ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ КАК СПОСОБ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ КАК СПОСОБ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Проблема толерантности общества остается актуальной на сегодняшний день, так как современному выпускнику школы необходимо умение применять знания, действовать в неопределенной ситуации, владеть ключевыми компетентностями в такой же степени, как определениями, готовыми правилами и алгоритмами.
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы [3]. Для подрастающего поколения – это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей, таких как: «ученик», «студент», «гражданин», «работник-специалист».
В зависимости от содержания образования различают:
– ключевые или метапредметные компетенции, которые относятся к общему содержанию образования;
– общепредметные компетенции, которые относятся к определенному кругу учебных предметов;
– предметные компетенции – формируются в рамках одного предмета.
Ключевые компетенции формируются в процессе обучения ребёнка в школе, что в будущем становится для человека особым ресурсом достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности.
Ключевые компетенции учащихся на уроках русского языка в пятом классе складываются из четырех элементарных компетенций:
– информационная – готовность к работе с информацией;
– коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
– кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
– проблемная – готовность к решению проблем.
Языковая компетенция образуется в процессе формирования у школьников научно-лингвистического мировоззрения, развития языкового и эстетического идеала, предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм орфографии и пунктуации.
Лингвистическая компетенция – создает познавательную культуру личности школьника, развивает логическое мышление, воображение учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Культуроведческая компетенция – формирует у школьников русскую языковую картину мира, развивает русский речевой этикет, что является необходимым средством приобщения к национальной культуре [1].
Для уверенного владения языком важны умения и навыки употребления нужных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения.
На современном этапе развития методики характерна тенденция слияния обучения языку и речи в единое целое. Для достижения цели применяются разные педагогические технологии, методы и приёмы:
– разворачивание слова в текст и сворачивание текста до ключевого слова по методу: слово – словосочетание – простое предложение – простое осложнённое предложение – сложное предложение – микро-текст – текст;
– метод целенаправленного отбора текстов и его анализ на уроках русского языка, что предполагает развивающую речевую среду, формирует интеллектуальные, духовные, нравственные качества личности;
– метод развития речи – особые уроки, на которых происходит знакомство с технологиями строения русской устной и письменной речи и практическое их применение при создании разных текстов [2].
На всех уроках, кроме контрольных, главными опорными материалами являются созданные самими учащимися: схемы, рисунки, таблицы, карточки-сигналы.
Тема исследовательской работы по предмету, переходящая в дискуссию, обязательно должна заинтересовать школьников, быть востребованной, актуальной для подростковой среды.
Важную роль играют типы и формы уроков, их проведение. Например, обобщающие уроки часто проходят в виде семинаров, зачётных уроков в форме взаимозачёта, уроков коррекции знаний. При создании необходимых условий материал по темам «Причастие» и «Деепричастие» изучается блоками. Большой популярностью пользуются уроки-практикумы.
Способ развития ключевых компетенций лежит в основе новой технологии развития критического мышления учащихся, «конструирования» собственного знания в рамках своих собственных поисков.
Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока:
1) вызов – активизация, мотивация;
2) осмысление – активное чтение, слушание;
3) рефлексия – размышление, анализ, личная интерпретация.
Обращение к лингвистическим миниатюрам или грамматическим сказкам, особенно, при изучении фонетики, морфологии способствует раскрытию творческих способностей и формированию языковой компетенции школьников. Дети создают своеобразные интересные тексты, которые по своему содержанию становятся более доступными для понимания особенностей русского языка, чем изложенные научным языком правила. Одна из целей при подготовке интегрированных уроков – постижение особенностей русского языка посредством изучения лучших образцов классической русской литературы [1].
На поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, «обучения в сотрудничестве», в парах и группах и направлена, в основном, коммуникативная технология. Общение, обучение в диалоге и полилоге является ведущим методом обучения при использовании коммуникативной технологии [4]. Неотъемлемым элементом современного урока является использование на уроках и во внеурочной деятельности ИКТ-технологий. По статистике, большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного материала. Одновременное воспроизведение аудио – и видеоинформации повышает память до 10%-50%. Однако, специфика процесса изучения русского языка такова, что практический навык формируется посредством упражнений в письме. Поэтому, на уроках русского языка ИКТ-технологии более приемлемы в форме презентаций для демонстрации опорных материалов (таблиц, схем) или материалов для самопроверки и контроля.
Внеурочной деятельности по предмету придаётся большое значение в связи с её направленностью на формирование ключевых компетенций: языковых, лингвистических, коммуникативных. В начале общения с учениками строится работа по заинтересованности и формированию стойкого интереса к предмету, введению проблемных учеников в ситуацию успеха, повышению их авторитета среди одноклассников. Большую роль играет формирование правильной самооценки. Рефлексия приводит учащихся к реальной самооценке, предполагает обратную связь, оценке себя, определению своей роли на занятии, на стадии урока. Учащиеся размышляют о том, что интересного они узнали на уроке, какие полезные знания получили и как применить их на практике. Рефлексия – это не просто итог урока, это анализ процесса обучения и познание своих знаний.
Деятельностный подход и технология РКМЧП – «Развитие критического мышления через чтение и письмо», являются базовыми моделями системы формирования ключевых компетенций, так как, за счет интегративного характера они позволяют совмещать традиционный подход к обучению и элементы передовых технологий, что способствует развитию универсальных учебных действий. При разработке образовательных программ и учебников должна учитываться комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения формирования ключевых компетентностей [2].
Только при системном подходе к проблеме и разумном совмещении традиционных и современных методов и приёмов работы возможно целенаправленное формирование ключевых компетенций у школьников.
Осознание необходимости в формировании языковых, коммуникативных компетенций должно быть не только у учителей-словесников, задача воспитания гуманитарно образованной и компетентной личности должна быть общей для всего педагогического коллектива. Оно является одним из важнейших условий для формирования культурного человека. Устойчивый навык осмысленного чтения учащиеся приобретают, в том числе, благодаря изучению грамматических особенностей русского языка, поэтому каждый учитель любой другой школьной дисциплины должен быть, также, заинтересован в качестве знаний языка [5].
Таким образом, развитие ключевых компетенций на уроках русского языка – это процесс, не требующий каких-либо усилий, материальных затрат, поскольку главным инструментом учителя является его педагогическое мастерство, базовая компетентность, выражаемая в умении создать такую образовательную развивающую среду, в которой представляется возможным достижение образовательных результатов школьником, обозначенных как становление русской языковой личности. Предметные компетенции – способность применения школьниками изученных орфограмм и пунктограмм, регламентирующих норму в разнообразной речевой ситуации. Развитие творческих способностей учащихся через уроки развития речи предоставляет возможность демонстрации компетенций на данном этапе, по данной теме. Особенно важна правильная организация процесса, мотивация работы на всех этапах урока, на всех стадиях технологии РКМ для заинтересованности детей, их сознательного отношения к такой деятельности и на основных уроках, и во внеурочное время.