовную ответственность за убийство (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью), совершенное при превышении пределов необходимой обороны, либо превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. (Уголовный кодекс РФ ст.108,114)

Данный стереотип поведения предполагает выполнение действий, связанных с сокращением дистанции до максимально близкой, захватами, ограничением подвижности правонарушителя. Подобные действия более характерны для рукопашного боя (АРБ), разрешается наносить удары любой частью тела, практически в любую точку (за исключением традиционно запрещенных ударов  по суставам, в горло и пах) и даже по противнику, находящемуся в партере. Ударная техника при этом будет играть вспомогательную роль. (С.М.Ашкинази, 2009) [1]

Общевойсковой бой – это организованное вооруженное столкновение соединений, частей и подразделений воюющих сторон, представляющее собой согласованный по цели, месту и времени удары, огонь и маневр в целях уничтожения и разгрома противника и выполнения других тактических задач в определенном районе в краткие сроки. На завершающем этапе боя, когда противоборствующие стороны сближаются до такой степени, что могут уничтожать друг друга личным огнестрельным и холодным оружием, а также подручными средствами и приемами единоборства, может возникать рукопашная схватка.

Опыт показывает, что рукопашный бой может возникать между подразделениями, группой и отдельными военнослужащими в самых различных сочетаниях. Это объясняется, как правило, особыми условиями, к которым относятся: внезапность столкновения противников, ведение боя в темное время или в условиях ограниченного пространства, бои в лесу, в траншеях, за отдельные объекты в населенных пунктах и т.д. В свете требований современного боя новую трактовку приобретают вопросы о месте и значении ближнего боя и его завершающей части - рукопашной схватки.

Специалисты диверсионно-разведывательной подготовки стран НАТО говорят, что в "будущей войне угроза применения ядерного оружия неизбежно приведет, во-первых, к значительному рассредоточению войск, во-вторых, к взаимной инфильтрации, перемешиванию и изоляции отдельных подразделений и частей". В этих условиях наиболее характерной формой боевых действий будут многочисленные локальные столкновения в виде диверсионно-разведывательных действий, как правило, переходящих в ближний бой.

Таким образом, под рукопашным боем понимается составная часть ближнего боя с применением противниками личного огнестрельного, холодного оружия, подручных средств и приемов единоборства. [2,6]

Стереотип поведения военнослужащего при применении военно-прикладных навыков обусловлен обязанностью выполнять специальные боевые или служебные задачи, это человек, прошедший специальный отбор на психологическую и физическую пригодность, как правило уже занимавшийся спортивными единоборствам и имеющий опыт боев.

При подборе средств и методов специальной физической подготовки необходимо учитывать существенные различия в служебной деятельности сотрудников силовых структур и военнослужащих, которые будут определять содержание обучения. Если для уничтожения противника достаточно применить оружие огнестрельное, холодное или агрессивно-атакующие действия с преимущественным применением ударной техники, то для задержания необходимо использование комплекса защитно-атакующих действий. Одним из условий успешного применения защитно-атакующих действий служит захват и перевод противника в «партер» с целью лишить его устойчивого положения, при котором он может оказать активное сопротивление.

В связи с этим необходимо отметить, что анализ учебно-методической литературы военно-прикладной направленности показал, что при обучении рукопашному бою недостаточно акцентируется внимание на перевод в партер и выполнение действий, после того как один из противников или сразу оба оказались на земле. [3,6]

В ситуации, когда в процессе исполнения обязанностей перед военнослужащим не стоит задача уничтожения противника, а требуется его задержание, нейтрализация, в том числе с применением специальных (наручники, слезоточивый газ, резиновая дубинка) и подручных средств  (верёвка, ремень и др.), а так же конвоирование, то как правило данные действия лучше всего осуществлять в положениях, ограничивающих подвижность человека, возможность оказать сопротивление, убежать. Это более эффективно достигается, когда человек не касается опоры ступнями ног (сидя на коленях, ягодицах, лёжа на спине или животе).

Не каждый поединок можно провести только в положении стоя. В ходе поединка противники могут бросать, сбивать друг друга с ног, могут потерять равновесие неудачно защищаясь или выполнив бросок с падением. Поэтому умение защищаться в положениях сидя или лежа не менее важно, чем владение приёмами в положении стоя, с точки зрения возникновения различных ситуаций на соревнованиях по спортивным единоборствам, в военно-прикладной деятельности, личной безопасности во внеслужебное время.

Многие системы боевых искусств, в том числе с преобладанием ударной техники, для обеспечения прикладной значимости и жизненности единоборств включают в процесс обучения элементы борьбы в частности партер. Так универсальным средством выявления лучшего в спортивных единоборствах служат так называемые «бои без правил», в которых уже недостаточно владение только одной техникой ударной или борцовской, не говоря уже о партере, в положении которого часто проходит  большая часть поединка. Очень показательно, когда чемпионы мира по кикбоксингу (от англ. "kick" - бить ногой и "boxing" – бокс, спортивное единоборство в котором разрешены удары руками и ногами с использованием в экипировке боксёрских перчаток.) выигрывают удушающими приёмами, а мастера грепплинга (англ. Grappling, Submission Fighting, Submission Wrestling, No-Gi Grappling — вид спортивного единоборства, совмещающего в себе технику всех борцовских дисциплин, с минимальными ограничениями по использованию болевых и удушающих приемов), бразильского джиу-джитсу (общее название японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений) с самого начала предлагают борьбу в партере, принимая соответствующее положение для начала поединка.

Существуют различные подходы в изучении партера. Одни боевые искусства ориентированы больше на спортивный стереотип ведения поединка с большим количеством ограничений, что в реальном столкновении может навредить, привести к увечьям и поражению. В спорте есть судья, следящий за соблюдением правил и в случае необходимости прекращающий поединок. В реальной боевой ситуации ограничений нет. Поэтому и методики направленные на обучение и тренировку военнослужащих должны отличаться большей приближенностью к реальным условиям служебной деятельности в зависимости от решаемых задач и профессиональной ориентации. На наш взгляд, обучение защитным и атакующим действиям в партере, в целях повышения прикладного значения рукопашного боя раскрывает большие перспективы при выполнении задач в условии сложной тактической обстановки.

Парте́р (фр. Parterre — на земле) — термин, использующийся в разных видах борьбы. Означает борьбу, когда один из борцов находится в положении лёжа (на боку, на спине, на груди), стоит на коленях, находится положении мост или полумост. Положение партера может дополнительно определяться как высокий партер (на коленях) и низкий партер (лёжа). В спортивной терминологии партер это положение, при котором один из соперников касается земли ещё одной частью тела кроме ступней ног. В разных единоборствах это положение может различаться, но не существенно, например в греко-римской борьбе и вольной борьбе партером считается касание коленом ковра. Так или иначе партер это довольно обширное понятие со множеством положений. Борьба в партере является гораздо более энергозатратной борьбой, нежели борьба в стойке. Техника борьбы в партере включает удары, блоки, захваты и броски выполняемые из положений сидя, лёжа или в падении. Борьба в партере включает работу из положения стоя, на коленях, сидя или лёжа, в то время, когда противник может находиться в любом положении. Техника борьбы лёжа основана на тех же принципах, что и техника борьбы стоя. Учёт дистанции до соперника, выполнение технических действий с максимальной плотностью. Её отличие в основном связано с отсутствием необходимости сохранять равновесие на двух ногах. Как и при работе стоя, при выполнении атакующих и защитных действий в партере используется специальная техника перемещений, куда может входить не только техника входа  или выхода из боевого контакта, но и элементы акробатики, страховки и самостраховки.

Необходимость борьбы в партере может возникнуть в следующих случаях:

- противник провёл бросок;

- было потеряно равновесие (боец поскользнулся, споткнулся)

- был пропущен удар, выполнено неудачное техническое действие.

- была применена техника предусматривающая собственное падение.

- на бойца напали, когда он сидел или лежал.

- боец не может стоять по причине травмы.

- боец не может стоять из-за недостатка места.

- нет возможности подняться из-за опасности положения стоя (стрельба, взрывы, работающие механизмы).

- противник значительно превосходит по антропометрическим данным.

Ситуации борьбы в партере возникают, как правило, после нападения  противника, желания застать врасплох, что больше свойственно для сдерживающего стереотипа служебного поведения, когда зачастую приходится оказывать противодействие, предвидя и просчитывая действия противника. Однако, техника предполагает в том числе и агрессивные, атакующие действия направленные на достижение победы в противостоянии.

Победы в партере можно достичь приемами удушениями, фиксирующими удержаниями, болевыми приёмами на руки и ноги, добиванием руками и ногами, нанесением ударов ногами из нижнего положения и воздействием на болевые точки тела. Защита осуществляется из 4 положений: сидя, лёжа, стоя на коленях и с переходом в положение лёжа.

По версии некоторых исследователей борьбы изначально действия, которые можно отнести к технике работы в партере, были не свойственны многим видам боевых искусств, так как в бою падение или длительное нахождение на земле грозило смертью воинам. [3] Партер был спортивной составляющей условного поединка и в основном ограничивался удержанием соперника на земле спиной. Не смотря на то, что некоторые знатоки борьбы утверждают, что партер появился позднее борьбы в стойке, найденные рисунки в египетских гробницах говорят о том, что уже тогда наравне с приёмами стойки существовали приёмы борьбы на земле. В большинстве смешанных спортивных единоборств, более приближенных к реальной рукопашной схватке, действия в партере вторичны по отношению к действиям в стойке, так в вольной борьбе сегодня очень многие борцы пренебрегают партером. Более того, в реальном бою до борьбы лёжа дело может и не дойти. Из этого можно сделать вывод, что техника боя лёжа должна была появиться после того, как сформировалась техника боя стоя, как расширение арсенала достижения победы. [2, 4]

Термин не применяется к некоторым национальным видам борьбы, таким как сумо, чидаоба, куреш, поскольку борьба в них ведётся только в стойке (например, до касания борцовского ковра любой частью тела, кроме ступней, до падения борца на спину и т. п.). В тех видах борьбы где борьба лёжа разрешена, она регулируется различными правилами при использовании разной техники. Борьба в партере в спортивной борьбе и в смешанных боевых искусствах также отличается. [4]

Если рассматривать разновидности рукопашного боя, соревнования по которым проводятся в разных силовых ведомствах, то в каждом из них есть свои достоинства и недостатки и со стороны судейства, и со стороны правил, и с точки зрения допустимой техники каждого конкретного единоборства. Сравнивая армейский рукопашный бой и рукопашный бой «Динамо» нами сделан вывод, что армейский рукопашный бой более соответствует стереотипу служебного поведения тех для кого оно предназначено, чем версия рукопашного боя «Динамо», где предпочтение отдаётся ударной технике, чему в не малой степени способствует временное ограничение нахождения в захвате, как следствие затруднено выполнение бросковой техники с последующим переходом в партер, что в свою очередь отдаляет ведомственное единоборство от задач профессиональной деятельности тех, для кого оно предназначено. Шагом вперёд стало изменение правил соревнований,  с отказом от имитации добивания, как конечного результата и одной из главных целей поединка, вследствие чего увеличилось количество технических действий и побед в партере, что является более логичным для сотрудников силовых ведомств. На наш взгляд не может единоборство имеющее ведомственное предназначение и по которому проводятся ведомственные соревнования развиваться обособленно не отражая задач служебной практики.

Нами был проведён анализ руководящих документов и учебных пособий по рукопашному бою, учебно-методических пособий по обучению комплексу базовых боевых приемов борьбы для силовых ведомств. В результате не было обнаружено существенных различий  не в методике преподавания ни в технике приёмов. А положение партера предусмотрено только при досмотре и связывании.

Стереотип служебного поведения МО объясняет недостаток технических действий, отсутствием перевода в партер с точки зрения решаемых задач в рукопашном бое, не рассматривая как тактическое преимущество в профессионально-прикладной физической подготовке. Однако, гораздо легче справиться с превосходящим по силе и весу противником выполняя перевод, сваливание, сбивание или бросок, когда сознание падающего человека направлено на восстановление равновесия, а если падение неизбежно внимание будет переключено на осуществление более безопасного падения, соответственно в эти мгновения речи о сопротивлении быть не может, тут на помощь бойцу приходит инстинкт самосохранения противника, а затем процесс эволюции поставивший человека на ноги, так как большинство людей после падения стремится встать, занять более привычное для продолжение поединка положение. Боец (курсант) тренированный в положении ведения боя лежа на земле, которому не надо справляться с ориентировочным рефлексом, для которого положение борьбы на земле привычно будет иметь тактическое преимущество. Необученный человек вставать на ноги будет инстинктивно, лицом вниз, пытаясь опереться на руки, не видя противника, при этом руки и ноги будут заняты подъёмом массы собственного тела, а не противодействием  - захватам и болевым приёмам.

Анализируя технику рукопашного боя, ядром которого являются болевые приёмы с последующим переводом на захват, последовательность выполнения каждого элемента приёма и изменение дистанции, приходим к выводу, что  логическим продолжением будет, как и в спортивной борьбе переход к последующей работе в партере. Поэтому обучение должно идти от начального овладения принципами и основами борьбы в стойке и в партере.

Внедрение данного  спортивного навыка в программу обучения рукопашному бою сможет повысить эффективность обучения, расширить технический арсенал  профессионально-прикладных навыков у курсантов и слушателей, выработать вариативность их использования.

Вариативность использования будет возникать тогда, когда боец (курсант, слушатель) будет иметь в своём двигательном автоматизме не одно стандартное действие в ответ на ситуацию противоборства, а комплекс отработанных прикладных навыков и тактических приемов ведения боя лежа на спине. При практическом обучении и тренировке борьбы в партере, боец (курсант, слушатель) имеет возможность прочувствовать каждый элемент и сформировать представление о нём с точки зрения нервно-мышечных ощущений: захват-дистанция, выведение из равновесия, контроль тела противника, при положении противник внизу выбор варианта продолжения, переход от неудачного действия к другому. Борьба в партере более чем рукопашный бой и самбо приближена к реальным условиям нейтрализации противника.

Считаем, что многие из разучиваемых приемов должны завершаться  переводом в положение партера: для дальнейшего конвоирования, сваливания для проведения досмотра, использования наручников (связывания), в некоторых случаях можно наносить удары по уязвимым точкам на теле человека. Целесообразность изучения базовой техники борьбы в партере у подавляющего большинства исследователей не вызывает сомнений. По мнению Г.С. Туманяна: «под базовой техникой и тактикой следует понимать минимальный перечень обязательных движений из различных групп классификации, освоение которых обеспечивает формирование начальной техники и тактики, создавая предпосылки быстрого разучивания любого нового движения из состава расширенной (всей остальной) техники и тактики борьбы». [5]

Борьба в партере категорически противопоказана при столкновении с численно превосходящим противником. По мнению некоторых исследователей единоборств и борьбы в частности развитие борьбы в партере явилось следствием того, что единоборства становятся оружием не только регулярных войск, но и спецслужб. [2]

Партер не распространённое явление, но по обилию приёмов и способов достижения победы никак не уступает действиям в стойке. Большое число поединков в боях без правил заканчивается победой в партере. Обучение и тренировка военнослужащих прикладным аспектам рукопашного боя – это процесс, связанный с разучиванием и совершенствованием большого числа двигательных действий, выполняемых в различных условиях и из различных положений.

В современных условиях качественно меняется характер требований к уровню индивидуальной физической  подготовленности военнослужащего, это связано с усложняющейся обстановкой и улучшением физической подготовленности контингента противника.

Анализ литературы посвящённой рукопашному бою и непосредственно борьбе в партере показал, что совокупность всех возможных действий и ситуаций в партере является необходимой составляющей многих спортивных и спортивно-боевых единоборств (самбо, дзюдо), в которых разрешены захваты и заваливания. Актуальность тренировки и обучение борьбы в партере на занятиях по рукопашному бою у курсантов высших военных заведений обусловлена всем разнообразием ситуаций и положений, в которых может оказаться военнослужащий в военное время.

Недостаток борьбы в целом и партера в частности невозможность эффективно противодействовать численно превосходящему противнику. В тоже время  в процессе группового задержания умение действовать, и взаимодействовать будет способствовать более эффективной и уверенной работе. А в схватке один на один увеличивает шансы на выживание при применении удушающих, болевых приемов для дальнейшего конвоирования.

На наш взгляд, обучение защитным и атакующим действиям в партере, в целях повышения прикладного значения рукопашного боя раскрывает большие перспективы при выполнении задач в условии сложной тактической обстановки.

 

Список литературы:
1. Ашкинази, С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография; ВИФК - СПб.: [б.и.], 2001. - 241 с.
2. Севостьянов Г.А., Бурцев Г.А., Пшеницин А.В. Рукопашный бой. История развития, техника и тактика. – Москва, Дата Стром, 1991 г.
3. Карасев А.В. Комплекс базовых боевых приемов борьбы. - М.: Центр обеспечения кадровой работы МВД России, 2008, С.78
4. Лавриченко К.С., Арутюнян Т.Г., Савчук А.Н. Терминология и методика обучения технике борьбы в партере борцов вольного стиля: методические рекомендации. КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012 г.
5. Туманян Г.С. Спортивная борьба. Теория. Методика. Москва: Академия, 2006. - 265
6. Цыганок, А.О. Подготовка курсантов вузов по рукопашному бою: дис.  канд. пед. наук; ВИФК - СПб., 2003. - 224 с
7. Приказ Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. N 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации»