Статья:

Специфика хореографического обучения детей в дошкольных учреждениях

Конференция: XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Хохлова М.А., Мордовина И.Н. Специфика хореографического обучения детей в дошкольных учреждениях // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(47). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 32-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика хореографического обучения детей в дошкольных учреждениях

Хохлова Марина Алексеевна
магистрант, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, РФ, г. Тамбов
Мордовина Ирина Николаевна
доцент, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, РФ, г. Тамбов

 

SPECIFICS OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION OF CHILDREN IN PRESCHOOL INSTITUTIONS

 

Marina Khokhlova

Master student, Tambov State University G.R. Derzhavin, Russia, Tambov

Irina Mordovina

Docent, Tambov State University G.R. Derzhavin, Russia, Tambov

 

Аннотация. Данная статья посвящена специфике хореографического обучения детей в дошкольных учреждениях, в частности, проанализированы требованиями к процессу обучения детей дошкольного возраста, а также рассмотрены определенные принципы хореографического обучения детей в дошкольных учреждениях.

Abstract. This article is devoted to the specifics of choreographic education of children in preschool institutions, in particular, analyzed by the requirements for the process of teaching children of preschool age, and also considered certain principles of choreographic education of children in preschool institutions.

 

Ключевые слова: хореографическое обучение; танцевальная деятельность детей дошкольного возраста; процесс обучения; принципы хореографического обучения детей в дошкольных учреждениях.

Keywords: choreographic training; dance activities of children of preschool age; learning process; principles of choreographic education of children in preschool institutions.

 

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Дошкольное образовательное учреждение может создать такие условия обучения и воспитания каждого ребенка, при которых в комплексе решаются задачи интеллектуально-теоретического, художественно-эстетического, нравственного, физического и эмоционального развития личности. Такая индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования целиком и полностью позволяет удовлетворить запросы родителей и их детей, используя потенциал искусства.

Танцевальная деятельность детей способствует развитию воображения, формированию процесса восприятия, развитию моторики, ритмичности и координации, обеспечивая эмоциональное  включение ребенка в  двигательную деятельность.  Четкое определение структуры танцев делает возможным ее целенаправленное моделирование в системе воспитания и образования с решением широкого спектра личностных и социальных проблем в учреждениях дополнительного образования. 

Хореографическое обучение детей в дошкольных учреждениях создают условия для   всестороннего развития гармоничной личности, формирование эстетического вкуса средствами хореографического искусства.

Занятия хореографией в дошкольном учреждении это:

1. Развитие общефизической подготовки (силы, выносливости, ловкости);

2. Ознакомление детей с основами танцевальной культуры;

3. Изучение народных танцев;

4. Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, пластики);

5. Развитие музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;

6. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Известно, что первое впечатление от занятий танцами оставляет наиболее яркий свет в психике детей и оказывает сильное воздействие на их отношение к занятиям в дальнейшем. В силу этого, организация и проведение занятий на начальном этапе обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход обучения, а, следовательно, и решающим для успеха обучения. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение и даже внешний вид педагога.  В общении с детьми нужна приветливая, уважительная интонация. Каждый ребенок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают.

Основными требованиями к процессу обучения детей дошкольного возраста являются:

1. Четкая система поточных заданий и будущие перспективы, чтобы избежать стихийности и случайности в обучении.

2. Простой, посильный для каждого возраста материал.

3. Объем знаний, умений и навыков должен соответствовать возрасту детей.

4. Последовательное повышение требований к качеству исполнения, устойчивости знаний, свободного пользования навыками и умениями, постепенное усложнение и увеличение объема материала от младшего к старшему возрасту. Содержание материала должно учитывать особенности развития процессов восприятия, памяти, чувств, способностей, активности, самостоятельности, художественной деятельности и т.д.

5. Расположение материала от простого к сложному. Репертуар, который дается детям, должен быть разнообразным.

6. Акцент на особое значение музыки в эстетическом воспитании детей, внимание к ее качеству и подбору.

7. Основой занятий хореографии для детей младшего школьного возраста должны быть танцевальные движения, комбинации, игры, этюды, музыкально-ритмические упражнения, элементы классического экзерсиса и т.д.

Урок слагается из трех частей, каждая из которых должны быть незамкнута и интересна.

«Разминка» это подготовка к началу урока, ею начинается эмоциональное проникновение в образ, актуализируется внимание на общем освобождении двигательной активности.

Вторая часть урока - для младшей группы проходит в форме свободной игры, для средней группы игры с самостоятельно придуманными сюжетами, для старшей группы - разучивание этюдов к танцам.

Третья часть урока: младшая группа - ритмические задания (сначала без сопровождения), средняя - игровые этюды к танцам, старшая - разучивание частей танца.

Каждая часть урока должна включать повторение пройденного и объяснение нового материала с его обязательным закреплением (самостоятельное выполнение задания). Постоянным повторением незаметно накапливается материал, которым ребенок сможет пользоваться в самостоятельной деятельности.

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольных учреждениях возможно при использовании определенных принципов обучения:

Принцип доступности и индивидуализации. Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Доступность здесь означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления.

Принцип постепенного повышения требований. Заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

Принцип систематичности. Это непрерывность и регулярность занятий. Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип сознательности и активности. Для успешного освоения ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков, только тогда образуется двигательный стереотип.

Принцип наглядности. При разучивании движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.

Организация занятий по хореографии детей дошкольного возраста обеспечивается рядом методических приемов:

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. В исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Дети видят художественное воплощение образа, что будит воображение.

Словесный метод. Словесные объяснения должны быть краткими; точны, образны и конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. Очень важна и интонация, и то с какой силой сказано слово. Словом можно очень хорошо стимулировать активность учеников.

Музыкальное сопровождение. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.

Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Путем различных упражнений, этюдов, игр нужно помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

Метод иллюстративной наглядности. Это рассказы о танцевальной культуре прошлых столетий, знакомство с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Необходимо помочь детям разобраться в увиденном, выяснить, понятен ли им материал, понравился или нет и почему.

Игровой метод.  Крупнейший ученый – педагог, доктор медицины П.Ф. Лесгафт в конце ХIХ века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им: «как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни» [1].

Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, усвоить социальные нормы поведения; игра повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. 

Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей.

Концентрический метод. Педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному материалу, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.

Таким образом, специфика хореографического воспитания детей в дошкольных учреждениях обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Задача педагога-хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, пониманию прекрасного.

 

Список литературы:
1. Лесгафт, П. Ф.  Педагогика. Избранные труды / П. Ф. Лесгафт. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 374 с.
2. Резникова З.П. Встаньте, дети, встаньте в круг /Сборник танцев для детей / З.П. Резникова. - М.: Сов. Россия, 1976. - 131 с.
3. Сеченов И. М. Рефлекс ы головного мозга. / И.М. Сече нов. - Избр. произв., 2001. - с.7 2-77.
4. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Л инка-пресс, 2006. - 27 2 с.
5. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика / практическое пособие /Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
6. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
7. Тарасов Н., Классический танец: Учеб. пособ. [Текст] /. М.: Искусство, 1981. – с.
8. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства: учебное пособие для вузов / Н.И. Тарасов. - 4-е изд., стереотип. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. - 496 с.
9. Фокина, Е. Н. Хореографическое искусство как составляющая мировой культуры. Актуальные проблемы преподавания миро вой культур ы и глобализация образовательных процессов / Е. Н. Фокина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 154 с.
10. Фокина, Е. Н. Влияние эстетического со держания образования н а формирование общей культуры личности. Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия: практ. пособие / Е. Н. Фокина. – Тюмень: ТюмГу, 200 9. – 111 с.
11. Фоменко И.М. Основы народно-сценического танца /Учебное пособие для высших и средних профессиональных заведений / И.М. Фоменко. - Орел: Орловский ГИИиК, 2002. - 274 с.
12. Хавилер Д. Тело танцора / медицинский взгляд на танцы и тренировки / Д. Хавилер. - Выборг: Новое слово, 2007. - 111 с.
13. Холл, Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для до школят 2005.-110с.
14. Цыганкова Р. Школа восточного танца  / Р. Цыганкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 156 с.