Статья:

Элементы смыслового чтения в воспитании нравственных качеств подрастающего поколения (на примере сказок Оскара Уайльда)

Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Алпарова С.З., Лаганина Т.Н. Элементы смыслового чтения в воспитании нравственных качеств подрастающего поколения (на примере сказок Оскара Уайльда) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(48). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 29-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Элементы смыслового чтения в воспитании нравственных качеств подрастающего поколения (на примере сказок Оскара Уайльда)

Алпарова Светлана Загитовна
воспитатель, Ульяновское суворовское училище, РФ, г. Ульяновск
Лаганина Татьяна Николаевна
воспитатель, Ульяновское суворовское училище, РФ, г. Ульяновск

 

ELEMENTS OF SEMANTIC READING IN EDUCATING THE MORAL QUALITIES OF THE YOUNGER GENERATION (TALES OF OSCAR WILDE)

 

Svetlana Alparova

Educator, Ulyanovsk Suvorov School, Russia, Ulyanovsk

Tatiana Laganina

Educator,Ulyanovsk Suvorov School, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. Необходимо проработать понятия «литературная сказка» и «народная сказка» перед началом разговора о сказках Уайльда, выполнение сравнительной характеристики. Далее идет рассуждение вместе с детьми, актуальны ли сейчас сказки Уайльда. В конце дети проходят небольшое анкетирование.

Аbstract. It is necessary to work out the concepts of "literary tale" and "folk tale" before starting a conversation about Wilde's tales, the implementation of comparative characterization. Next comes the reasoning with the children whether Wilde's tales are relevant now. At the end, children go through a short questionnaire.

 

Ключевые слова: литературная сказка; народная сказка; вечные вопросы; несчастливый финал.

Keywords: Literary tale; folk tale; eternal questions; unhappy ending.

 

Оскар Уайльд – один из тех писателей, которого читают с удовольствием и взрослые, и дети. Нельзя однозначно ответить на вопрос, кто адресат его сказок. Однако это не единичный случай в истории мировой  литературы. То же самое мы можем сказать и о сказках Г. Х. Андерсена, А.С. Пушкина, В. Гауфа, М.Е. Салтыкова – Щедрина.  Но сказки Уайльда не наивные вымыслы, писатель не замыкался на сугубо детской аудитории, автор  озаглавил свои сочинения «этюдами в прозе» и адресовал их всем читателям. Ощущая алчность и корысть буржуазного мира, высмеивая пустоту и чванливость людей, автор противопоставлял чувства, не загрязненные холодным расчетом, цинизмом, равнодушием, которые и составляют подлинную красоту человека [1;47]. Следует отметить, что сказки Уайльда не наполнены какой-то острой социальной проблематикой, они привлекают к себе философско-нравственным содержанием. Некоторые произведения О.Уайльда включены в школьную программу по литературе: «Кентервильское привидение», «Соловей и роза», «Счастливый принц».

Перед разговором о сказках на классном часе воспитателю необходимо дать небольшой очерк о личности писателя. Это необходимо для лучшего понимания произведений писателя, а также для возбуждения интереса к личности писателя, а следовательно, и к его произведениям.

Оскар Уайльд был своеобразен во всем: и в жизни, и в общении, и в творчестве. Когда он появлялся на улице, то сразу привлекал к себе внимание. Он всегда был очень экстравагантно одет: костюм изысканно небрежен, в петлице цветок и обязательно – перстень со скарабеем. В Древнем Египте считалось, что скарабей – это воплощение солнечного божества. Уайльд вошел в литературу как поэт. Он окончил Оксфордский университет, но  через всю свою жизнь пронес любовь к фольклору, ведь его мать была страстной собирательницей произведений устного народного творчества [1; 48].

Также перед разговором о воспитательной составляющей сказок Уайльда воспитатель должен поработать с терминологией. Учащимся необходимо различать понятия «народная сказка» и «литературная сказка». Можно составить сравнительную таблицу признаков – различий этих двух понятий, также следует обговорить, на какие группы делятся все сказки: это сказки о животных, волшебные, авантюрные и бытовые сказки. Только после этого учитель переходит к изучению непосредственно сказок Уайльда.

Суворовцам было заранее предложено ознакомиться с некоторыми произведениями писателя:  «Соловей и роза», «Счастливый Принц», «Мальчик-звезда», «Замечательная ракета», «День рождения Инфанты», «Счастливый Принц». Понятны ли эти сказки современным детям, детям 21 века? Интересны ли им сказки вообще? Сначала суворовцы с помощью воспитателя сравнивают народные сказки со сказками Уайльда. Приходим к выводу, что есть и общие черты, и различия. Сказки Уайльда отличаются от народных не только развернутыми описаниями и замысловатыми сюжетами, но и особым сказочным миром. Народная сказка имеет дело с конкретными событиями и не касается так называемых «вечных» вопросов бытия и бессмертия. Уайльд же обобщает заявленную проблему. Писатель подчеркивает контраст между бедностью и богатством, настоящей дружбой и ложной и др. Суворовцы приходят к выводу, что в литературной сказке сосуществуют гротеск фантастического и гротеск реального, чего не встретишь в сказке народной. И самая главная особенность уайльдовской сказки – отсутствие «хеппи энда», трагический финал, чего никогда не встретишь в народной сказке. Ведь там всегда добро побеждает зло, финал народной сказки всегда жизнеутверждающий. Трагизм финала сказок Уайльда заставляет задуматься о смысле бытия, о справедливости нашего мира. Следует отметить, что Уайльда всегда критики обвиняли в «слабости» финала.

Вместе с суворовцами делаем вывод:

  1. Высшая ценность для Уайльда – это внутренний мир героя, его чистые помыслы, его нравственность.
  2. Символизм в сказке очень тесно переплетается с реальностью.
  3. И литературная, и народная сказка всегда несет в себе мораль, которая  передается из поколение в поколение. Это те моральные ценности, на которых базируется наша жизнь и которые мы впитываем вместе с молоком матери

После такого анализа сказок Оскара Уайльда суворовцам предложено ответить на вопросы:

  1. Интересны ли вам сказки О. Уайльда?
  2. Для чего написаны эти сказки?
  3. Над чем автор заставил задуматься вас?
  4. На основании чего вы так думаете?

Ответы учащихся показали, что сказки произвели на детей огромное впечатление.  Герои Уайльда зачастую очень несчастны. Они живут в несправедливом обществе, где одни люди живут за счет труда других людей. Однако уайльдовские герои не загрязнены расчетом, они верят в подлинную красоту человеческих отношений. Герои изнутри красивы, это, как правило, очень высоконравственные люди, которые и других оценивают, как говорится, «по себе». Они верят в нравственность других людей, которые, с свою очередь, об этой самой  нравственности ничего и не слышали. Эти герои, о которых пишет Уайльд, существуют и сейчас среди нас, однако их очень мало. Они теряются в эгоизме и алчности окружающего мира. И все же такие герои не перестают радовать нас. Именно поэтому в свое время Оскара Уайльда обвиняли в том, что он делает из литературы забаву. Учащимся было предложено  ответить на вопросы, справедливы ли такие нападки на автора, актуальны ли сейчас такие герои. Автор высмеивает ханжескую мораль. Он всегда на стороне своих «светлых» героев.

«Вечные вопросы», которые затрагивает в своих произведениях Оскар Уайльд, заставили задуматься детей 21 века, ведь эти произведения сейчас, как никогда, остаются актуальными. Проблемы добра и зла, истинной любви и ложной, красоты и уродства волнуют учащихся, заставляют обращаться к вдумчивому чтению, к глубокому проникновению в авторскую идею. Суворовцы пришли к выводу, что имеют глубокий общечеловеческий жизнеутверждающий посыл, поэтому не устаревают, провозглашают высокие нравственные идеалы.

 

Список литературы:
1. Никанова Н.В. Изучение художественного мира Оскара Уайльда в 5 классе гуманитарного профиля\\Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века: Проблемы современного образования: Материалы 10 Международной конференции памяти И.Н. Ульянова «Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века» (16-17 октября 2009 г., Ульяновск)\ Под общей редакцией Л.И. Петриевой. – Ульяновск: УлГПУ, 2009, с.47-51.