Статья:

Опыт проведения воспитательной работы во время дистанционного обучения

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Кораблёва Е.Л., Орлов Е.В., Степанова Л.И. Опыт проведения воспитательной работы во время дистанционного обучения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 18-24.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Опыт проведения воспитательной работы во время дистанционного обучения

Кораблёва Екатерина Львовна
заместитель директора школы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 35», РФ, г. Нижний Новгород
Орлов Евгений Владимирович
канд. пед. наук, тьютор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 35», РФ, г. Нижний Новгород
Степанова Людмила Ивановна
директор школы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 35», РФ, г. Нижний Новгород

 

EXPERIENCE OF EDUCATIONAL WORK DURING DISTANCE LEARNING

 

Ekaterina Korableva

Deputy Director of the School, Municipal General Education Institution "School No. 35", Russia, Nizhny Novgorod

Yevgeny Orlov

Ph.D., Tyutor, Municipal General Education Institution "School No. 35", Russia, Nizhny Novgorod

Lyudmila Stepanova

Director of the School, Municipal General Education Institution "School No. 35", Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В статье рассматривается опыт организации воспитательной работы в школе в дистанционном режиме с использованием цифровых технологий и ресурсов. Приведен обзор мероприятий. Показаны каналы обратной связи с учениками и родителями.

Abstract. The article examines the experience of organizing educational work in the school remotely using digital technologies and resources. Here is an overview of the events. Feedback channels with students and parents are shown.

 

Ключевые слова: воспитательная деятельность; дистанционное обучение; безопасное поведение в сети; воспитательные мероприятия.

Keywords: educational activities; distance learning; safe online behavior; educational activities.

 

После начала пандемии коронавируса 2020 г. школы были вынуждены осуществить переход на дистанционное обучение. Возник вопрос и о переводе воспитательной работы в тот же формат. В этом случае удалённая воспитательная работа способна сохранить взаимодействие классного руководителя с обучающимися и создать условия для общения подростков, что необходимо в процессе развития личности. Социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса также и в виде внеурочной деятельности.

Дистанционные формы воспитательной работы имеют некоторые преимущества: оперативное получение обучающимся и родителями информации, гибкий график и комфортная удобная обстановка для проведения онлайн-мероприятий, обеспечение контакта с учениками на их волне, в их режиме, возможность широкого использования готовых разработок (классных часов, фильмов, мастер-классов, онлайн-тестов и т.д.), большой охват участников.

В то же время, имеются и проблемы, с которыми мы столкнулись в процессе организации достанционной формы образования в школе. Это, прежде всего, большая загруженность учащихся, которым необходимо было заниматься урочной деятельностью в дистанционном режиме. Пока процесс не был налажен и дети не привыкли к такой форме работы, у них уходило значительное количество времени на удалённое обучение по предметам. Времени на внеурочную деятельность оставалось совсем мало.

Остальные проблемы, связанные с техническим оснащением, распределением компьютерного времени между членами семьи, степенью освоенности цифровых технологий, такие же, как и в дистанционном учебном процессе. Они решались постепенно, тем более, что внеурочную деятельность организовывали классные руокводители, которые решали эти проблемы и в процессе обучения по предметам.

Организуя воспитательную и внеурочную деятельность дистанционно, мы решали дае задачи. Первая – это формирование бызопасного поведения в сети. Эксперты утверждают, что в области безопасности виртуальный мир не отличается от реального [1]. При общении в сети сверстники устраивают травлю отдельных пользователей, можно попасть в плохую компанию, наткнуться на мошенников и маньяков. Но если физические контакты родители ещё как-то могут отследить, то виртуальный мир детей им чаще всего недоступен. Тем не менее ребенок должен и будет общаться в сети, а. потому, его необходимо научить это делать относительно безопасно.

Без примера и без использования цифровых возможностей современного образования невозможно показать школьникам эталоны поведения в сети, грамотные образцы действий. Проводя воспитательные мероприятия мы создаём условия для практической реализации навыков и умений подростков в цифровой среде, а также имеем возможность её оценивать и, при необходимости, корректировать. В этом случае и формируются навыки цифровой безопасности.

Вторая задача связана с организацией внеурочной и воспитательной деятельности, которая является составной частью Основной образовательной программы школы [2]. При организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, стремиться разнообразить формы работы, помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой в социальных сетях или за компьютером.

Организация работы проводилась через такие каналы взаимодействия, как «Дневник.ру» и «ВКонтакте». Мероприятия организовывались посредством выкладывания в сеть (прежде всего, на видеохостинге «YouTube») педагогами соответствующего материала согласно плана воспитательной деятельности. Далее классные руководители связывались с обучающимися и их родителями и предлагали поучаствовать в том или ином дистанционном мероприятии воспитательног характера. Педагоги консультировали учащихся, отвечали на вопросы, продвигали их работы на конкурсах. Использовалась для этих задач и электронная почта. Ниже приводится перечень воспитательных мероприятий, организованных в период режима самоизоляции под руководством заместителя директора школы по воспитанию.

Воспитательная работа в апреле – июне 2020 года

  1. Ежедневный мониторинг состояния здоровья обучающихся
  2. Мониторинг технических возможностей семей в связи с переходом на дистанционное обучение
  3. Ознакомление родителей с рекомендациями по общению с подростками в условиях дистанционного обучения
  4. Ознакомление классных руководителей с  правилами эффективного дистанционного взаимодействия с обучающимися
  5. Проведение еженедельных классных часов с обучающимися
  6. Проведение еженедельных родительских собраний
  7. Размещение информации на сайте для обучающихся и родителей
  8. Создание страницы Вконтакте «Школа 35 – жизнь после уроков» для оформления проектов, конкурсов, информации для обучающихся и их родителей.

Работа социальной и психологической служб во время дистанционного обучения

  1. Консультации социального педагога и педагогов – психологов (онлайн, по телефону, посредством электронной почты и соц.сетей))
  2. Проведение классных часов онлайн, видеозанятий.
  3. Мониторинг «Школьные ориентиры проблемных детей».
  4. Анализ технических возможностей неблагополучных семей и детей «группы» риска.
  5. Беседы с классными руководителями о возникающих проблемах в период дистанционного обучения трудных детей (регулярность выполнения домашнего задания, запросы родителей на решение проблем воспитания трудного ребёнка).
  6. Сопровождение старших подростков «группы» риска по направлению профориентационной работы.
  7. Классные часы и беседы по темам: «Буллинг», «Соблюдение правил самоизоляции», «Жизненные ценности», «Как подготовится к экзаменам», «Вредные привычки – это не модно».

Мероприятия, проведенные в апреле – мае 2020 года

  • Конкурс фотографий «Мир за моим окном»;
  • Конкурс рисунков «Сидим дома»;
  • Организация участия школьников во Всероссийском конкурсе "Большая перемена".

Мероприятия к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне:

- Онлайн-линейка, посвященная 75-летию Победы. Линейка была подготовлена педагогами и учениками школы. Ребята дистанционно искали материалы для видеоролика, записывали стихи и песни. Монтаж ролика осуществляли обучающиеся, участники школьного телевидения «ТВ 35»;

- Создание страницы Вконтакте  «И помнит мир спасенный», публикация работ обучающихся в рамках проекта «75 лет Великой Победы»;  

- Выпуск газеты «Шанс 35», посвященный Дню Победы;

- Конкурс рисунков «Взгляд в прошлое»;  

- Конкурс эссе «Страница нашей памяти»;  

- Конкурс эссе «Моя семья в истории Нижнего Новгорода»;

- Конкурс видео и аудиозаписей стихов о войне;

- Конкурс видео и аудиозаписей песен военных лет;

- Всероссийская акция «Окна Победы»;

- Проведение классных часов к  Дню Победы;

- Проведение классных часов к  Дню Победы.

Форум «Событие года» прошел в онлайн – формате 20 мая 2020 года. Традиционно на форуме проходит награждение учеников и педагогов, отличившихся в течение года, принесших школе призовые места и участвующие в наиболее ярких событиях, проектах и конкурсах. Этот год не стал исключением – директор школы Степанова Людмила Ивановна и заместители директора в онлайн – формате назвали номинантов и победителей по 8 номинациям. Каждому победителю был переслан виртуальный диплом.

«Последний звонок онлайн» позволил выпускникам 11-х классов полностью ощутить радость праздника и почувствовать грусть расставания со школой. Добрые слова и напутствия директора школы, учителей, родителей, смешные наставления первоклашек, видеоролик о виновниках торжества, и, конечно, выступление самих выпускников со сценками из школьной жизни и  миниатюрами о плюсах и минусах дистанционного обучения, с трогательными стихами и словами благодарности учителям и родителям и финальной песней. И в этом году, как и в любом другом, прозвенел для одиннадцатиклассников последний звонок, завершивший их учебную жизнь в школе и открывший дороги в будущее, которое у них обязательно будет ярким и замечательным!

Итоговые линейки онлайн в 4-х и 9-х классах

Эти мероприятия позволили поставить точку в этом учебном году выпускникам начальной и основной школы. Ребята подготовили видеоролики о своих классах, учителя и родители – видеопоздравления ребятам, и каждый смог посмотреть и вспомнить свои школьные будни!

Организация внеурочной деятельности в июне 2020 года для школьников, которые остались в городе: 

  • Участие в региональном проекте «Каникулы.Онлайн»;
  • Участие в городском проекте «Летний календарь событий»;
  • Разработка каждым учителем – предметником и классным руководителем мероприятий и размещение ссылок на сайте школы и на страничке ВКонтакте «Школа 35 – жизнь после уроков»;
  • Участие во Всероссийской акции «Окна России»;
  • Участие в мероприятиях, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией.

Дистанционная воспитательная работа школы позволила внести вклад в достижение образовательных результатов, как «традиционных» для воспитания (формирование гражданской идентичности, экологической культуры, навыков проектной деятельности), так и навыков, вносящих вклад в формирование ИКТ-компетентности, регулятивных УУД.

 

Список литературы:
1. 15 правил безопасного поведения в интернете / [Электронный ресурс] Режти доступа: https://www.ucheba.ru/project/websafety.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования / [Электронный ресурс] Режти доступа: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf.