ПЕРСПЕКТИВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В РОЛИ ВЕДУЩЕЙ ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В РФ
Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика

XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПЕРСПЕКТИВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В РОЛИ ВЕДУЩЕЙ ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В РФ
PROSPECTS FOR MENTORING AS A LEADING FORM OF PREVENTIVE WORK WITH MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Roman Fakhrutdinov
Master of Political Science, teacher of Gymnasium No. 70, Russia, Yekaterinburg
Аннотация. Современная школа, подобно другим социально-ориентированным учреждениям, сталкиваются с быстрыми изменениями в общественной жизни общества, поскольку одной из недооцененных проблем является профилактическая работа с несовершеннолетними. В данной статье рассматриваются современные проблемы работы с подростками, предлагается внедрение наставничества как основной универсальной формы профилактики, перечислены удачные примеры его внедрения, подняты проблемы реализации данного предложения.
Abstract. Modern school, as well as other socially oriented institutions, are faced with rapid changes in the social life of society, so one of the underestimated problems is preventive work with minors. This article examines modern problems of working with teenagers and proposes the introduction of mentoring as the main universal form of prevention, lists successful examples of the introduction of mentoring, and raises problems of implementing this proposal.
Ключевые слова: наставничество; профилактическая работа с несовершеннолетними; социализация; детская преступность; социальные практики.
Keywords: mentoring; preventive work with minors; socialization; juvenile delinquency; social practices.
Профилактическая работа с подростками – это достаточно трудоёмкая и комплексная деятельность педагогов, психологов и социальных работников. Она требует не только соответствующих компетенций, но и подходящего универсального инструмента, с помощью которого такая деятельность будет приносить результат.
На сегодняшний день перед обществом стоит достаточно большая проблема детской преступности на территории РФ. Так председатель СК РФ А.И. Бастрыкин «назвал тревожным уровень подростковой преступности» [2]. Также важно отметить, что «разобщённость действий, отсутствие общей стратегии и координирующего центра в деятельности органов и ведомств, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних не даёт серьёзного результата в их работе» [1]. Что говорит о недостаточной эффективности мер, предпринимаемых по отношению к несовершеннолетним, а также необходимости разработки единой методики профилактической работы на всей территории РФ.
Цель исследования: проанализировать современные проблемы работы с подростками и актуализировать внедрение наставничества как основной универсальной формы профилактики.
Задачи исследования:
- анализ современных проблем в работе с подростками;
- актуализация внедрения наставничества как основной универсальной формы профилактики;
- поднятие проблем реализации предложения по внедрению наставничества.
Для начала обратимся к центральному понятию, а именно: что под собой подразумевает «профилактика»?
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних –система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» [9]. Так характеризует понятие «профилактика» Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [9]. Данный закон является основополагающим документом в сфере защиты прав детей и подростков, профилактики их безнадзорности и правонарушений. Наряду с ним можно выделить Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [9] в нем определены основные принципы и направления профилактики правонарушений.
Однако, несмотря на наличие законодательных актов, а также воспитательной работы с подростками, можно говорить, о наличии ряда проблем, назревших в современной профилактической деятельности:
- Недостаток специалистов в данной области.
- Формальный подход к исполнению профилактических мероприятий и их существование только в «бумажной» отчетности.
- Ограниченность ресурсов, как финансового, так и административного плана.
- Отсутствие партнёрства семьи, учебных заведений, и иных учреждений, занимающихся социальной деятельностью.
Проанализировав ряд научных публикаций, можно сделать вывод, о том, что на сегодняшний день профилактические меры имеют отчётливо «хаотичный характер». Так, М.Х. Машекуашева и З.Л. Шхагапсоев подчёркивают проблему организации работы с несовершеннолетними «комплексный подход к решению проблемы отсутствует» [5, с. 362]. Из работы С.Б. Думова следует акцент на том, что «все еще преобладает ориентация на функциональное, фрагментарное представление о путях профилактики» [4, с. 39].
Исходя из вышеперечисленных проблем в данной сфере, можно сделать вывод о необходимости разработки эффективной единой формы работы способной решить их комплексно.
Именно наставничество является наиболее универсальной и продуктивной формой такой работы. Теперь обратимся к понятию «наставничества».
Наставничество – способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета обучающимся, а возможно и совместное «проживание» опыта, что позволит оказать необходимую поддержку в социализации и самоопределении личности ребенка [6, с. 4].
Важно обратить внимание на положение статьи 8.2 Федерального закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [9], которая посвящена наставничеству. В данной статье закон ограничивает правовую основу для организации наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая механизмы формирования реестра наставников, их права и обязанности, а также регулирование их деятельности. Однако в документе никак не отмечено место данной формы профилактики, она отнесена к одной из возможных работ, что является упущением.
Почему именно наставничество может комплексно решить современные проблемы профилактической деятельности? Попробуем ответить на данный вопрос, через решение обозначенных выше проблем.
- Привлечение общественности и включения широкого числа профессионалов своего дела в роли наставников, ими могут быть педагоги, психологи, врачи, социальные работники, волонтёры и т. д. Данный шаг может решить проблему недостатка специалистов.
- Формальность профилактических мер, можно, преодолеть с помощью мониторинга в реальном времени наставнической деятельности, сбора, обработки и анализа их результатов, как самими наставниками, так и их подопечными, осуществление работы над ошибками в будущих мероприятиях.
- Ограниченность ресурсов решается также привлечением общественности, это и безвозмездное наставничество, а также предоставление различных площадок для проведения мероприятий в рамках волонтёрской деятельности со стороны культурных, социальных и других учреждений, возможно привлечение частных финансовых средств за счет ненавязчивой рекламы.
- Наставничество наиболее действенный инструмент связи социальных институтов для осуществления совместной профилактической деятельности. Члены семьи могут выступать в роли наставников, образовательные учреждения в свою очередь заниматься организацией семинаров и лекций для расширения компетенций наставников, организации, осуществляющие волонтёрскую деятельность, будут включать наставников и их подопечных в созидательные социальные практики.
Таким образом, можно подтвердить универсальность наставничества в роли действенной формы профилактической работы. Также в пользу обязательного внедрения наставничества говорит её успешная практическая реализация в образовательных и воспитательных учреждениях. Приведём несколько примеров данных практик.
По данным исследования Н.Ю. Синягиной и Т.Ю. Райфшнайдер, реализация программ наставничества, дают хорошие практические результаты, среди которых показатели значительного прогресса личностного развития: у 46 % детей-участников таких программ расширился
кругозор; у 35 % появилось желание узнавать что-то новое; 41 % детей улучшили школьную успеваемость; 46 % детей развили бытовые навыки и др. Более 40 % наставников отмечают, что общение с ребенком стало более доверительным [7, с. 5–6].
В методическом сборнике «Ассамблея наставников» представлен целый ряд успешных практик реализации технологии наставничества в рамках профилактической деятельности. В формировании сборника приняли участие ряд образовательных учреждений Тамбовской области таких, как: Лицей им. А.И. Данилова, «Дом детского творчества» Мучкапского района, «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Рассказово и другие [8]. Следует отметить результаты практического применения наставничества:
- общее снижение количества несовершеннолетних, состоящих на учёте в ПДН;
- повышение подросткового участия в социально значимой деятельности;
- социальная адаптация несовершеннолетних из «групп риска».
В докладе «Дети в трудной жизненной ситуации: роль наставничества в преодолении социальной исключенности детей» 2023 года освещается целый ряд успешных практик наставничества на всей территории РФ. Отметим одну из таких практик.
«В ГБУСО НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Снегири”» город Новосибирск. Благодаря совместной работе удалось получить следующие результаты: в 80 % случаев преодолены проблемы детско-родительских отношений; 15 % несовершеннолетних сняты с учета в органах ПДН; все воспитанники и выпускники центра не совершили повторных правонарушений» [3, с. 39].
Подводя итог, можно сказать, что наставничество, несомненно, является универсальной формой взаимодействия разнообразных социальных институтов для успешной и здоровой социализации несовершеннолетних.
Наставничество вбирает в себя огромное количество инструментов для включения детей в созидательные социальные практики и приобщение их к волонтёрской деятельности, также такая форма организации деятельности позволяет сократить использование ресурсов за счет привлечения широких слоёв общественности к проблеме деструктивного поведения и его профилактике в среде подростков.
Также необходимо отметить проблемы, связанные с внедрением такой формы в роль центральной и обязательной на всей территории России:
- пересмотр законодательной базы и принятия поправок, носящих обязательный характер;
- тщательный отбор наставников, так как недобросовестные лица могут воспользоваться своим положением и нанести вред подросткам;
- учёт возможностей на местном уровне, так как недостаточно административным методом навязать наставничество «сверху»;
- разработка единой методики и инструкций работы наставников, а также их подопечных с учетом местных культурных и религиозных особенностей;
- широкое освещение проблем, связанных с профилактическими мероприятиями для включения общественности в их решение.
Несмотря на наличие ряда проблем для реализации и внедрения наставничества как основной формы профилактической работы с несовершеннолетними, именно такая деятельность в современных реалиях способна наиболее результативно осуществлять социальную адаптацию несовершеннолетних, мотивировать подростков для участия в общественно-полезных мероприятиях, а также формировать устойчивую к деструктивному влиянию ответственную личность.
