Статья:

Педагогические условия формирования у студентов младших курсов среднего профессионального образования способности к принятию оптимальных управленческих решений

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Горянова Е.Г. Педагогические условия формирования у студентов младших курсов среднего профессионального образования способности к принятию оптимальных управленческих решений // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 12-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогические условия формирования у студентов младших курсов среднего профессионального образования способности к принятию оптимальных управленческих решений

Горянова Евгения Георгиевна
соискатель, ст. преподаватель Филиал Байкальского государственного университета ФГБОУ ВО «БГУ», РФ, г. Усть-Илимск

 

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING STUDENTS OF JUNIOR COURSES OF AVERAGE PROFESSIONAL EDUCATION ABILITY TO MAKE OPTIMUM MANAGERIAL SOLUTIONS

 

Evgeniya Goryanova,

applicant, senior teacher Branch of the Baikal state university FSBEI HE «BSU», Russia, Ust-Ilimsk

 

Аннотация. Автором обсуждаются вопросы формирования управ­ленческих компетенций. Основное внимание уделяется педагогическим условиям формирования способности к принятию оптимальных управленческих решений.

Abstract. The author discusses the issues of forming managerial competencies. The main attention is paid to the pedagogical conditions of forming the ability to make optimal management solutions.

 

Ключевые слова: управленческие компетенции; способность к принятию оптимальных управленческих решений; педагогические условия формирования СПОУР.

Keywords: administrative competence; ability to make optimal management solutions; pedagogical conditions for the formation of AMOMS.

 

Современная российская система среднего профессионального образования переживает период инновационных обновлений, связан­ных с внедрением компетентностного подхода. На государственном уровне приняты решения, изменившие основы функционирования системы образования в России, которая должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоя­тельной деятельности и личной ответственности обучающихся. С переходом учреждений среднего профессионального образования на новые модели обучения, в связи с изменениями учебных планов, введе­нием общих и профессиональных компетенций, усиливается практико-ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект.

От системы среднего профессионального образования требуется подготовка специалиста, способного участвовать в управлении предпри­нимательской или коммерческой деятельностью организации, решении организационно – технических, экономических, кадровых и других проблем организации. Специалисты со средним профессиональным образованием, в частности, со средним техническим образованием, – это работники преимущественно интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решения в рамках заданного алгоритма действия.

Однако в современном учебном процессе, на наш взгляд, созданы недостаточные условия для решения задач по эффективному форми­рованию различных компетенций будущих специалистов, в том числе их управленческой компетенции. В процессе анализа системы профес­сиональной подготовки специалистов (учебных программ, учебников, другой учебно-методической литературы) установлено следующее: в основном сохраняется ориентация на информационно - знаниевую модель среднего профессионального образования; отсутствуют технологии реализации деятельностно - компетентностного подхода; наблюдается недостаточная адаптированность системы СПО к требованиям рыночной экономики. Выпускники учреждений среднего профессионального образования, являясь руководителями первого, низового звена, часто не могут принимать управленческие решения на конкретном производстве, потому что не знают, как это делать, не владеют методикой принятия управленческих решений, не способны взять на себя ответственность в данной ситуации. Это определяет важность формирования управленческой компетенции, как готовности и способности осуществлять управленческую деятельность.

Формируемая нами способность к принятию оптимальных управ­ленческих решений (СПОУР), как базового компонента управленческой компетенции, может быть отнесена к метакомпетенциям, так как частично или полностью включает в себя общие компетенции ОК 1-ОК 7, которые согласно ФГОС 4 должны быть сформированы за время обучения. [3, с. 5-6]

В связи со сложностью процесса принятия решений мы рассматриваем СПОУР как сложную профессиональную способность, компоненты которой формируются при осуществлении деятельности по принятию управленческих решений. Некоторые этапы принятия решений могут быть смоделированы в предметном поле дисциплин, изучаемых на младших курсах, поэтому «под способностью к принятию оптимальных управленческих решений (СПОУР) мы понимаем индивидуально-психологическую характеристику студента младших курсов, включающую в себя способности к целеполаганию, идентификации проблемы, поиску и структурированию информации, работе в команде и оформлению результатов решения» [1, с. 405].

Для реализации поставленной задачи по формированию СПОУР нами были выбраны методы «активного обучения»: контекстное обучение и кейс – технологии. Как показала практика обучения, педагогический потенциал выбранных нами технологий гораздо выше, чем у традиционных методов обучения.

Нами был опробован один из двух путей (учебно-профессиональный) реализации контекстного обучения на примере дисциплины «Физика». Курс физики как учебного предмета был структурирован таким образом, чтобы теоретический материал максимально приближался к практическим запросам профилирующих предметов профессионального цикла и производственной практики. Практико-ориентированная направленность курса физики в предметном содержании дисциплины осуществлялась с использованием практико-ориентированного курса лекций, лабораторного практикума и комплекса профессионально - ориентированных задач. «С помощью системы учебных проблем, проблемных ситуаций и задач в контекстном обучении физике выстраи­вается сюжетная канва усваиваемой профессиональной деятельности. Студент в ходе индивидуального и коллективного анализа и разрешения профессионально-подобных ситуаций овладевает не только предметным содержанием и действиями, но и алгоритмами принятия решения, нормами взаимоотношений в коллективе» [2, с. 229-230].

Руководствуясь принципами системности и межпредметной интеграции содержания учебного материала, продолжая работу по формированию СПОУР, из множества методов, предлагаемых кейс – технологиями, мы отобрали несколько, наиболее удобных для реализации на младших курсах, где читаются общепрофессиональные дисциплины. Это анализ конкретных ситуаций, включающих метод ситуационного анализа и метод ситуационных упражнений; метод ситуационно-ролевых игр и игровое проектирование. Данные методы хорошо зарекомендовали себя при изучении дисциплин «Техническая механика», «Электротехника с основами электроники», «Метрология, стандартизация и сертифи­кация». Созданное автором практико-ориентированное пособие по «Метрологии, стандартизации и сертификации» позволило студентам познакомиться с опытом других организаций (кейсы с производствен­ными ситуациями), развить навыки принятия решения, разработки стратегии и тактики в процессе ситуационно-ролевых игр.

Проектная деятельность, разворачиваемая в рамках данных дисциплин, стимулировала интерес студентов к определенным проблемам, решение которых способствовало приобретению умения практически применять полученные знания, развитию критического мышления, способности составлять и осуществлять планы и личные проекты. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой – то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает планирование действий, наличия замысла или гипотезы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т. е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Одним из средств повышения учебной мотивации, индивидуали­зации процесса обучения, способствующим развитию самостоятельности обучающихся, повышению эффективности образовательного процесса в целом, является рабочая тетрадь по предмету. Автором разработаны «Рабочие тетради студентов по дисциплине» для студентов 1-3курсов по физике, технической механике, электротехнике, метрологии. Рабочие тетради по дисциплинам позволили организовать самостоятельную работу студентов (как индивидуально, так и в группе) таким образом, чтобы каждый студент имел возможность овладеть учебным материалом по отдельным темам предмета на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей, что способствовало формированию способности решать профессиональные задачи; видеть, самостоятельно строить и корректи­ровать профессиональную деятельность; ориентироваться в многообразии учебных программ, пособий, литературы и выбирать наиболее эффективные в применении к конкретной ситуации.

Таким образом, введение активных технологий обучения в предметное поле естественнонаучных и общетехнических дисциплин позволяет сформировать у студентов младших курсов СПО выделенные выше компоненты, входящие в структуру способности к принятию оптимальных управленческих решений (СПОУР). Это возможно при следующих условиях: 1) проектирование преподавателем учебного про­цесса на основе активных технологий, предусматривающего разработку содержания лекций и лабораторного практикума профессионально - ориентированного характера, рабочих тетрадей по естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам с различными ситуативными задачами (кейсами); 2) использование методов обучения, моделирующих содержание профессиональной деятельности (метод ситуационно-ролевых игр, игровое проектирование).

Последовательное развитие у обучающихся навыков к опреде­ленным действиям в соответствии с выделенным этапом принятия решения приводит к выработке у студентов определенной технологии принятия решений, которая послужит базой для формирования к старшим курсам управленческих компетенций.

 

Список литературы: 
1. Горянова Е.Г. Способность к принятию оптимальных управленческих решений как базовая составляющая управленческих способностей // Вектор науки ТГУ. 2013. № 2 (24). Тольятти: ТГУ.С. 403-406.
2. Горянова Е.Г. Формирование у будущих специалистов способности к принятию оптимальных управленческих решений // Вектор науки ТГУ. 2012. № 3(21). Тольятти: ТГУ.С. 227-230.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.03 Технология деревообработки // Приказ Минобрнауки от 07.05.2014. № 452. Москва. -55 с.