Статья:

Развитие познавательного интереса учащихся к математике через использование нестандартных задач

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Коломоец К.С. Развитие познавательного интереса учащихся к математике через использование нестандартных задач // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 43-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие познавательного интереса учащихся к математике через использование нестандартных задач

Коломоец Кристина Сергеевна
магистрант, ОГПУ, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В данной статье говорится о том, что познавательный интерес очень важен для развития учащихся, он нуждается в развитии, лучше всего это получается с помощью занимательного материала, в частности нестарндартных задач, т. к. они сами по себе интересны для учащихся и поэтому являются сильнейшим мотивом к познанию.

 

Ключевые слова: познавательный интерес; мотив к обучению; нестандартные задачи; занимательный материал

Проблема развития познавательного интереса является одной из важных в комплексе воспитательных задач обучения математике. Проблематикой мотивации деятельности стали заниматься еще в 30-х гг. ХХ в., это были такие ученые как Б.В. Зейгарник, К. Левин, а начиная с 50-х – Д. Макклеланд, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен и др. [1].

Познавательный интерес – это одно из личностных свойств школьника, черта его характера, он проявляется как пытливость, любознательность, активность; интерес проявляется в виде предпочте­ния школьником того или иного учебного предмета [2].

Познавательный интерес – это важнейший для нас мотив учения школьников. Он оказывает очень сильное влияние. Под действием познавательного интереса, даже слабые ученики начинают работать более продуктивно.

Г.И. Щукина указывает следующие особенности познавательного интереса школьника как мотива к обучению [7]:

· познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником;

· познавательный интерес как мотив преобладает над другими мотивами учебной деятельности;

· познавательный интерес наиболее доступен для наблюдения: его легче обнаружить, распознать, вызвать, следовательно, легче управлять его развитием;

· познавательные интерес – сильный и значимый мотив, он существенно влияет на познавательную деятельность, учебную активность, успеваемость;

· мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок, побудитель, то есть стимул.

Из выделенных особенностей познавательного интереса как мотива к обучению следует, что познавательный интерес является залогом успешного обучения школьников, а значит, его необходимо не только вызвать, но и постоянно поддерживать.

И.В. Сапогова указывает на три основных вида стимуляции познавательного интереса учащихся [5]:

1) стимуляция познавательных интересов учащихся при помощи содержания учебного материала – эта новизна содержания, обновление уже усвоенных знаний и практическая необходимость в знаниях;

2) стимуляция познавательных интересов учащихся при помощи общения в учебном процессе между учащимися и между учащимися и преподавателем;

3) стимуляция познавательных интересов учащихся при помощи организации учебной деятельности – это многообразие форм самостоятельной работы, проблемность, исследовательский подход, творческая работа учащихся и практическая работа.

Практические исследования показывают, что наиболее эффек­тивно познавательный интерес к математике можно развить через организацию учебно-познавательной деятельности ученика. Успешная деятельность, приносящая школьнику удовлетворение, является сильнейшим побудителем его познавательного интереса, который нуждается в постоянной поддержке [2].

Приведем основные практические принципы, предложенные Т.О. Гордеевой в статье «Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации» [1], для построения оптимального процесса, основанного на поддержке продуктивной мотивации деятельности:

1) принцип работы на повышение трудности: каждому уровню учащихся подбираются задачи оптимального уровня трудности, они дают ребенку шанс добиться успеха, чтобы он почувствовал свою компетентность и мастерство;

2) принцип сохранения ценности интереса, удовольствия, радости от процесса обучения / работы, приобретения мастерства (помимо получения хороших отметок, сдачи ЕГЭ);

3) принцип ценности свободного поиска, собственной (а не заданной другими) активной деятельности, инициативы, ценности самостоятельного процесса добывания знаний, креативных решений, результатов, допускающих решение своим методом, способом;

4) принцип позитивного отношения к успехам, конструктивного, индивидуально ориентированного (успехи должные быть замечены) и неудачам обратной связи, которые бы не обескураживали, а побуждали к поиску новых решений;

5) принцип использования моделей, которые искренне заинте­ресованы процессом познания, которые готовы работать, созидать учителей, одноклассников, родителей, известных личностей, коллег.

Все эти принципы позволяет соблюсти такой занимательный материал, как нестандартная задача.

Нестандартные задачи играют довольно заметную роль в развитии учащихся. Они способствуют более прочному и осознанному усвоению материала. Умения анализировать заданную ситуацию, сопоставлять данные и искомые, выявлять скрытые свойства заданной ситуации, синтезировать, отбирая полезную для решения задачи информацию, являются нужными умениями, и не только при решении задач. Все эти умения в наиболее полном объеме применяются при решении именно нестандартных задач.

Нестандартная задача дает возможность ученику проявить себя, она ставит всех учеников на один уровень, т. к. о ее решении можно, например, догадаться, здесь нужна логика и оригинальность мышления.

Нестандартные задачи – это такие задачи, к которым не применимы общие правила и положения курса математики, определяющие точный алгоритм их решения [6].

Ю.М. Колягин определяет нестандартную задачу таким образом: «Под нестандартной понимается задача, при предъявлении которой учащиеся не знают заранее ни способа ее решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение» [3].

Процесс обучения решению нестандартных задач развивает интеллект учащихся, такой вывод позволяют сделать исследования психологов, педагогов, математиков, например, Д. Пойа [4], Л.М. Фридман [6], Ю.М. Колягина [3].

Нестандартные задачи учат не только правильно использовать общие правила решений, они способствуют развитию оригинальности мышления, так как учащимся приходиться самим отыскивать необычные способы решения задач – всё это развивает смекалку и сообразительность, а также препятствует выработке шаблонности при решении задач. Нестандартные задачи создают благоприятные условия для повышения прочности и глубины знаний учащихся, обеспечивают более сознательное овладение основным содержанием курса математики.

Нестандартные задачи выполняют разнообразные функции в процессе обучения математике. Они имеют образовательное значение, знакомят учащихся с новой ситуацией, описанной в задаче. При этом ученик приобретает математические знания и повышает уровень своего математического образования. При решении нестандартных задач учащийся обучается применять математические знания на практике. И, наконец, основная функция нестандартных задач – это функция развития познавательного интереса, так как такие задачи интересны сами по себе, интересно условие, интересно решение – ученик в процессе решения «втягивается» в процесс исследования, интересно и то, что сами задачи максимально приближены к жизненным ситуациям, а значит, приобретают практическую значимость.

Не вызывает сомнений, что нестандартные задачи с использованием оригинальных методов решения, с разбором ситуаций из реальной жизни, демонстрирующие возможности применения математических знаний даже в самых отдалённых от математики сферах жизни человека, играют особую роль в мотивации к изучению предмета, в привитии учащимся культуры математического мышления. В силу интереса к ситуации, описанной в условии задачи, у детей прояв­ляются интерес к самой задаче и (как следствие) заинтересованность в её решении. Это помогает легче усвоить знания, которые помогут справиться с решением задачи. В итоге ученик осваивает теорию и овладевает способностью решать задачи, а главное – делает это с удовольствием.

Развивается интерес к заданиям, компетенция в решении нестандартных задач, в применении нестандартных методов решения, рассмотрения нескольких вариантов решения и мотивация достижения, следовательно, успеваемость и успешность в обучении.

Можно сделать вывод, что применение на уроках математики нестандартных задач повышает позволяет вызвать, развить и поддержать познавательный интерес учащихся к обучению математике и, как следствие, повышает успеваемость учащихся.

 

Список литературы:
1. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации [Текст] / Т.О. Гордеева // Сибирский психологический журнал, 2016. – № 62. – С. 38–53.
2. Далингер В.А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике [Электронный ресурс] / В.А. Далингер // Вестник ВятГУ. 2011. № 3-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnyy-interes-uchaschihsya-i-ego-razvitie-v-protsesse-obucheniya-matematike (Дата обращения: 19.11.2017).
3. Колягин Ю.М. Учись решать задачи / Ю.М. Колягин, В.А. Оганесян // пособие для учащихся VII–VIII классов. – Москва: Просвещение, 1980. – 96 с.
4. Пойа Д.Д. Как решать задачу? Пособие для учителей [Текст] / Д.Д. Пойа –М: 1961.
5. Сапогова И.В. Культурно-педагогичексие факторы развития познава-тельного интереса [Текст] / И.В. Сапогова // Культура педагогического труда в XXI веке: материалы Всерос. науч. конф. Проект № 04-06-14082 г. РГНФ (Хабаровск, 19 – 19 ноября 2004 г.): в 2 т. Т. 2 / под ред. Н.Г. Григорьевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. – С. 168 – 172.
6. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи [Текст] / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. - М.: Просвещение, 1989. – 126 с.
7. Щукина Г.И. Педагогическая проблема формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988.