Развитие познавательного интереса на основе активизации познавательной деятельности на уроках иностранного языка
Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Развитие познавательного интереса на основе активизации познавательной деятельности на уроках иностранного языка
DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST BASED ON THE ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Marina Faley
Ph.D., associate professor, Sakhalin State University, Russia, Yuzhno-Sakhalinsk
Lee Se Geum
Student, Sakhalin State University, Russia, Yuzhno-Sakhalinsk
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста на основе активизации познавательной деятельности в процессе вовлечения обучающегося в проблемное обучение и на основе использования игровых технологий. Данная проблема наиболее актуальна при организации процесса обучения на уроках иностранного языка.
Abstract. The article examines the problem of the development of the cognitive interest of primary school children based on the activation of cognitive activity in the process of involving the student in problem-based learning and through the use of gaming technologies. This problem is most relevant when organizing the learning process in foreign language lessons.
Ключевые слова: познавательный интерес; познавательная деятельность; познавательная активность; проблемное обучение; интегрированные уроки; игровые упражнения.
Keywords: cognitive interest; cognitive activity; cognitive action; problem learning; integrated lessons; game exercises.
Младший школьный возраст соотносят с моментом поступления в школу и включением его в систематическое обучение. Психическое и физическое развитие позволяет ребенку осуществлять познавательную деятельность. Начало обучения в школе способствует формированию новых условий для развития личности ребенка, а также отмечается переход познавательных процессов на более высокий уровень развития. На начальном этапе обучения особое внимание необходимо обращать на развитие познавательной деятельности обучающегося. В младшем школьном возрасте у детей сформированы огромные резервы личностного и познавательного развития. Уроки у младшего школьника должны вызывать интерес, радость и желание познавать новое.
Процесс формирования познавательного интереса рассматривается как модернизирование приемов и методов обучения, направленных на организацию активной, самостоятельной, теоретической и практической деятельности обучающихся на всех ступенях образовательного процесса. Действенность и результативность любого метода можно определить успешностью приобретения учащимися знаний, умений и навыков, а также формированием их познавательных способностей. Главным условием, при этом, процесс формирования познавательного интереса учащихся должен сопровождаться внедрением разнообразных способов и приемов, направленных на то, чтобы у обучающихся появилось желание учиться, познавать что-то новое, познавать новое самостоятельно.
В современной школе познавательный процесс выступает как основное средство в обучении учащихся начальной школы. Развития познавательного интереса у учащихся способствует достижению цели обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в своем развитии познавательный интерес проходит последовательные стадии: сначала появляется любознательность, затем формируется познавательный интерес, переходящий в теоретический. На смену преобладающих вопросов «Что это?» и «Почему» приходят: «Для чего?» и «Как?».
Дмитриева Л. Г., Насырова А. А., Колесникова Н. А., Бунакова М. С. отмечают: «Характерной особенностью обозначенного возрастного периода выступают познавательные интересы, которые выражаются во внимательном наблюдении за определенным процессом, рассматривании того или иного объекта или явления, в стремлении узнать у взрослых их причины и особенности, в самостоятельном поиске интересующей информации [2, с. 55]».
Большой вклад в изучение проблемы развития познавательного интереса внесли отечественные учёные: В. Б. Бондаревский, Ш. И. Ганелин, И.В.Дубровина, Э. А. Красновский, Г. И. Щукина, изучали познавательный интерес как устойчивую черту личности школьника. Г. И. Щукина утверждала: «Познавательный интерес детей 7-9 лет отличается непрочностью и слабой дифференцированностью. В данный период достаточно редко встречается глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета. К особенностям интересов младших школьников исследователи необходимо относить: подражательность (случайность возникновения); непостоянство, кратковременность; поверхностность (интересны только внешние факты, особенно яркие, необычайные, углубляться в суть – непривлекательно); близость к собственному жизненному опыту; разбросанность (обучающийся интересуется многими совершенно разными областями знаний, без всякой их связи); направленность на ближайший результат [7, с. 45]».
Трубинова К.М. выделяет уровни познавательного интереса у детей младшего школьного возраста:
«- элементарный уровень – это непосредственный интерес к занимательным явлениям, к новым фактам получаемых ребёнком в ходе обучения информации. Причем, такой интерес характеризуется открытостью, и он ярко выражен. Дети часто задают неожиданные вопросы. У них просыпается любопытство;
- средний уровень познавательного интереса у младших школьников определяет интерес к познанию явлений, которые составляют более глубокую внутреннюю суть и нередко невидимую. Средний уровень характеризуется догадками, поиском, активным оперированием приобретёнными способами действий, умениями и навыками, определенным запасом знаний;
- высокий уровень познавательного интереса характеризуется интересом учащихся младшего школьного возраста к установлению общих принципов, которые действуют в различных условиях явлений, к выявлению тех или иных закономерностей, к установлению причинно-следственных связей. Высокий уровень является основой исследовательской творческой деятельности, он сопровождается одновременным совершенствованием усвоенных способов действия и приобретенных способов [6, с.10]».
Не будет ошибкой утверждение, что познавательный интерес необходимо рассматривать, как средство активного, увлекающего и творческого обучения ребенка; как весомый мотив к интеллектуальной познавательной деятельности, протекающей значительно длительное время; как предпосылку успешного формирования готовности личности к дальнейшему обучению.
Главным средством развития познавательного интереса выступает активизация учебно-познавательной деятельности. Это проблема сегодня всё больше становится актуальной, так как одной из основных задач, поставленных перед современной школой, является подготовка подрастающего поколения к жизни, к активному участию в социальном процессе. Активное участие в любом виде деятельности находится в прямой зависимости от уровня активности обучающегося в процессе обучения.
Необходимость поиска новых путей активизации познавательной функции обучающихся рассматривалась Я. А.Коменским, Ж. Ж.Руссо, К. Д. Ушинским, И.Г.Песталоцци.
Гуманистическая парадигма образования в современном образовании является ведущей. Сегодня в процессе обучения обучающиеся являются субъектами: они не действует под руководством учителя, они сотрудничают, «сотворчествуют» с ним. И эта позиция подкреплена естественными тенденциями психики младшего школьника.
Современные образовательные стандарты нацелены на то, чтобы обучающийся научился учиться, научился самостоятельно понимать, постигать и познавать. П. И. Пидкасистый пишет: «Именно желание учиться, способность преодолевать препятствия, трудности этого процесса, максимальное использование собственных усилий, воли и энергии. Причем разговор ведется, конечно, о внутренней работе, энергии мышления обучающихся [4, с. 99]». Поэтому в современной школе в процессе обучения на первое место выдвигают не просто получение учащимися определенного комплекса знаний и умений, но ребенок рассматривается как активный деятель, имеющий соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Содержание и направление активности личности ребенка определяют мотивы, интересы и потребности, лежащие в основе деятельности личности и являются основой ее самореализации и самосовершенствования.
Активизация познавательной деятельности – это динамичный процесс, направленный на побуждение учащихся к активному и целенаправленному получению знаний,
Проблему активизации познавательной деятельности младших школьников изучали такие педагоги и методисты, как: Г.И.Щукина, Я.Л.Коломинский, Л.М.Фридман, Колесникова Н. А., Бунакова М.С. Бондаревская, О.С. Газман, Т.К. Жикалкина, А.К. Макарова, А.Б. Орлова, С.В. Кутасова, Т.Б. Иванова.
При определении познавательной деятельности Леонтьев делает акцент на интеграции информационных процессов и мотивации.
Буряк В.К. дает следующее определение: «Это свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия [1, с. 73]».
Потребность в познании отличается тем, что главное не только результат, но и сам процесс получения нового знания в процессе самостоятельной деятельности. В частности, В. С. Юркевич об этой проблеме пишет так: «Потребность в деятельности, направленной на получение нового знания. Субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления, и благодаря этому сама потребность в познании в развитой форме становится не насыщаемой. Это отличает познавательную потребность от других побудителей умственной деятельности (например, от потребности в достижении и потребности в признании). Само по себе осуществление познавательной деятельности усиливает познавательную потребность» [5, с. 88].
Познавательная деятельность − это непрерывный, динамичный процесс, следовательно, он имеет свои этапы:
- определение познавательной цели, которую надо определить в структуре учебной ситуации;
- выбор и применение приемов и способов действия, которые при правильном определении приведут к решению поставленной задачи;
- контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели.
Чтобы учебно-познавательную деятельность учащихся сделать эффективной, необходимо, чтобы урок был построен с учѐтом познавательных сил обучающихся, активизировал их творческие способности. На основании этого можно выделить условия активизации познавательной деятельности:
- свободное владение детьми приёмами активизации учебно-познавательной деятельности;
- создание педагогом специальных условий и использование системы средств, обеспечивающих активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников, т. е. активизацию интеллектуального, нравственно-волевого и физического потенциала обучающегося к учению;
- урок должен быть построен с учётом познавательных сил обучающихся и должен активизировать его творческие способности.
На уроках иностранного языка активизация познавательной деятельности обучающихся с целью развития познавательного интереса является также значимой, но имеющей свои приоритеты и особенности. Как и при изучении других дисциплин, прежде всего необходимо стимулировать интерес к изучаемому языку, к самой дисциплине, это и будет самым действенным способом, повышающим познавательную активность.
При изучении иностранного языка к формируемым умениям и навыкам относятся: навыки чтения, навыки письма и разговорной речи. Развитие личностных качеств обучающегося, его творческих способностей необходимо обучающимся для участия в межкультурной коммуникации. При этом не обойтись без мотивации – без внутренних побуждений к обучению иностранному языку, стремления к дальнейшему саморазвитию.
Высокий уровень познавательной активности школьники, как правило, показывают на начальной стадии обучения. Младшие школьники испытывают интерес к новизне предмета, к личности педагога, а увлекательность и упрощенность получаемых знаний не оставляют школьников равнодушными. Педагогу в дальнейшем необходимо стремление поддерживать у обучающихся устойчивый познавательный интерес к предмету, а для этого необходимо постоянно совершенствовать образовательные технологии. Деятельность педагога должна быть направлена не только на развитие навыков чтения, письма, необходимо развивать не только мышление, но и другие сферы жизни. Поэтому внедрении в процесс обучении иностранного языка современных образовательных технологий (игра, интерактивное обучение, проблемное обучение, проектная деятельность), − это необходимое условие современного урока.
В процессе исследования на основе наблюдения, мы пришли к выводу, что на уроках иностранного языка педагоги часто обращаются к упражнениям игрового характера и к элементам проблемного обучения, что способствует обогащению словарного запаса, активизации познавательной активности, интереса, развитию эмоциональной сферы, снижению утомляемости. Данные технологии позволяют реализовывать дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать каждого в учебный процесс, учитывая его уровень подготовки [3, с. 43].
Использование проблемного обучения повышает практическую значимость урока. Решение проблемных ситуаций способствует не только самостоятельному приобретению новых знаний, способов мышления, но и происходит развитие потенциальных интеллектуальных возможностей.
Особую эффективность имеют интегрированные уроки, когда школьникам предоставляется возможность обсудить проблемы, связанные с историей и географией, музыкой и литературой, биологией и экологией. Такие уроки являются отличной подготовкой для школьников для личного, профессионального или культурного общения, приобщают к всемирному культурному наследию, развивают воображение и фантазию, поддерживают высокий уровень познавательной активности и стимулируют мотивацию в изучении иностранных языков.
Таким образом, развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста на основе активизации познавательной деятельности осуществляется на основе вовлечения обучающегося в проблемное обучение и на основе использования игровых технологий. Данная проблема наиболее актуальна при организации процесса обучения на уроках иностранного языка.