Статья:

Формы организации уроков по экономическому образованию младших школьников

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Гафарова И.Р. Формы организации уроков по экономическому образованию младших школьников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 24-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формы организации уроков по экономическому образованию младших школьников

Гафарова Ирина Раисовна
студент, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы́, РФ, Уфа

 

Аннотация. В статье изучается насколько сформированы экономические представления у младших школьников. Формы организации уроков могут быть разнообразными. Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу занятий можно ввести экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Это даст автору наглядно объяснить детям возможность усвоить пройденный материал, получить реальное представление о том, что изучалось на занятиях.

Ключевые слова: Экономика; расход; банк.

 

Современные рыночные отношения и социально-экономические запросы общества требуют новые решения проблемы экономического образования детей. Согласно ФГОС НОО отдельного предмета «Экономика» в начальной школе нет. Следовательно, существует необходимость формирования экономических понятий у младших школьников в процессе обучения другим предметам или во внеурочной деятельности.

В настоящее время освещение экономических понятий в большей мере происходит на уроках окружающего мира. Отношение ребенка к материальным и духовным ценностям, процесс становления личности младшего школьника зависит от ряда факторов, одним из которых является начальное экономическое образование. Для младших школьников в качестве основного источника экономических знаний выступают экономические составляющие предмета «Окружающий мир». Основными задачами экономической области данного предмета являются: становление разумного потребительского поведения в реальных условиях, формирование базовых экономических представлений, воспитание ключевого качества – бережливости к личному, школьному и семейному имуществу, бережного отношения к природе, окружающей среде, уважение к собственному и чужому труду, а также результатам труда [3].

Формирование первоначальных представлений о роли и значимости труда, профессий, денег в социуме, дальнейшее погружение в данную область и накопление экономических и обществоведческих знаний для последующего обучения – главная цель экономической составляющей дисциплины «Окружающий мир». В тоже время в авангарде этой деятельности стоит задача включения младших школьников в учебную деятельность, умение решать учебные задачи самостоятельно и развитие учебно-практических и учебно-познавательных навыков.

Эффективным способом формирования базовых экономических знаний у младших школьников на уроках окружающего мира является использование кейсов.

Учебные кейсы, которые используются в начальной школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой [2].

Наряду с окружающим миром большими возможностями в развитии экономического образования младших школьников обладает математика. Интеграция экономики и математики дает положительные результаты: увеличивает активность детей на уроке, развивает внутреннюю мотивацию детей к обучению, усиливает познавательные мотивы, расширяет личный опыт учащихся, повышает качество и прочность математических и экономических знаний.

Огромная роль в получении базовых экономических представлений принадлежит математическим задачам экономического содержания.

При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач. Предложенные задачи знакомят учащихся с экономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметические вычисления [1].

В процессе решения экономических задач значительно активизируется мыслительная деятельность, пополняется экономический и математический словарь, обогащается социально-экономический опыт, формируются более глубокие и обширные представления об окружающем мире, закладывается фундамент базовых экономических понятий, которые помогают в развитии качеств личности для комфортной деятельности в рамках рыночной экономики.

Задачи с экономическим содержанием на уроках математики направлены на решение практических ситуаций и обеспечивают получение начальных основ экономической грамотности в начальной школе. Примерами таких ситуаций могут выступать – особенности формирования семейного бюджета и математические операции с ним, как расчет доходов, расходов, рациональность покупок и т.д. Стоимость товаров и услуг, их количество знакомят младших школьников с видами затрат, а также различными профессиями [1].

Комплекс приёмов и форм использовать на следующих математики:

1) «Единицы массы: тонна, (урок «открытия» знания);

2) «Устные и приемы вычислений» формирования умений и

3) «Сложение и вычитание (урок развития и навыков);

4) «Умножение чисел на однозначное (урок развития и навыков);

5) «В гостях у (урок-сказка);

6) «Экономика в жизни» (урок-исследование);

7) текстовых задач» урок);

8) «Богатство. богатства» (интегрированный

9) «Семейный бюджет» игра);

10) «В мире (урок-викторина).

Предложенная уроков математики что для эффективного формирования у экономических знаний использовать разнообразные приёмы и формы включающие школьников в учебную деятельность. одного из таких представлен в приложении 13.

уроков по математике с содержанием является у младшего школьника экономических понятий с их расширением и адаптированием во жизни.

Задачи, будут реализовываться в изучения подобных

- развитие познавательных у учащихся;

- расширение об окружающим мире с расширением кругозора;

- введение в понятийный учащихся простейших терминов и понятий.

- субъектной позиции как участника одного из процессов;

- воспитание самостоятельности, бережливости, к своему и чужому

- развитие умения объяснять, доказывать и свою точку

- учить ребёнка перед собой (задачу), видеть её возможность и поиск её решения и способов её в окружающем мире;

- навыкам исследовательской а также дальнейшему своего открытия и различным способам своего труда.

Таким образом, интеграция базовых экономических понятий в процесс обучения математике и окружающему миру дает широкие возможности учителям начальных классов в выборе форм и методов обучения, а также является эффективным способом формирования экономических понятий у младших школьников.

 

Список литературы:
1. Коваленко Е.Г. Система формирования основ экономических знаний младших школьников на уроках математики / Е.Г. Коваленко, О.В. Кубанцева // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. Том 4. № 6 URL: http://mir-nauki.com/PDF/23PDMN616.pdf.
2. Корлюгова, Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 c.
3. Корнеева, О.С. Перспективы развития экономической составляющей предмета «окружающий мир» в начальной школе / О.С. Корнеева //  Проблемы современного образования. 2014. - № 5. С. 87-95.