Статья:

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РФ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Гиниатуллина А.И. МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РФ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(84). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РФ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Гиниатуллина Александра Ильгизовна
учитель истории и обществознания, средняя общеобразовательная школа, РФ, г. Пермь

 

THE MECHANISM OF ENSURING THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF THE PERM REGION

 

Alexandra Giniatullina

Teacher of history and social studies, Secondary school, Russia, Perm

 

Аннотация. В данной работе мы рассмотрим правовые основы, которые обеспечивают конституционное право на образование лиц с ограниченными возможностями. Мы рассмотрим законодательные акты, нормативные документы и международные конвенции, которые регулируют эту проблематику. Также мы изучим практику применения этих норм и выявим проблемные моменты в их реализации.

Методологическая основа исследования сформирована, исходя из диалектического метода познания социально-экономических, правовых, политических процессов и явлений, это позволит не только рассмотреть особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья как категории людей, нуждающихся в создании дополнительных гарантий права на образование, но и оценить эффективность конституционно-правового механизма обеспечения этого права, выявить тенденции развития законодательства.

Значимость результатов исследования обусловлена их общей направленностью на повышение научной базы по организации конституционного права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. In this paper, we will consider the legal framework that ensures the constitutional right to education for people with disabilities. We will consider legislative acts, regulatory documents and international conventions that regulate this issue. We will also study the practice of applying these standards and identify problematic points in their implementation. The methodological basis of the study is based on the dialectical method of cognition of socio-economic, legal, political processes and phenomena, this will allow not only to consider the characteristics of people with disabilities as a category of people in need of additional guarantees of the right to education, but also to assess the effectiveness of the constitutional and legal mechanism for ensuring this right, to identify trends in the development of legislation. The significance of the research results is due to their general focus on improving the scientific base for the organization of the constitutional right to education of persons with disabilities.

 

Ключевые слова: образование, право на образование, лицо с ограниченными возможностями, конституционное право.

Keywords: education, the right to education, a person with disabilities, constitutional law.

 

Право на образование – одно из самых важных прав человека, которое закреплено и гарантировано Конституцией РФ, а также иными законодательными актами РФ [3].

Законодательная база по защите прав на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России представлена рядом нормативных актов, которые определяют права и обязанности государства, образовательных учреждений, педагогических работников и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Конституции РФ, а именно в ч.1 ст.15, закреплено, что образование любых категорий граждан должно осуществляться в рамках законодательства, а также защищаться относящимися к данной области нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность. Также, необходимо отметить, что в Российской Федерации гарантированы бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также то, что каждый имеет право на конкурсной бесплатной основе получить высшее образование.

При определении права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно важным остаётся понимание того, кто выступает в качестве носителя такого права.

Практические аспекты обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеют важное значение для обеспечения равных возможностей в получении образования. В соответствии с законодательством Российской Федерации, государство обязано создавать условия для доступности образования для всех граждан, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из практических аспектов обеспечения доступности образования является создание специальных условий и инфраструктуры в образовательных учреждениях. Это может включать в себя реконструкцию помещений, установку специального оборудования, адаптацию учебных материалов, и другие меры, направленные на обеспечение комфортного пребывания и обучения для лиц с ограниченными возможностями.

Другим важным аспектом является подготовка кадров, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Это включает профессиональную подготовку педагогических работников, специалистов по реабилитации, психологов и других специалистов, которые могут предоставлять необходимую помощь и поддержку таким лицам. Также необходимо проводить систематическое повышение квалификации персонала и осуществлять контроль за качеством предоставляемых услуг.

Важным аспектом является также разработка индивидуальных программ обучения для каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья. Эти программы должны учитывать особенности каждого ученика и предоставлять необходимую поддержку и адаптацию учебного процесса под его потребности.

Кроме того, следует обратить внимание на информационную доступность образовательных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это может включать в себя создание специальных интернет-ресурсов, разработку аудио- и видеоматериалов с субтитрами или дополнительной звукозаписью, а также другие формы доступа к образовательной информации.

Пермский край, как субъект Российской Федерации, обладает развитой системой общественных институтов, играющих важную роль в обеспечении конституционного права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В данном контексте следует отметить, что в Пермском крае функционируют различные организации, ассоциации и фонды, направленные на поддержку и развитие образования для лиц с особыми потребностями.

Общественные институты Пермского края представлены многочисленными государственными и негосударственными организациями, объединениями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, благотворительными фондами и другими структурами, целью которых является улучшение доступности и качества образования для данной категории граждан. Кроме того, важную роль играют государственные учреждения и органы власти, ответственные за разработку и реализацию программ по инклюзивному образованию.

Задачи формирования условий для образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов отражены в государственной программе Пермского края «Развитие образования и науки», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1318-п.

В зависимости от специфики особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Пермского края реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы различной направленности для детей следующих категорий: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, в том числе — специальные индивидуальные программы развития для обучающихся с тяжелыми (множественными) нарушениями развития.

Органы исполнительной власти играют ключевую роль в разработке и реализации программ поддержки образования лиц с ограниченными возможностями. В Пермском крае на уровне регионального правительства принимаются меры по созданию условий для доступа к образованию и социальной адаптации таких граждан. Важным аспектом является развитие специализированных школ, центров поддержки и других учебных заведений, а также предоставление финансовой поддержки и льгот для обучения лиц с ограниченными возможностями.

Образовательные учреждения также имеют значительное влияние на механизмы обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Важно отметить разработку индивидуальных программ обучения, адаптированных к потребностям каждого ученика, создание специализированных классов и групп, а также повышение компетенции педагогических кадров в сфере инклюзивного образования.

Образование Пермского края делится на:

– дошкольное воспитание;

– обучение детей школьного возраста;

– среднее профессиональное образование.

Следует отметить, что согласно статистическим данным количество детей с ОВЗ из года в год увеличивается (схема 1).

 

Рисунок 1. Дети в системе дошкольного образования с ОВЗ

 

В связи с увеличивающимся количеством детей с ОВЗ правительство Перми разрабатывает и внедряет различные проекты для обеспечения права на получение дошкольного образования. В настоящее время к действующим проектам относятся:

– «Ментальное здоровье»

– «Образование для всех и каждого» – проект, разработанный департаментом образования г. Перми.

Перспективы развития общественных институтов в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть связаны с усилением работы неправительственных организаций, ассоциаций родителей детей с особыми потребностями, а также создание новых партнерств между государством, бизнес-структурами и общественными организациями.

Для достижения этих целей необходимо создание благоприятной юридической и финансовой базы для функционирования общественных институтов в данной сфере. Это может быть достигнуто через участие государства в финансировании программ и проектов развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также через принятие законодательства, призванного защищать права этой категории граждан.

 

Список литературы:
1. Белкина В.В., Береснева Л.Н. Содержание и средства формирования психологически комфортной и безопасной среды во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании // Педагогика сельской школы. – 2021. – № 2(8). – С. 50-62.
2. Еналдиева Т.А. Правовые основы регулирования дистанционного образования для детей с ОВЗ // Научные труды студентов Горского государственного аграрного университета «Студенческая наука – агропромышленному комплексу». – Владикавказ, 16–17 марта 2020 года. – Т.57. – Ч.2. – Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2020. – С. 408-410.
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. (дата обращения: 05.04.2024).
4. Кошечко И.И., Калецкий Е.Г. Нормативно-правовые аспекты обеспечения инклюзивного образования в РФ // Человек. Общество. Инклюзия. – 2021. – № 2(46). – С. 43-55.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995. – № 48. – Ст. 4563.
6. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598. 
7. Позняк В.С. Конституционное право на объединение в системе конституционных прав и свобод // Актуальные проблемы современных общественных наук в интеграционной онлайн-офлайн реальности эпохи постковид : сб. ст. X Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных, Уфа, 15–30 июля 2021 года. – Уфа: Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, 2021. – С. 130-137.
8. Субботина Е.И. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития в образовательном пространстве // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 2. – С. 151-154.