Статья:

Использование педагогических ценностей узбекского народа в духовно-нравственном развитии личности

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Машарипова Н.Р. Использование педагогических ценностей узбекского народа в духовно-нравственном развитии личности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(22). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 22-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование педагогических ценностей узбекского народа в духовно-нравственном развитии личности

Машарипова Насиба Рузматовна
базовый докторант Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук имени Т.Н.Кары Ниязи, Узбекистан, г. Ташкент

 

USE OF PEDAGOGICAL VALUES OF THE UZBEK PEOPLE IN THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY

 

Nasiba Masharipova

doctoral student (PhD) Uzbekistan scientific research institute of pedagogical sciences named after T.N.Qori Niyoziy, Uzbekistan, Tashkent

 

Аннотация. В данной статье раскрыты возможности использования ценностей педагогического мировоззрения Востока, как средства духовно-нравственного воспитания молодого поколения, определены направления духовно-нравственного воспитания, приведены взгляды некоторых выдающихся мыслителей и ученых Востока на проблему формирования “совершенного человека”.     

Данная статья может быть использована педагогами,  специалистами, занимающими вопросами духовно-нравственного воспитания.   

Abstract: In this article, the possibilities of using the values of the pedagogical outlook of the East as a means of spiritual and moral upbringing, of the younger generation, the reformation of spiritual and  moral upbringing,  reading the views of some outstanding thinkers and scholars of East on the problem of the formation of a “ideal person” are revealed.

 

Ключевые слова: гармоничная личность; духовно-культурное наследие; нравственное воспитание; духовно-нравственные ценности; молодое поколение, личностные качество.

Keywords: harmonious personality; spiritual and cultural heritage; moral upbringing; spiritual and moral values; younger generation; personal quality.

 

Жизнь человека неразрывно связана с его нравственных совершенствованием, и этот процесс обеспечивается духовно-нравственным воспитанием человека как гармоничной личности. Человек как высшая ценность обладает возможностью постоянно совершенствовать свой внутренний мир. Лучшие качества, присущие поколениям, считаются достоянием каждой нации и общества. Положительные личные качества членов общества способствуют его прогрессу и процветанию и благотворно влияют на будущие поколения. Великий поэт Алишер Навои сравнивал человека с прекрасным деревом в саду, которое даёт драгоценные плоды. [2]

В своих произведениях наши предки постоянно выражали мысль о том, что человеку свойственно не только развиваться, но и стремиться к достижению совершенства, по этому воспитание человека должно быт направлено на обогащение его добродетельных качеств.

Нажмиддин Камилов утверждал: “Совершенный человек – это идеал, обладающий всеми светскими и религиозными знаниями, абсолютно духовно выдержанный, чудесный, исключительно аккуратный во всем, это существо с чистыми и светлыми чувствами и открытым сердцем”[1] .

Совершенство человека имеет многогранный характер, и каждый этап развития характеризуется определенными критериями. Развитие личности происходит по разным направлениям: умственное, духовное, физическое, и каждое направление имеет свою специфику. К интеллектуально – духовному совершенствованию каждый человек идёт своеобразным путём.

В своем трактате “Совершенный человек” Азизиддин Насафий подчеркивал, что совершенный человек живет и действует по законам шариата и идёт по пути духовного совершенствования. Он достигает совершенство в четырех вещах: “доброе слова, доброе дела, хорошее поведение и просвещение”. Обладая этими качествами, человек не способен лгать, клеветать, злословить, он не причинит вреда Родине, народу обществу. Мысли его благородные, он заботится о процветании и благополучии Отечества, предан своему народу.

По убеждению наших предков, человек должен усвоить уроки учителя(мастера), поэтому отношения учитель - ученик всегда считались основой совершенства человека. Личность, стремящаяся к совершенству, по своему желанию принимала уроки наставника, а учитель должен постоянно контролировать процесс учения. При этом ни учитель, ни ученик не имели в виду получение прибыли, здесь строго соблюдался закон шариата, в котором предписывалось, что человек должен овладеть глубокими знаниями, быт нравственно чистым, соблюдать единство слова и дело, быть личным примером, обладать организаторским и предпринимательскими навыками, силой убеждения, быть мастером и предавать уроки мастерства.

Средства обучения и воспитания каждой личности координируются с жизнью и потребностями общества. Все аспекты духовного-нравственных проблем общества и их решений связаны с духовной зрелостью граждан, их самоотверженным, честным трудом, верой и убеждениями. На протяжении всей истории развития человечества изучались и исследовались два важнейших направления духовно-нравственного воспитания – первого: как должен жить настоящий человек; второе: какие добрые дело он должен совершать и какую полезную деятельность выполнять. В этом отношении, в педагогическом мышлении узбекского народа приоритетное место занимают взгляды и наставления, изложенные в выдающихся произведениях литературы и искусства наших великих предков.

Сегодня роль духовно-нравственного воспитания в развитии общества чрезвычайно велика, поскольку мы живем в условиях глобализации и всё возрастающих информационных потоков. Вместе с инновационными идеями прорываются в наше общество разрушительные идеологические угрозы. Молодежь, не способна противостоять этим угрозам. Поэтому действенным средством преодоления подобного состояния является максимальное использование духовно-нравственного наследия – через произведения, наставления предков, лучшие образцы народной и классической музыки.

Формирование и развитии положительных личностных качеств сегодня поднимается на новый уровень, и для этого используются традиционные и современные методы и средства духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Например, детей дошкольного возраста знакомят с образцами устного народного творчества – сказками, пословицами, народными песнями. В тоже время занятия с использованием игрушек и игр тоже носят воспитательную направленность. При подборе игрушек игр обращается внимание на менталитет, национально - духовные ценности, черти характера, свойственные узбекскому народу. С помощью игр у детей формируются понятия и представления о доброте, милосердии, толерантности, осторожности в выборе слов, бережном отношении к природе и другие. Не менее важное значение в духовно-нравственном воспитании детей играют теле-радио передачи, просмотр кинофильмов, спектаклей кукольного театра, мультфильмов, и конечно, же приобщение детей к чтению книг.

Выше отмечалось, что оставленное нашими предками наследие служит бесценным источником духовно-нравственного воспитания молодежи. В числе таких произведений можно назвать “Мухаббатнома”, “Кутадгу - билиг”, “Калила и Димна”, “Кабуснома”,“Гулистон”, “Зарбулмасал”, которых изложены идеи и мысли великих предков о нравственном воспитании, о высоких чувствах и нравственных качествах, которыми должно обладать молодое поколение. Благодаря таким произведениям молодежь учится отличать добро от зла.

Духовно-нравственное воспитание, по мнению наших предков, должно сочетаться с физическим развитием личности. В подтверждение этому мы находим в художественных произведениях прошлых эпох множество примеров героизма и отваги, проявленных богатырями и воинами, защищавшими свою землю, описание конных состязаний, шахматных игр, турниров борцов, соревнований музыкантов и поэтов. Основные формы духовно-культурного наследия – это дастаны(сказания), народные песни, литературные произведения, произведения изобразительного искусства. Эти произведения и сегодня выполняют важные воспитательные функции. Например:

1. Формирование у членов общества нравственных идеалов, чувств национальной гордости и достоинства, защищенности человека.

2. Воспитание нравственной чистоты, справедливости, ответственности, самостоятельно мыслящей личности.

3. Формирование у молодого поколения высокой нравственной культуры, гуманистических качеств.

В процессе обучения и воспитания педагоги должны использовать эффективные формы, методы и средства, направленные на усвоение молодым поколением бесценного духовного наследия наших передков и его использование для развития общества и благополучия народа.

 

Список литература:
1. Комилов Н. Тасаввуф ёки комил инсон ахлоқи. - Т.: Фан, 1996. 
2. Навоий Алишер. Ҳикматлар. – Т.: Шарқ”, 2006. 
3. Педагогика: энциклопедия.  – Т.: “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти,  2017.
4. Сафарова Р.Г. Ўқувчи-ёшларни оммавий маданият хуружларидан ҳимоя қилишнинг назарий-методологик асослари. – Т.:  2017.