Статья:

Сравнение требований к преподаванию физики в рамках Национального Куррикулума в VII-IX классах в образовательных системах Англии и Азербайджана

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шарифов Г.М. Сравнение требований к преподаванию физики в рамках Национального Куррикулума в VII-IX классах в образовательных системах Англии и Азербайджана // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(34). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 26-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнение требований к преподаванию физики в рамках Национального Куррикулума в VII-IX классах в образовательных системах Англии и Азербайджана

Шарифов Галиб Мовсум
доктор философии по физике (PhD), доцент, Азербайджанский Государственный Педагогический Университет, Азербайджан, г. Баку

COMPARISON OF REQUIREMENTS FOR PHYSICS TEACHING WITHIN FRAMEWORK OF THE NATIONAL CURRICULUM IN GRADES VII-IX IN THE EDUCATIONAL SYSTEMS OF ENGLAND AND AZERBAIJAN

 

Galib Sharifov

PhD in Physics, Associate Professor, Azerbaijan State Pedagogical University, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. Требования к физике для VII-IX классов были исследованы с точки зрения национальных куррикулумов Азербайджана и Англии. Было показано, что с учётом того, что ученики VII – IX классов имеют некоторые особые психологические качества, им было бы более целесообразно систематически организовывать уроки физики и использовать английскую модель в развитии их самостоятельной работы, а также исследовательских способностей.

Abstract. The requirements for physics for the VII-IX classes were studied from the point of view of the national curriculums of Azerbaijan and England. It is shown that taking into account the fact that VII-IX class pupils have some special psychological qualities, it is advisable to systematically organize physics lessons and use the English model in the development of independent work, as well as research abilities.

 

Ключевые слова: физика; Национальный Куррикулум; VII-IX классы.

Keywords: Physics; National Curriculum; VII-IX classes.

 

Известно, что XXI век − это век технологий. На фоне быстрого развития технологий в мире многие сферы образования развиваются и совершенствуются. Азербайджан также добавляет в свою сферу образования необходимые и неотложные инновации, вытекающие из потребностей нашего времени. Конечно, все эти новшества добавляются в результате изучения опыта передовых стран мира. Одной из стран, стоящих на переднем крае в мире в сфере образования, является Англия. Эта система выделяется в мире своей древнейшей историей и систематичностью. В рамках изучения достижений развитых стран в области образования Азербайджан также изучает систему образования Англии и ее плюсы и минусы. В настоящее время в нашей стране действуют Кембриджские школы, являющиеся одним из представителей английских школ.

Одной из областей науки, дающей толчок развитию технологий в мире, является наукой физики. Хотя в преподавании этой науки в мире есть сходство с точки зрения содержания, но существуют некоторые различия в плане ее преподавания. Более глубокое изучение этой науки в VII-IX классах можно рассматривать как более актуальный вопрос. Потому что студенты, обучающиеся в этих классах, имеют некоторые основные характерные черты с точки зрения возрастной психологии [1]:

● Самостоятельность при движении

● Борьба за независимость

● Раздражительность, упрямство

● Усталость, снижение внимания (особенно после 4-го урока)

С этой точки зрения решение задач, основанных на формализме, шаблонизированных и выполняющих функции на уроках физики, становится неинтересным для учащихся. Одним из самых больших требований для них является новыми моделями уроков физики XXI века с преобладанием решения задач творческого характера. Другими словами, целесообразно проводить более современные, богатые опытом систематические занятия для учащихся VII – IX классов [2, 3].

В образовательных системах большинства стран мира существует курикулум наук. Впервые слово "куррикулум" начало употребляться в качестве термина с 1876 года. Первые куррикулумы некоторых предметов появились в США в 1918 году. После 70-х годов прошлого века сформировалась теория куррикулума. Куррикулум имеет важное значение в системе образования и помогает планировать учебный процесс или процедуру на определенный период времени. Значит, для достижения обществом своих образовательных целей необходим функциональный и соответствующий его требованиям курс.

Прежде чем сравнить курсы физики в Азербайджане и Англии, было бы целесообразнее изучить их систему образования (таблица)

Таблица.

Системы образований Англии и Азербайджана

Система образования Англии

Дошкольное образование (6-9 лет)

 

Начальное образование 1- 6 классы

(6-9 лет)

Общее среднее образование

7- 9 классы

(10-14 лет)

Полное среднее образование

10, 11 классы

(15-16 лет)

Детский садик

(0-4 лет)

Подготовка к школе  

(5 лет)

Ключевой этап 1

1,2 классы

(6,7 лет)

Ключевой этап 2

3-6 классы

(8-11 лет)

Ключевой этап 3

7-9 классы

(12-14 лет)

Ключевой этап 4

10,11 классы

(15-16 лет)

Ключевой этап 5

(уровень AS)

12 класс

(17 лет)

(уровень A)

13 класс

(18 лет)

Система образования Азербайджана

Дошкольное образование

Начальное образование

1- 4 классы

(6-9 лет)

Общее среднее образование

5- 9 классы

(10-14 лет)

 

Полное среднее образование

10, 11 классы

(15-16 лет)

 

Детский садик

 (2-4 ktn)

Подготовка к школе  

 (5 лет)

 

Из таблицы видно, что VII – IX классы в системе образования Англии относятся к системе общего среднего образования, как в Азербайджане. Основные этапы (ключевые этапы) в английской системе образования − это совокупность знаний и умений, которые ученики получат на определенном этапе. Другими словами, каждый основной этап имеет свой собственный психологический подход и педагогические технологии, которые они будут использовать в обучении. По системе образования этой страны с 1-го по 11-й классы имеют четыре основных этапа.

В системе образования Англии, как и в других странах, физика до 10 класса входит в состав предмета, называемого «наукой». Под наукой вообще понимается совокупность наук по физике, химии и биологии. Эти три предмета имеют содержание и практические задания по всем основным этапам. Но в 10-11 классах физику преподают как отдельный предмет. В системе образования Англии 5-й и 12-й классы называются VI классами. Так как до 1990 года в системе образования этой страны понятие “класс” (форма) начиналось с VI класса, то впоследствии было заменено понятием “год”, то есть его называли VI класс, VII год II класс и т. д. В Великобритании VI уровни, а именно A и AS являются основными и решающими годами для поступления в университет. Прохождение этих уровней не обязательно и преподается не только в школе, но и в колледжах.

Требования к предмету физики, применяемые в VII-IX классах этих двух стран, изложены в Национальном экзамене по-разному. Так как, в Азербайджане [4] ученик по физике:

● группирует природные явления по характеру и объясняет причины их возникновения на основе физических законов;

● собирает информацию о закономерностях природных явлений, обобщает и интерпретирует их;

● наблюдает физические явления, обобщает результаты и представляет свои соображения о них;

● измеряет физические величины и использует их результаты для применения в повседневной жизни, соблюдая правила безопасности в этом процессе;

● представляет презентации о роли и значении физики в социально-экономическом развитии общества, творчестве выдающихся физиков-ученых.

В Англии же основной целью изучения естественных наук, включенных в основной этап 3 [5] науки, является развитие более глубокого понимания ряда научных идей биологии, химии и физики. Студенты должны начать видеть связи между этими предметными областями и понимать некоторые важные идеи, которые являются основой научных знаний и понимания. Примером таких великих мыслей являются связи между структурой и функцией живых организмов, частичная модель как основа для понимания свойств и взаимодействия всех форм вещества, а также передача энергетических ресурсов и средств как основных детерминантов всех этих взаимодействий. Студенты должны поощряться за то, что они начинают использовать моделирование и абстрактные идеи для координации научных объяснений с событиями в окружающем мире и разработки и оценки объяснений. Студенты должны развивать использование научной номенклатуры и единиц измерения, а также научного словаря с использованием математических представлений.

Ученики должны понимать, что наука работает объективно, менять объяснения с учетом новых фактов и идей и применять результаты экспертной оценки. Студенты должны принять решение о соответствующем типе научного исследования, чтобы ответить на свои вопросы и разработать более глубокое понимание факторов, которые необходимо учитывать при сборе, регистрации и обработке данных. Они должны оценить свои результаты и определить вопросы, вытекающие из них.

Студентам по химии, физике и биологии, которые являются его составной частью во время обучения науке:

С точки зрения научного подхода:

● фокусировка на точности, репродуктивности и объективности против рецидива;

● научные методы и теории должны учитывать новые факты и мнения, понимать важность публикации результатов и экспертной оценки, когда более ранние объяснения изменяются;

● необходимо научить оценивать риски.

С точки зрения экспериментальных навыков и исследований:

● задавать вопросы и развивать исследовательскую линию, основанную на реальных наблюдениях, а также на предыдущих знаниях и опыте;

● давать прогнозы, используя научные знания и понимание;

● выбор, планирование и проведение наиболее подходящих видов научных исследований для проверки прогнозов, включая определение независимых, зависимых и контролируемых переменных;

● использование соответствующих методов, устройств и материалов, уделяя особое внимание охране труда и технике безопасности во время полевых и лабораторных работ;

● подготовка и запись наблюдений и измерений с использованием различных методов для различных исследований, а также оценка надежности методов и предложения возможных улучшений;

● необходимо научить применять образцы.

С точки зрения анализа и оценки:

● применение математических понятий и расчет результатов;

● представление наблюдений и данных с использованием соответствующих методов, включая таблицы и графики;

● интерпретация наблюдений и данных, включая обнаружение закономерностей и использование наблюдений, измерений и данных для достижения результатов;

● давать обоснованные объяснения, объясняющие данные о прогнозах и гипотезах;

● оценка информации, которая отражает осведомленность о потенциальных источниках случайных и систематических ошибок;

● учитель должен научить их определять будущие проблемы, вытекающие из их результатов.

С точки зрения размера:

● BS единиц и химическая номенклатура IUPAC (Международная ассоциация чистой и прикладной химии);

● использование простых уравнений и проведение соответствующих расчетов;

● необходимо научить проводить анализ основных данных, включая простые статистические методы.

Как видно из вышеизложенного, в Национальном Куррикулуме Англии более систематически показано то, что должны преподавать ученикам в уроке физике. Но в Азербайджане имеет место немного другое. Например, в Азербайджане в пункте «собирает информацию о закономерностях природных явлений, обобщает и интерпретирует их» «...собирает информацию» относится к части знания по таксономии Блума, но «...интерпретирует их» относится к этапу «восприятия». Но в Национальном Куррикулуме Англии «...собирает информацию» относится к научной части, а «...комментирует их» к частям анализа и оценки.

Таким образом, требования, предъявляемые к физическому предмету в Азербайджанском Национальном Куррикулуме, были обобщены, а в Английском Национальном Куррикулуме когнитивная и психомоторная деятельность учащихся была классифицирована по 4 направлениям с научной, экспериментальной, исследовательской, аналитической и оценочной и измерительной точки зрения. Но в Азербайджане это показано очень общим образом. Кроме этого, если учесть в Азербайджане в VII-IX классах часть практики проявляется только в одном пункте и в других предпочтительнее приобретать знания, то в Англии она указана в нескольких пунктах. Особое внимание было уделено самостоятельной деятельности учащихся, прогнозированию и гипотезе. Принимая во вниманию, что ученики VII-IX классов более склонны к самостоятельной деятельности с психологической точки зрения, то в преподавании физики в этих классах нужно уделять больше места индивидуальной практической работе. В Национальном Куррикулуме Англии указаны все разделы физики а также их основные и общие требования. Каждая английская школе имеет куррикулум физики в рамках Национального Куррикулума. Куррикулум физики для общеобразовательных школ Азербайджанской Республики был утвержден в 2013 году и этот куррикулум начал применяться во всех школах. В этом описаны содержание и практические задания физики, а также отведенные им часы занятий.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что требования к применению физики для классов VII-IX, применяемые в Азербайджане с 2013 года, во многом схожи с требованиями к физике, применяемыми в Англии с 1988 года и неоднократно совершенствовавшимися в Национальном Куррикулуме. Но с точки зрения систематичности данных требований существуют и различия. Поэтому Азербайджанская система образования должна постоянно изучать развитые в мире куррикулумы и изучать их плюсы и минусы.

 

Список литературы:
1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.gymnasia2.ru/mainpsihadvice/vozrastosob/257-vozrastosobsem (дата обращения: 12.06.2020).
2. Шарифов Г. М. Научно-практическое значение лабораторных установок Labdisc в преподавании физики в лицеях // Преподавание физики, математики и информатики. − N 3. − 2018.− в. 10. − C. 60-65.
3. Шарифов Г. М. Научно-практическое значение преподавания STEM-классов в лицеях // Азербайджанская школа.− 2018. − N 3 в. 684. − C. 9–18.
4. Государственные стандарты и программы (курсы) общего образования. Кабинет Министров Азербайджанской Республики / постановление №103 от 03 июня 2010.
5. The national curriculum in England. Department for Education / December, 2014.