Статья:

Сравнительный анализ систем начального общего образования в России и Финляндии

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Островская Я.А. Сравнительный анализ систем начального общего образования в России и Финляндии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(42). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительный анализ систем начального общего образования в России и Финляндии

Островская Яна Алексеевна
Аспирант, Ленинградского Государственного Университета им. А.С. Пушкина, РФ, г. Санкт-Петербург

 

COMPARATIVE ANALYSIS OF PRIMARY GENERAL EDUCATION SYSTEMS IN RUSSIA AND FINLAND

 

Ostrovskaya Yana Alekseevna

postgraduate student of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin,

Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. Начальное образование является одним из важнейших этапов обучения детей. Именно на этом этапе ученики получают базовые знания, умения и навыки, которые становятся основой для успешного освоения информации в средней и старшей школе.

Целью исследования являлось сравнить систему образования России и Финляндии для использования положительного опыта в своей работе.

Abstract. Primary education is one of the most important stages in the education of children. It is at this stage that students receive basic knowledge, abilities and skills that become the basis for the successful mastering of information in middle and high school.

The aim of the study was to compare the education systems of Russia and Finland in order to use positive experience in their work.

 

Ключевые слова: начальное образование, образование в Финляндии, образование в России.

Keywords: primary education, education in Finland, education in Russia.

 

Начальное образование является одним из важнейших этапов обучения детей. Именно на этом этапе ученики получают базовые знания, умения и навыки, которые становятся основой для успешного освоения информации в средней и старшей школе.

Особенностью начального образования является формирование основ учебной деятельности, мотивации и познавательных интересов. Важно строить образовательную среду с учётом природной любознательности и познавательной активности обучающихся, развивать рефлексию младших школьников для дальнейшего определения своей социальной роли, как школьника. В настоящее время важно, чтобы ученик мог ответить не только на вопрос «что я должен знать?», но и на вопрос «что я должен делать, чтобы применить полученные знания?». Помимо этого, в образовательных программах важно учитывать те знания и умения, которые являются «надпредметными», то есть формируются с помощью каждого учебного предмета. Таким образом, появляется возможность объединить усилия всех учебных дисциплин для решения общих задач обучения [3].

В младшем школьном возрасте большое внимание уделяется социально-личностному развитию ребенка. В этот период дети имеют уже достаточно широкое и полное представление о себе, мире и окружающих их вещах. На основании этих представлений они строят межличностные связи со взрослыми и своими сверстниками. Если до поступления в первый класс самооценка ребенка была достаточно оптимистичной, то уже во время обучения она становится все более критичной и объективной [3].

Поступление в первый класс является большим стрессом для ребенка. Он меняет не только окружение вокруг себя, но и свою роль в обществе. Обучение становится его значимой деятельностью.

Для успешной адаптации и дальнейшему обучению младших школьников важно, чтобы учебные программы строились с учетом физиологического и психологического развития ребенка. Примером может служить финская система образования, в которой ярко прослеживается период формирования личности ребёнка именно в период обучения в начальной школе.

Финская система образования была признана одной из самых успешных, доступных и качественных. Страны, которые готовы к образовательным реформам часто изучают опыт скандинавских стран и успешно применяют его на практике.

Изучив результаты PISA (международной программы по оцениваю результатов учащихся) мы видим, что последние 12 лет Финляндия занимает лидирующие позиции.

Основой всего образовательного процесса является расслабленность. То есть внимание учащихся должно быть расслабленно. Принято считать, что если внимание концентрированно, то мозговая активность направлена на выживание, а при расслаблении на развитие [4].

Финская система образования основывается на:

  • доступности;
  • равенстве;
  • практичности;
  • доверии;
  • самостоятельности.

Образование в Финляндии является бесплатным. Школа предоставляет учащимся питание, проезд (при  наличии автобуса), учебники и канцелярские принадлежности [2]

Школы делятся только по форме собственности. При поступлении обучающихся в школу администрация не имеет права вносить данные о месте работы родителей учеников и об их должности.

Оценивание происходит в устной форме и носит формальный характер. Родители могут контролировать процесс обучения своих детей, используя общий портал, где они могут посмотреть комментарии учителя, психолога или врача [2].

Первая ступень начального общего образования начинается в 7 лет и обучающиеся на протяжении двух лет изучают только четыре основных предмета:

  • математика;
  • чтение;
  • родной язык;
  • природоведение.

Начальное образование в Финляндии длится на протяжение 6 лет. С каждым годом количество изучаемых предметов увеличивается [4].

Занятия проходят в одном кабинете и с одним учителем, исключением являются только уроки физической культуры. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся.

Еще не так давно начальная школа в России обучала детей элементарным знаниям и умениям. Но современный уровень развития экономики и общества требует от образования иного качества. Выпускники начальной школы должны уметь самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, находить ответы на интересующие их вопросы. Перед обучающимися стоит задача постоянно пополнять свои знания, чтобы комфортно существовать в меняющемся мире[1].

Несмотря на то, что Финляндия сохраняет долгое время лидирующие позиции по качеству образования, Российская школа стремится привить своим обучающимся стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Этому свидетельствует внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НОО) [1].

Целью модернизации российского образования было обеспечение нового его  качества. Для того, чтобы повысить интерес к знаниям и развитию практических навыков, необходимо изменить отношение общества к образованию в целом, в том числе и к образовательному процессу, попытаться снизить напряженность детей во время проведения школьных уроков. Расширить свободу действий обучающихся, более активно внедрять в работу педагогов уроки, проводимые в нетрадиционной форме.

Для наглядного сравнения начального общего образования в России и Финляндии ниже представлена таблица 1.

Таблица 1.

Сравнительная таблица систем начального образования России и Финляндии

Критерий

Россия

Финляндии

Возраст детей для поступления в 1 класс

6-7 лет

7 лет

Продолжительность обучения в начальной школе

4 года

6 лет

Наличие домашних заданий

Обязательное выполнение домашних заданий со 2 класса.

Нет

Выпускные экзамены

Есть

Нет (проходят стандартный итоговый тест)

Публичный ответ у доски

Есть

Вызывать к доске не принято

Требование к одежде

Есть (черный низ, белый верх)

Нет

Отношение к учебе

Ответственное

Лояльное (хочешь -учись, не хочешь - заканчивай 9 классов и иди работай)

Обеспечение питанием

Есть платное и бесплатное питание

Бесплатно

Статус учителя

Низкий

Высокий

Количество обучающихся в одном классе

30-40

15

 

Таким образом, мы видим существенные различия в организации образования в России и Финляндии. При этом следует отметить, что Российская система образования не стоит на месте, а совершенствуется с каждым годом.

 

Список литературы:

  1. Котова С. А. Педагогика начального образования / С. А. Котова Учебник для вузов. − СПб: Питер, 2017 –  336 с.
  2. Уокер Т. Финская система обучения / Т. Уокер  – Москва, 2018 –  256 с.;
  3. Шаповаленко И. В.  Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. − 3-е изд., перераб. и доп. − Москва : Издательство Юрайт, 2019. − 457 с.
  4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://moluch.ru/archive/259/59365/ (дата обращения: 02.08.2020).