Основные направления патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея
Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Основные направления патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея
Main areas patriotic education of senior preschool children means of mini-museum
Anastasia Uspenskaya
assistant teacher MBDOU "Schebetovsky kindergarten"Semitsvetik", Russia, p.Schebetovka
Mustafayev Zyure Ismailovna
associate Professor of the Department of pre-school education and pedagogy GBOU IN RK "CEPU", Russia, Simferopol
Аннотация. В статье представлен анализ основных направлений патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея как модернизированной и эффективной технологии развития гражданско-патриотических ценностных ориентаций. Проведен анализ понятия «патриотизм», сделаны выводы об исключительной роли в данном феномене мини-музея. Выделены основополагающие направления патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея, в условиях крымского региона.
Abstract. The article presents the analysis of the main directions of Patriotic education of children of senior preschool age means a mini-Museum as a modern and effective technology of development of civil-Patriotic value orientation. The analysis of the concept "patriotism", the conclusions about the exclusive role in this phenomenon of the Museum. Main directions of Patriotic education of children of senior preschool age means a mini-Museum, in the conditions of the Crimean region.
Ключевые слова: музейная среда, патриотическое воспитание, мини-музей, социальный феномен, толерантность.
Keywords: the Museum environment, Patriotic education, mini-Museum, social phenomenon, tolerance.
Постановка проблемы:
Работа по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников должна базироваться на глубоком и основательном анализе культурного наследия региона (страны в целом), краеведческой составляющей, а также социальных характеристиках ближайшего окружения и самого воспитанника, что в свою очередь будет способствовать формированию патриотических чувств детей.
Важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений становится улучшение развивающего спектра образовательной работы с детьми и модернизация педагогического процесса посредством создания развивающей среды, подготавливающей почву для творческой деятельности каждого ребенка, способствующей проявлению собственной индивидуальности и наиболее полно самореализоваться.
Эта задача актуальна именно в контексте рассмотрения основных направлений патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея.
Анализ исследований по проблеме:
Об идеях патриотизма говорили Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский. Но и в наши дни патриотическое воспитание остается актуальным. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, оно приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности [2].
Особый вклад в исследование и разработку методических основ организации патриотического воспитания различными способами был внесен рядом известных отечественных ученых: Г.Н. Данилина [1], Л.А. Кондрыкинская [2], Н. В. Микляева [3], М. Ю. Новицкая [4] и др. Рассмотрением мини-музея в рамках ДОУ занимались Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова [6], О. А. Рузавина [5].
Однако проблема исследования состоит в том, что до сих пор очень мало изучена специфика реализации основных направлений патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея.
Цель статьи: провести анализ ситуации патриотического воспитания средствами мини-музея в условиях современного ДОУ.
Изложение основного материала:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников должно обеспечить приобщение к своей национальной культуре, воспитать уважение ко всем народам, реализовать нравственные чувства «патриотизм» – любовь к Родине, и мотивировать поведение и отношения «гражданственность» – позитивную эмоциональную пристрастность к стране, гражданином которой является человек.
По мнению Г.Н. Данилиной, воспитывать следует нравственного патриота, осознающего и ощущающего себя гражданином многоконфессиональной и многонациональной страны, развивающего в себе глубинную связь с Родиной, но при этом с пониманием и лояльно относящегося ко всем ее гражданам [1].
Наиболее близкое к действительности определение такого многогранного понятия, как патриотизм, было найдено у авторов Философского словаря, под редакцией И.Т. Фролова [8]: «Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
Любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, уважение к близким и родным людям, культуре и многое другое и составляет содержание чувства патриотизма, возникающего еще в дошкольном детстве, во время формирования основ ценностного отношения к окружающему миру. Развивается это чувство у ребенка постепенно, по мере воспитания любви к родным местам, к своим ближним и родной культуре [3].
Чтобы придать научную обоснованность и эффективность практике патриотического воспитания (адекватных форм и методов), необходимо учитывать сложность и иерархическую структуру патриотизма, как особого социального феномена. Патриотизм включает в себя три уровня:
· идеологический, мировоззренческий (в противоположность космополитизму);
· нравственно-психологический (чувство любви к своей Родине, Отечеству);
· праксеологический (готовность подчинять свои интересы и потребности Родине, верно служить ей и защищать всеми легитимными способами).
По своей структуре патриотизм представляет собой неразрывное единство трех составляющих:
· отношение к стране в целом;
· приверженность к своему классу, социальной группе, коллективу;
· чувство «малой родины» (места, где вырос и проживаешь) [4].
Подводя итог анализу феномена патриотизма, можно с точностью констатировать, что как ценность, чувство, наиболее близкое каждому человеку, поскольку оно генетически соединяет его с родом, родителями, своим народом, культурой, языком, обычаями, традициями близкой ему популяции, географической местностью, где он родился.
Как справедливо подчеркивает Н. В. Микляева, в своей работе, огромное значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к проблеме патриотического воспитания [3].
Одним из таких модернизированных подходов является – создание мини-музеев в дошкольных учреждениях, как формы дополнительного образования, развивающей активность, сотворчество, самодеятельность воспитанников в процессе сбора, обработки, исследования, оформления, имеющих научно-познавательную и воспитательную ценность.
Организация мини – музея на базе ДОУ, дает возможность практического претворения тех педагогических методик и идей, отмечает Л.А. Кондрыкинская, которые реализуются в системе патриотического и нравственного воспитания.
Мини-музей, в представлении О. А. Рузавиной – это многофункциональный инструмент социальной памяти, синтезировавший культурологический (ценностно-охранительный) и педагогический (научно-методическая основа деятельности, направленная на знакомство и организацию передачи знания) аспекты, включающая воспитательную, образовательную и просветительская деятельность, а также музейную среду [5].
Значение мини-музея в воспитании ребенка нельзя переоценить, ведь он развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о рукотворном мире человека, дает возможность речевому описанию объектов, музейных экспонатов.
На несколько дней один из уголков детского сада превращается в уютную горницу русской избы с печкой, люлечкой, вышитыми рушниками, прялкой, пузатым самоваром. А гостеприимные хозяева этой горницы – дед и баба – большие куклы для детского театра.
Здесь дети вместе с воспитателями не только рассматривают вещи прабабушек, но и играют: пьют чай из расписных кружек, пробуют свои силы за прялкой, орудуют ухватом возле печки и читают сказки.
Такая выставка становится для ребят ключом к пониманию этого фольклорного жанра.
Тесная взаимосвязь с родителями считается не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого и своим историческим корням. Эта работа в детском саду строится через совместное создание семейных книг, родословных, участие в выставке «Народные промыслы», помощь в сборе экспонатов для мини-музея, а также участие в совместных досуговых мероприятиях, например, в викторине «Город мой, любимейший на свете!», проводимой в рамках празднования годовщины родного города.
Итак, выделим основные направления патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея, в условиях крымского региона:
1) Нравственно-духовное направление включает осознание дошкольниками в процессе патриотического воспитания высших ценностей, ориентиров и идеалов, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни. Эти цели достигаются путем создания музейного комплекса «Моя семья», «Народы Крыма и их творчество» «Легенды и культурное наследие Крыма».
2) Историко-краеведческое направление реализуется путем организации системы мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, формирование знаний о родном городе, селе, районе (Мини-музеи «Природа нашего края», «Район, в котором мы живём».) .
3) Гражданско-правовое направление охватывает знания о государстве, уважение к государственной символике, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу, реализуется посредством создания мини-музея «Наша родина – Россия», «Наша малая родина – Республика Крым», включающая герб, флаг и другие государственные символики.
4) Военно-патриотическое направление ориентировано на изучение русской военной истории, воинских традиций, формирование патриотического сознания («Мини-музеи Великой Отечественной войны», «Наши доблестные защитники» и др.)
5) Культурно-патриотическое подразумевает развитие творческих способностей посредством приобщение их к устному народному творчеству, музыкальному фольклору, миру народных праздников, знакомство с традициями и обычаями русского, украинского и крымскотатарского народа («Театральные куклы», «Игрушки-забавы народов Крыма», «Декоративно-прикладное искусство народов Крыма»).
Выводы:
Проделанная в статье работа показала, что мини-музей, как основное направление патриотического воспитания дошкольников приучает ребенка к аккуратности, работе с материалом, развивает познавательную активность и любознательность, воспитывает качества нужные для развития патриотических чувств, способствует развитию креативности, инициативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
Таким образом, расширять представления старших дошкольников о родном городе, лучше понимать его культуру, воспитывать бережное отношение и чувство гордости за отчий дом возможно раскрывая детям на конкретных примерах жизнь, быт, труд людей, живущих в городе обширным и многогранным потенциалом использования мини-музеев.