Статья:

Педагогическая поддержка одаренных детей в школе

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Карташева С.В. Педагогическая поддержка одаренных детей в школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 19-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогическая поддержка одаренных детей в школе

Карташева Светлана Валентиновна
директор школы МБУ «Школа № 61», РФ, г.о. Тольятти

 

PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED CHILDREN IN SCHOOL

 

Svetlana Kartacheva

Head teacher MBU "School №61", Russia, Tolyatti

 

Аннотация. Актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное и школьное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного и школьного возраста, как показывает практика, реализуются недостаточно. Переход из дошкольного детства в младший школьный возраст связан для детей с большими трудностями психологического и физического характера.

Abstract. The Relevance and significance of the problem of early detection and development of lease is increasingly worse. Sticker and Cole childhood is a very favorable period for the development of density. However, the possibilities of preschool and school age, as practice shows, are not sufficiently realized. Transition from early childhood to younger age should be associated for children with greater trust of psychological and physical nature.

 

Ключевые слова: выявление; развитие; одаренность; психика; ученик; дети; учитель.

Keywords: detection; development; doctor; psychic; pupil; children; teacher.

 

В Российской системе начального образования существует определенная проблема адаптации одаренных детей к условиям обще­образовательного учреждения. Переход из дошкольного детства в младший школьный возраст связан для таких детей с большими трудностями психологического и физического характера, преодоление которых требует усилий у детей и педагогов.

Одним из первых, кто размышлял над вопросами одаренности, воспитания и обучению одаренных детей, был философ древней Греции Конфуций (551 – 479 до н.е.). В своих трудах он предлагал отбирать одаренных детей, интенсивно развивать их и воспитывать, потому что в них видел гарантию будущего нации. Такого же мнения придерживался и известный древнегреческий мыслитель Платон (427 – 347 гг. к н. е.). Он считал, что общество должно „заставить лучшие натуры изучить все то, что является наиболее полезным для государства”. Платон впервые ввел в науку понятие способности и наклонности. Согласно его трудам люди должны занимать в государстве такие места, которые соответствуют их природным задаткам [1, c. 5-9]. Древнегреческий философ Демокрит (460 – 379 гг. к н. е.) считал, что таких одаренных детей нужно учить мыслить, поскольку, по его мнению, многознание говорит об уровне образованности. Демокрит, наоборот замечал, что возрастной эффект зависит от активной внутренней позиции воспитан­ника [2, c. 8-11]. Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи.

Известный американский психолог Р. Стернберг утверждает, что интеллект – это, прежде всего, умственная активность, направленная на адаптацию к условиям окружения. Основными признаками этого феномена, по мнению ученого, есть определенные образцы поведения человека, такие как возможность воспринимать других такими, какие они есть, признавать ошибки, проявлять интерес к миру в целом, приходить на встречу вовремя и осознавать несправедливость и проблемы общества [5, c. 57].

Таким образом, одаренность − это дар и означает особо благо­приятные внутренние предпосылки развития творческих способностей. Анализ проблемы одаренности во многом будет определяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Проблема выявления и развития умственно одаренных детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности, отечественной и зарубежной педагогики, потому что она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Только люди талант­ливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве. Актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное и школьное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного и школьного возраста, как показывает практика, реализуются недостаточно. Это обусловлено, с одной стороны тем, что ориентировались преимущественно на развитие «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать качественное своеобразие способностей и одаренности, что появляется в них, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия. Важно именно в детском саду выявить всех, кто инте­ресуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести дошкольников на дорогу поиска в науке, в жизни помочь адаптироваться и наиболее полно раскрыть свои способности.

На современном этапе переосмысления педагогических методов обучения одаренных и талантливых учеников возникла насущная необходимость поиска новых теоретических основ выявления и педагогической поддержки одаренных детей, возникла необходимость пересмотреть психологические аспекты взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Отметим, что на современном этапе развития теоретико-концептуальных подходов к проблемам одарен­ности выделяют интеллектуальную, техническую, художественную и социальную одаренность.

Общие психологические основы всех видов одаренности, предус­матривают наличие в одаренной личности высокого уровня: духовного развития (сфера ценностей), психического развития (сфера самосознания), интеллектуальной зрелости (сфера интеллектуального освоения действи­тельности) [6, с. 3].

Одаренность в определенной деятельности может возникать стихийно и дальше развиваться при благоприятных условиях или затухать при неблагоприятных. Согласно концепции интеллектуальной одаренности М.А. Холодной, объяснения ее природы предполагает как изучение совокупности ее психических свойств, так и особенностей состава и строения индивидуального познавательного опыта [4, с. 50].

Рассматривая индивидуально-психологические аспекты творчески одаренных детей, мы пришли к выводу, что на уровне протекания психологических процессов талантливым детям присущи: определен­ные особенности памяти, замечать многозначность слов, гибкость, оригинальность, открытость мышления, умение обобщать явления несвязанные между собой видимым образом. Таким образом, руково­дитель в сфере образования, если он стремится стать высоко­профессиональным работником, должен досконально изучить объект управления, т. е. структуру образовательной системы и все процессы, происходящие в ней, безупречно знать этот объект, и прежде всего − школу. Однако знать не как учитель, который имеет дело с отдельными образовательными процессами, а как руководитель, видит их с позиций системного целого и способный организовать принятие управлен­ческих решений со знанием дела, то есть специфики школы. Поэтому профессиональная роль руководителя в образовании заключается: в субъективности, личности объекта воздействия, а также его резуль­тате; в значительной зависимости результата (личности ребенка) от степени гуманизации управленческой концепции; в строении много­уровневой системы управления, что предопределяет опосредованность, удаленность конечного результата от непосредственных продуктов деятельности учителей.

Следовательно, учитель − фигура, которая в значительной степени определяет решение всех проблем учебно-воспитательного процесса в школе. Обязательное условие этого − постоянная высокая информи­рованность, знание результатов новейших исследований психолого-педагогической науки, посвященных усовершенствованию технологий обучения, воспитания и развития. Все это включает в себя планирование, определение условий, организацию, мотивацию, стимулирование, руководство. Именно поэтому учитель должен постоянно профес­сионально совершенствоваться, повышать уровень общей культуры.

Анализ научных источников и опыта образовательной практики подтверждает необходимость усиления внимания к психолого-педагогическим аспектам управления процессом развития одаренных детей, целесообразность именно личностно ориентированного обучения и воспитания, применение новых технологий управления системой работы с одаренными детьми.

 

Список литературы:
1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. – Москва: КСП, 1996. –247 с.
2. Волков И.П. Много ли в школе талантов?: методический материал / И.П. Волков. − М.: Знание, 1989. − 80 с. 
3. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Менчинская. – Москва: Педагогика, 1989. – 218 с.
4. Холодная М.А Психология интеллекта. Парадоксы исследования / А.М. Холодная. – Москва − Томск, 1997. − 293 с.
5. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. – Санкт Петербург: Ювента, 1999. – 317 с.
6. Sternberg R.J. Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence / R.J. Sternberg; пер. с англ. и науч. ред. проф. А.А. Алексеева. – Cambridge: Cambridge University Press, 1985. – XVI. – 411 p.