Статья:

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ)

Конференция: LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Алмат А.Ш. ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(79). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ)

Алмат Айжан Шукировна
докторант, Южно-Казахстанского педагогического университета им. У. Жанибекова, Казахстан, г. Шымкент

 

ADVANTAGES OF USING MOBILE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS (USING THE EXAMPLE OF TEACHING MATHEMATICS)

 

Aizhan Almat

PhD Student South Kazakhstan Pedagogical University named after U. Zhanibekov, Kazakhstan, Shymkent

 

Аннотация. В данной статье представлены основные преимущества использования мобильных технологий, в том числе мобильных приложений, в образовательном процессе, в частности их использование на уроке математики, и показаны оптимальные методы обучения с помощью этих инструментов. Рассмотрены характеристики возможностей использования мобильных технологий в процессе обучения математике.

Abstract. The article presents the main advantages of using mobile applications in the educational process, namely their use in mathematics lessons. The most optimal methods of teaching with the help of these tools in the organization of students' activities are highlighted. The characteristics of the capabilities of mobile technologies when used in the process of teaching mathematics are considered.

 

Ключевые слова: математика; мобильные технологии; цифровизация; интерактивный; приложение; сервис.

Keywords: mathematics; mobile technologies; digitalization; interactive; application; service.

 

Активное применение новейших теоретико-практических технологий позволяет значительно повысить качество образовательного процесса, реализовать личностно ориентированный подход в обучении учащихся в соответствии с уровнем их знаний и индивидуальных потребностей. Использование таких электронных образовательных ресурсов как GeoGebra, помощник по математике (MathHelper), MalMath, Инженерный калькулятор+Графики, Тригонометрический круг, MathStudio, Математические хитрости и многих других, позволяет сделать уроки современными, увлекательными, интерактивными, интересными и адаптированными под возраст учащихся. Важно, что учителя и учащиеся могут пользоваться новейшими технологиями не только дома, но и в школах, так как современные школы оснащены всем необходимым оборудованием (смарт досками, компьютерами, планшетами и т.п.).

Актуальность данного исследования обуславливается созданием и популяризацией новой информационной образовательной среды для обучения математической науки в Казахстане, и, соответственно, ее активным использованием. Проблема обеспечения оптимального использования этих технологий как средства совершенствования процесса изучения учащимися математики приобретает сегодня особую важность.

Существенной особенностью Казахстанской системы среднего общего образования является большое количество школ в селах и поселках городского типа. В настоящее время в рамках глобализационных процессов большинство из данных типов школ находится на стадии совершенствования техническими средствами и различными технологиями цифровизации, что расширяет доступ к обучению, повышает мотивацию учащихся к учебе и мотивацию учителей к обучению. Мобильные технологии обучения чаще всего требуют наличия смартфонов, ноутбуков, карманных персональных компьютеров или планшетов, электронных книг, а также вспомогательных средств для детей с ограниченными возможностями здоровья. В современной цифровой среде данные устройства приобретают огромную функциональность и способны поддерживать устную речь, воспроизводить аудиоматериалы, находить информацию, выполнять расчёты и так далее. Все они легко соединяются между собой и подключаются к Интернет сети. Мобильное обучение отменяет необходимость создания специальных компьютерных классов и предоставляет учителям свободу обеспечивать учащихся онлайн-приложениями [1, c. 37].

Подобрать приемы мобильного обучения является достаточно сложной задачей, что составляет особую дидактическую проблему. К примеру, изучение математики является процессом, формирующим мыслительные способности учеников. Вопрос внедрения мобильных технологий при изучении данного предмета имеет особую актуальность и на сегодняшний день имеет не ясное освещение в научно-исследовательских работах [2].

Каждое учебное заведение по-своему подходит к решению данной проблемы. Среди ведущих средств можно назвать возможности, связанные со средствами онлайн-связи (Skype, Viber, WhatsApp), электронными образовательными платформами (Moodle, Bilimland и т.д.), с помощью которых педагоги и учащиеся получают возможность построения учебной коммуникации. По нашему мнению, список новейших средств организации онлайн-общения в образовательных целях может быть дополнен и программным оборудованием Google, а также программами-ботами.

Во всех областях Казахстана в последние годы мы отмечаем ускоренный режим внедрения цифровизации в образовательную среду. Тысячи районных и городских организаций образования уже используют данный способ технологизации. В средних общеобразовательных учреждениях страны отмечается 100% оснащенность школ компьютерами с доступом к цифровым платформам BilimLand и Kundelik.kz. Также на платформе Kundelik.kz запущено приложение «Дневник-трекер», которое позволяет отследить количество посещений занятий учениками. Внедрение электронного журнала началось с сентября 2016 года и сегодня учителя могут заполнять сведения об учениках в несколько кликов. В системе Kundelik доступны такие категории пользователей как: ученик, родитель, администратор, редактор, классный руководитель, учитель-предметник [3].

Среди рассматриваемых нами онлайн-ресурсов, используемых в процессе организации дистанционного учебного процесса по изучению математики и других различных предметов, можно выделить такие их разновидности: интерактивные доски, учебные онлайн-платформы, онлайн-приложения (программы).

Рассмотрим функциональность такого механизма организации дистанционного обучения, как интерактивные доски. В качестве примера проанализируем функционал такой интерактивной онлайн-доски, как Miro.

Для онлайн-доски Miro, в отличие от обычных школьных досок, присущи такие характеристики, как наличие интерактивности и, соответственно, возможности получения доступа к упомянутой онлайн-доске исключительно посредством интернета. Это означает, что осуществление письменных, графических, файлообменных операций с помощью данной онлайн-доски наделено, по сути, бесконечными возможностями [4, c. 48].

Возможными представляются варианты использования онлайн-доски Miro в таких форматах:

1. Формат, ассоциируемый с интерактивным учебником. Он позволяет учителю осуществить наполнение доски с помощью материалов урока, а также управление вниманием учащихся посредством использования скриншеринговых возможностей. Ограничение времени для выполнения определенных заданий также может быть включено в формат указанной возможности.

2. Формат, ассоциируемый с вебинаром обучающей направленности. В пределах специального шаблона у педагога присутствует возможность построения общего плана работы и загрузки в структуру доски материалов, являющихся полезными. Представленность ожиданий, сформулированных участниками, реализуется посредством использования стикеров, этот же инструмент обеспечивает возможность подведения итогов с дальнейшей их рассылкой на почтовые адреса участников.

3. Формат, ассоциируемый с работой, имеющей групповую направленность. Возможно также предложение участникам проектной деятельности группового характера с использованием шаблонов, ориентированных на приоритизацию задач. В таком формате возможным представляется тегирование ответственных и выделение наиболее активных учащихся, осуществление онлайн-коррекции с использованием стикеров или комментариев [5].

Дуйсебаева А.Б. производила анализ использования технологии AR и VR (дополненная и виртуальная реальность) в процессе обучения математике. Данные технологии позволяют значительно увеличить возможности обучения математике  за счет запоминающихся визуализаций при объяснении сложных тем. К примеру, с помощью них можно визуализировать двухмерные и трехмерные геометрические фигуры. Также в рамках технологий можно масштабировать, перемещать и создавать 3D-модели. Ученики могут менять угол объекта, разъединять фигуры и соединять их между собой.  Примером мобильного приложения для воспроизведения виртуальной и дополненной реальности может служить «VR Math». Оно помогает в изучении стереометрической науки и предполагает использование специальных очков, что позволит школьникам развивать пространственное мышление и легче справлять с геометрическими задачами [6, c. 26-27].

З.А.Александрова в своей работе проводила эксперимент по использованию мобильных приложений в образовательном процессе, используя приложение Plickers при прохождении темы «Функция» 9 класса. Результаты показали, что использование приложения Plickers на уроках математики дало положительный эффект, значительно улучшились знания учащихся экспериментальной группы в части чтения, строения и исследования функций по сравнению с контрольной группой [7, с. 219-221].

Также в процессе обучения математической науке успешно зарекомендовали себя образовательные ресурсы и приложения, к которым относят:

1. Advanced Grapher. Платформа позволяет ученикам на уроках математики заниматься исследованием и построением графиков функций, при помощи графического способа находить решение уравнений и неравенств.

2. GeoGebra – сочетает в себе функции изучения математики и интерактивной геометрии. Она позволяет создавать таблицы и графики, статистические данные, производить вычисления, строить математические модели.

3. MalMath – является математическим сервисом на платформе Андроид. Оно способно пошагово описывать каждое действие и объяснять его, графически отображает заданные формулы, на его базе можно решать логарифмы, интегралы, производные, уравнения и так далее. Также функцией приложения является генерация случайных математических чисел, в разных категориях и уровнях сложности [8, c. 158].

4. Plickers – мобильное приложение, которое представляет собой уникальную систему для проведения интерактивных опросов и оценки знаний учащихся. Оно сочетает в себе традиционный подход с использованием бумажных карт и современных технологий, что позволяет педагогам создавать живые и интерактивные уроки с динамичными элементами. Приложение считывает QR-коды с бумажных карточек и устанавливается на смартфон или планшет учителя.

5. «Живая математика». Зарубежная платформа, переведенная на русский язык, позволяет создавать чертежи различной формы, объемов и цвета, а также производить измерения и вычисления [9, c. 21]. При помощи этой программы преподаватель может наглядно решать различные задачи и доказывать теоремы ученикам, затрачивая при этом минимальное количество усилий, но получая максимальный результат.

В рамках внедрения данной платформы в процесс обучения Казахстанских учебных заведений возможно обеспечить поддержку проектного метода обучения, что подразумевает незаметный и плавный переход от простых опытов и заданий к углубленному курсу обучения. Использование приложения позволит реализовать разделение учащихся по подгруппам, определяющим уровень знаний и возможностей. Это позволит модернизировать процесс индивидуального обучения, что положительно скажется на формировании предметных знаний и умений, а также интеллектуального развития.

Таким образом, исследование показало, что использование мобильных технологий в процессе обучения математике позволяет улучшить восприятие материала, развить интерес к изучению предмета, развивают психические функции, информационную деятельность и запоминание алгоритмов, а также мотивирует учеников на дальнейшую работу. Любая форма обучения математике в условиях цифровизации образования должна вести к творческому и логическому решению задач, а для этого требуется отличное владение инструментарием цифровых технологии.

 

Список литературы:
1. Джанабердиева С. А., Бостанов Б. Г., Курманжан Е. Возможности использования мобильного обучения // Восточно-Европейский научный журнал. – 2016. – Т. 6, № 4. – С. 37-39. 
2. Дуйсеева Г.О. Методика преподавания школьной математики с применением мобильной технологии: дис. … д-ра философии (PhD). – 2018. –166 с.
3. О том, как работает образовательная платформа kundelik.kz [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shymkent.city/novosti-kazakhstana/10221/ (дата обращения: 07.06.2023).
4. Конобеева А. В. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн-обучения. – М.: Высшая школа экономики, Институт образования, 2020.
5. Etcuban J. O., Pantinople L. D. The effects of mobile application in teaching high school mathematics //International Electronic Journal of Mathematics Education. – 2018. – Т. 13. – №. 3. – С. 249-259.
6. Дуйсебаева А. Б. О применении технологии виртуальной и дополненной реальностей в процессе обучения математике // Цифровизация как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы. – 2021. – С. 25-30.
7. Скрябина А. Г., Захарова Р. А. Использование мобильных приложений в обучении школьной математике // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №. 77-3. – С. 219-221.
8. Афанасьева О. Э. и др. Использование мобильных приложений в процессе обучения (на примере предметной области" математика") //Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. – 2019. – №. 4. – С. 154-162.
9. Позднякова Н. В., Колесникова О. И. Дидактический потенциал мобильных технологий в обучении школьников математике на ступени основного общего образования //Гаудеамус. – 2019. – Т. 18. – №. 3 (41). – С. 19-26.