Статья:

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным регионом

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Садовникова Е.А., Царегородцева Е.А. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным регионом // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(33). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 14-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным регионом

Садовникова Елена Александровна
магистрант, Уральский государственный педагогический университет, РФ, г. Екатеринбург
Царегородцева Елена Анатольевна
канд. пед. наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Patriotic education of preschool children through acquaintance with their native region

 

Elena Sadovnikova

undergraduate, Ural State Pedagogical University, Russia, Yekaterinburg

Elena Tsaregorodtseva

associate professor, candidate of pedagogical sciences, Ural State Pedagogical University, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. В статье раскрываются психологические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным регионом. Автор статьи формулирует конкретные педагогические условия формирования представлений у старших дошкольников о родном Урале в разных формах образовательной деятельности.

Abstract. The article reveals the psychological foundations of Patriotic education of preschool children through familiarity with the native region. The author of the article formulates specific pedagogical conditions for the formation of ideas of senior preschoolers about the native Urals in different forms of educational activity.

 

Ключевые слова: регион; региональное содержание дошкольного образования; психолого-педагогические условия знакомства с родным регионом.

Keywords: region; regional content of preschool education; psychological and pedagogical conditions of acquaintance with the native region.

 

Актуальность формирования представлений о малой родине, о своем регионе у детей дошкольного возраста обозначена в целевых ориентирах современного дошкольного  образования, как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и семьи с учетом этнокультурной ситуации развития.

Именно в старшем дошкольном возрасте у детей формируется потребность социального познания окружающего жизненного пространства, знакомство с местными историко-культурными, национальными и географическими, природными особенностями своей социальной среды, родного региона и, как следствие, оформляется  «образ мира - образ окружающей среды».

Изучением вопроса обновления регионального содержания дошкольного образования занимаются такие ученые как Р.Р. Агишева, Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова, А.Ф. Фазлыева. В данной статье  регион, рассматриваем с позиции В.М. Буданова, как отдельная территория, относящаяся к конкретной части страны, т.е. исторически сложившееся социальное пространство, имеющее способность к самовоспроизводству и развитию. С позиции Ю.Н. Гладкого регион может рассматриваться, как «комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе определенную и характерную часть поверхности Земли». А.И. Чистобаев уточняет определение региона, как «часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых, экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностей национального состава населения» [1, с. 50].

В данном исследовании знакомство с родным регионом детей старшего дошкольного возраста рассматриваем как социальное познание окружающего мира и формирования социокультурного опыта. Основой в патриотическом воспитании дошкольников являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. Важно  обеспечить детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.

Уникальность Уральского региона безусловна. Это расположение региона в восточной и азиатской части России (Евразия); суровый климат; «кладовая» полезных ископаемых; исторические и социокультурные особенности развития, имеющие свое географическое положение; самобытность культур народов, населяющих Урал (русские, татары, коми, удмурты, башкиры и др.); глубокие исторические корни культурных традиций региона; наличие опыта сохранения и передачи подрастающему поколению региональных культурных ценностей и многое другое.

Отличительной чертой процесса формирования у воспитанников представлений об уральском регионе является практическая, предметно-чувственная деятельность, осуществляемая ребенком-дошкольником самостоятельно в процессе общения, взаимодействия с другими людьми посредством личностно значимого содержания. Такое продуктивное взаимодействие формирует у ребенка патриотические чувства любви к малой Родине, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и ощущать красоту окружающего мира; желание узнать больше об особенностях природы, истории и людях родного края.

Подбор содержания для знакомства старших дошкольников с родным регионом определяется географическим; природно-экологическим; этническим; социально-экономическим и историко-культурным своеобразием Уральского региона.

Содержательно процесс формирования у дошкольников представлений о малой родине, о родном регионе может быть ориентирован:

- на формирование эмоционально окрашенных представлений (образов пейзажных явлений и предметов, этнокультурных явлений, собственных действий по отношению к своей родине);

- осуществление дошкольниками идентификации себя с определенной страной, регионом, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести; воспитание эмоциональной отзывчивости, проявление в переживаниях, которые ориентируют на действия, приносящие «благо Отчеству» [3, с. 210].

Эффективное формирование у детей представлений об Уральском регионе может быть при соблюдении следующих педагогических условий:

- реализация содержания образовательной деятельности с учетом регионального характера должна осуществляться в разных формах образовательного процесса (в непосредственной образовательной деятельности, на прогулках, разнообразных мероприятиях и других формах);

- введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого, знакомого ребёнку, личностно значимого (семья, дом, двор, детский сад к менее близкому - культурно-историческим событиям, фактам);

- сохранение хронологического порядка исторических фактов, явлений и сведения их к трем временным измерениям «прошлое – настоящее – будущее» родного Урала;

- соединение различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, исследовательская, проектирование, конструирование, художественно-творческая, игровая и другие);

- преобладанием эмоционального аспекта над информативным, т.е. обращение к совместным эмоциональным переживаниям детей и родителей;

- формирование личного эмоционального отношения к событиям, явлениям в жизни Урала (региона), эмоционально-практическое приобщение детей к природе, культуре и истории родного края  [2, с. 83];

- существенную роль значение имеет практическая сторона взаимодействий детей и педагогов, родителей (прогулки, совместное чтение и обсуждение, путешествия, совместная творческая деятельность и другое);

- выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (составление рассказов, творческая игра, лепка, рисование, изготовление поделок,  сочинение загадок, аппликация и другое),

- использование ресурсов образовательной среды, которая раскрывать многообразие природных; этнических; социально-экономических и историко-культурных особенностей Уральского региона.

Для действенного знакомства старших дошкольников с родным регионом важно не только учитывать тип мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное мышления с постепенным введением элементов логического мышления), но и опираться при знакомстве на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ педагога, видеозаписи); зрительные (карты, видеоролики, рисунки, картины, аппликации, предметы материальной культуры, мультимедийные презентации и другое); тактильные и кинестетические (коллекции, аппликации, модели, предметы материальной культуры).

Содержание знакомства старших дошкольников с родным регионом может быть представлено с следующих разделах:  родная природа, народы Урала (язык, обряды), культурное наследие на Урале, художественно-ремесленные традиции, достопримечательности Урала. 

В образовательной деятельности у старших дошкольников в течение учебного года важно осуществлять многообразие педагогических форм: рассказы; экскурсии по уральским местам, целевые прогулки-экскурсии; рассматривание и составление карт-схем; создание фотовыставки или фотоколлажа «Мой любимый Урал», детско-взрослые  проекты «Самые красивые и-или интересные места на Урале», «Урал-промышленный»; рисование; лепка; аппликация; формы культурно-досуговой деятельности (театрализованные представления «Я живу на Урале»; праздники), посещение мини-музея или музея (природы Урала, краеведческий музей, Музей истории и археологии Среднего Урала, геологический музей, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала).

Таким образом, патриотическое воспитание старших дошкольников при знакомстве с родным регионом происходит позитивная социализация в окружающей социальной и природной среде региона, а также формирование у воспитанников чувства любви к малой Родине, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и ощущать красоту окружающего родного места; желание узнать больше о природе, культуре, истории родного Урала.

 

Список литературы:
1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. [Текст] / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев — М.: Гардарики, 2003. 一 384 с.
2. Белоусова С.С., Коротаева Е. В. К основам патриотического воспитания детей в детском саду возраста [Текст] / С.С. Белоусова, Е.В. Коротаева Е.В. // Дошкольное воспитание. – М.: 2018. № 3. С. 80-86.
3. Царегородцева Е.А. Основные подходы в формировании патриотических чувств у дошкольников [Текст] / Е.А Царегородцева // Западно-Сибирский педагогический вестник : Выпуск 2. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – С. 207-2012.