Статья:

Методическая разработка группового занятия «Взаимосвязь типа профессии и профессионально важных качеств личности», направленного на профессиональную ориентацию обучающихся старших классов

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Смоленова А.М. Методическая разработка группового занятия «Взаимосвязь типа профессии и профессионально важных качеств личности», направленного на профессиональную ориентацию обучающихся старших классов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 29-41.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методическая разработка группового занятия «Взаимосвязь типа профессии и профессионально важных качеств личности», направленного на профессиональную ориентацию обучающихся старших классов

Смоленова Анастасия Михайловна
педагог-психолог, ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», РФ, Республика Тыва, г. Кызыл

 

Methodical development group sessions “Relationship of type of profession and of professionally important qualities of the person” aimed at professional orientation of pupils of the senior classes

 

Anastasia Smolenova

educational psychologist FSEE “Kyzylskaya presidential cadet school”, Russia, Republic of Tuva, Kyzyl

 

Аннотация.В основе методической разработки лежит решение проблемы выбора профильного обучения в старших классах и выбора своей бедующей профессии в целом. Представлена система заданий, выполнение которых способствует расширению кругозора по вопросу выбора профессий, самопознанию и самоопределению жизненного пути.Методическая разработка может быть использована в работе педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов.

Abstract. The basis of the methodological development is the solution to the problem of the choice of profile training in high school and choose their future profession in General. Are the system tasks helps to expand horizons for the question of choice of profession, self-knowledge and self-determination way of life. Methodological development can be used in the work of teachers-psychologists, social teachers, teachers-organizers.

 

Ключевые слова: профессия; тип профессии; профессионально важные качества; профессиограмма.

Keywords: profession; type of profession; professional qualities; job analysis.

 

Актуальность. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 впервые в новейшей истории появилось утверждение цели деятельности суворовских и кадетских училищ, а именно: «подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе».

В своем приветствии по случаю 70-летия суворовских училищ Министр обороны РФ С.К. Шойгу отметил эффективность системы довузовского военного образования в воспитании патриотически настроенных граждан, которые посвящают себя делу служения Отечеству. Министр обороны дал очень высокую оценку суворовцам, назвав их «надеждой и опорой наших Вооруженных сил». И сегодня, обучая и воспитывая кадет, готовя их к служению Отечеству, мы участвуем в реализации кадровой политики России и Вооруженных сил.

Профориентационная работа с кадетами – одно из важнейших направлений в деятельности психолога. Профориентационные занятия содействуют осмысленному выбору своего профессионального пути, формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению.

В основе содержания занятия «Взаимосвязь типа профессии и профессионально важных качеств личности» лежит решение проблемы выбора профильного обучения в старших классах и выбора своей бедующей профессии в целом.

Цель занятия:определить соответствие профессионально важных качеств личности типам профессий.

Задачи:

·     обучающие:

·     обсудить профессионально важные качества личности;

·     добиться усвоения воспитанниками знаний о профессиях;

·     познакомить с составляющими профессиограммы;

·     развивающие:

·     формировать интерес кадет к выбору профессии;

·     расширить кругозор по вопросу выбора профессии;

·     побудить к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору;

·     воспитывающие:

·     формировать культуру общения при работе в группе;

·     развивать коммуникативные компетенции, навыки самопрезентации.

Тип занятия: обобщение пройденного материала

Применяемые технологии: проблемно-исследовательская, личностно-ориентированная, технология сотрудничества, технология развития критического мышления

Формы работы:

·       взаимодействие психолога и кадетов (инструктивный диалог, беседа);

·       воспитание личности в коллективе;

·       информационно-коммуникационные технологии;

·       личностно-ориентированный подход;

·       элемент проектирования;

·       опора на знание и опыт кадетов.

Методы:сообщение, объяснение, инструкция, постановка вопросов, задание, показ практического действия, наглядные объекты.

Форма проведения:групповая дискуссия, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа. Все участники разделены на пять групп.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, ПК, дидактический материал, баннер «Рефлексивная мишень»

План занятия:

·     Организационный момент.

·     Мотивация деятельности кадетов.

·     Притча «Три каменщика».

·     Определение целей и задач занятия.

·     Актуализация материала: беседа «Портреты», упражнение «Филворд»

·     Закрепление знаний: упражнение «Составление профессиограмм»

·     Рефлексия. Техника «Рефлексивная мишень»

·     Заключительное слово.

Планируемые результаты занятия.

Личностные:

·     воспитание культуры общения в группе, формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций (смыслообразование,нравственно-этическая ориентация);

·     развитие мотивации к осознанному профессиональному выбору. (учебно-познавательная).

Метапредметные:

·     регулятивные:планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

·     Познавательные:извлечение необходимой информации из беседы. Выработка алгоритма действий.

·     Коммуникативные:учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Предметные:

·     понимание и определение различий между типами профессий.

·     умение аргументировать осознанный выбор профессии.

Организация занятия: кадеты разделены на пять групп, раполагающихся за пятью столами.

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие.

Вам сейчас 15-16 лет и, наверняка, каждый из вас задумывался о своем будущем. Вам не раз говорили, что судьба человека во многом зависит от того, как он относится ко всему, что с ним происходит. В подтверждении этих слов, я предлагаю послушать притчу(Приложение 1).

- Кроме того, что эта притча нам рассказывает об отношении людей к событиям своей жизни, о чем же еще она нам повествует?

- Что не учли каменщики при выборе профессии?

Всё, что вы назвали, мы можем отнести к качествам личности.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня поговорить?

Мы будем говорить об учете профессионально важных качествах личности при выборе типа профессии.

- Как мы можем обозначить тему нашего занятия?

Тема нашего занятия: «Взаимосвязь типа профессии и профессионально важных качеств личности».

- Для чего вам это нужно знать вам? Какие задачи сегодня стоят перед нами на занятии?

Чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего.

Таким образом, сегодня мы с вами больше узнаем о взаимосвязи типа профессии и профессионально важных качеств, а также попробуем их соединить и представить в виде профессиограммы.

 

Основная часть.

 Актуализация знаний.

- Где вы могли уже читать или слышать о типах профессий?

- Что вы о них знаете? Чем они отличаются друг от друга? (Приложение 2)

- Вы разделены на пять групп. Случайно ли это?

Вы правы, пять групп – это пять типов профессий. Каждая группа сегодня на нашем занятии будет символизировать или отвечать за определенный тип профессий.

(на столы расставляются карточки с типом профессии)

 

Беседа «Портреты»

В жизни немало людей, которые благодаря своим профессиональным качествам достигли высоких результатов в своей деятельности, смогли стать не просто преуспевающими и выдающимися личностями, но и смогли многое сделать для нашей Родины - России. Давайте вспомним о них.

(на слайде: фото выдающихся мужчин России с комментариями к фотографиям (Приложение 3).

 

- Профессии всех этих выдающихся личностей, как мы видим, относятся к различным типам. К каким?

Мазовер Александр Павлович – «Человек — природа»

Этуш Владимир Абрамович. – «Человек — художественный образ»

Титов Герман Степанович - «Человек — техника»

Халилов Валерий Михайлович– «Человек — знак»

Фирсов Александр Яковлевич– «Человек — человек»

Шойгу Сергей Кужугетович- «Человек — знак», «Человек — человек»

 

- Благодаря каким качествам своей личности, по-вашему мнению, все эти и многие другие мужчинысмогли внести свой вклад в развитие и процветание нашей страны?

(возможные ответы: целеустремленность, добросовестность, трудолюбие и т.д.)

- Все те качества, черты характера, отношения к выполняемой работе, которые вы сейчас назвали, являются общими профессионально важными качествами.

- Как мы можем сформулировать, что такое профессионально важные качества?

(Профессионально важные качества – это индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности).

Упражнение «Филворд»

- Однако, для разных типов профессий характерны свои профессионально важные качества.

(на столы перед кадетами раскладываются филворды(Приложение 4), состоящие из профессионально важных качеств и соответствующие типу профессии, за который отвечает тот или иной стол)

А какие именно, я предлагаю вам назвать, отгадав филворд, находящийся перед вами на столе. В каждом филворде обозначено 5-6 качеств, относящихся к типу профессий вашего стола. Слова написаны в хаотичном порядке: как слева направо, так и справа налево, как сверху вниз, так и снизу вверх. Для того, чтобы вам был понятен алгоритм поиска слов, одно слово уже выделено. Начало всех остальных слов, которые вам необходимо найти и вычеркнуть, обозначено курсивом.

Помимо тех качеств, что найдете в филворде, вы можете написать еще те качества, которые, как по-вашему мнению, относятся к типу профессий вашего стола.На поиск слов вам отводится 2 минуты.

 (по истечении 2 минут):

- Озвучьте, какие же качества характерны группе профессий вашего стола?

- Вы верно смогли назвать те качества, которые необходимы для того или иного типа профессий. Но я предлагаю вам продолжить данную деятельность.

 

Упражнение –закрепление «Составление профессиограмм»

Качества личности, определяющие профессиональную успешность и продуктивность закреплены в профессиограммах.

- Что такое профессиограмма?

Профессиограмма – это характеристика профессии, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда, а также обозначены профессионально важные качества. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией.

(на экране высвечен список профессий, тот же набор профессий лежит на одном из двух столов в бумажном виде, на другом- соответствующие данным профессиям профессионально важные качества).

- И сейчас я вам предлагаю сделать свои мини-профессиограммы.

Перед вами на слайде высвечен список профессий, которые можно разделить по пяти основным типам. Вам необходимо из них выбрать те профессии, которыесоответствуют типу профессий вашего стола.

На одном из столов, стоящих перед вами, находится краткое описание профессий, на другом – профессионально важные качества, соответствующие данным профессиям.

Изучив профессии, высвеченные на экране, один из вас подходит к столу и берет профессию с описанием в бумажном варианте. Оставшиеся кадеты вашей команды находят на втором столе соответствующие выбранным вами профессиям описания профессионально важных качеств.

За своим столом вы соединяете во едино две части: название самой профессии с ее описанием и соответствующее перечисление профессионально важных качеств, получив, таким образом, профессиограмму данной профессии.

Если в ходе работы вы поняли, что выбранная вами профессия больше подходит другой группе, то вы можете передать свою карточку соответствующей команде.

Также вы можете самостоятельно дописать профессии, которые сочтете необходимыми.

Время работы – 4 минуты.

По окончании работы, каждая команда защищает свой выбор, правильность которого оценивают все группы.

*! Обратить внимание кадетов, что многие из профессий можно отнести к нескольким типам одновременно «данная профессия может ли быть отнесена к какому-то еще типу?»

 

Рефлексия.

Техника «Рефлексивная мишень»

На доске висит мишень-дартс.

- Теперь давайте посмотрим, насколько мы с вами попали в цель – достигли цели нашего занятия.

- На доске висит мишень, разделенная секторами. Перед вами лежат магниты разного цвета вашей группы, которые вам необходимо будет прикрепить к мишени и т.о. обозначить насколько вы считаете было для вас полезным наше занятие.

Чем ближе к центру (к десятке) вы прикрепляете свой магнит, тем более полезным считаете занятие. Соответственно, чем ближе к краю, тем занятие менее интересно.

Заключительное слово

- Выбор будущей профессиизависит от многих факторов: от ваших интересов, способностей, востребованности профессии на рынке труда. Но самое главное – каждая профессия предъявляет свои требования к специалисту. Зная и учитывая эти требования, а также зная и учитывая свои личностные особенности, вы сможете выбрать то дело своей жизни, которое поможет вам не только преуспеть, но и стать выдающейся личностью.

 

- Я благодарна вам за нашу совместную деятельность. Мне было с вами очень приятно и легко работать.

Давайте поаплодируем друг другу.

 

 

Приложение 1.

Притча «Три каменщика»

Это было давно. Шли работы по строительству храма. И вот монах, следивший за работой всех ремесленников, решил посмотреть, как работают каменщики. Подойдя к первому каменщику, он сказал:

— Брат мой, расскажи мне о твоей работе.

Каменщик оторвался от работы и ответил срывающимся голосом, полным злобы и негодования:

— Как видишь, я сижу перед каменной плитой и с каждым ударом резца по этому камню я чувствую, как уходит частичка моей жизни. Посмотри, мои руки натружены и покрыты мозолями. Моё лицо осунулось, а волосы поседели. Эта работа никогда не кончится, она продолжается бесконечно, изо дня в день. Где удовлетворение? Я умру задолго до того, как собор будет построен.

Монах подошёл ко второму каменщику.

— Брат мой, — сказал он, — расскажи мне о своей работе.

— Брат, — ответил каменщик тихим, спокойным голосом, — как ты видишь, я сижу перед каменной плитой и с каждым ударом резца по камню я чувствую, что я создаю жизнь и будущее. Смотри, я смог сделать так, чтобы моя семья жила в комфортабельном доме, гораздо лучшем, чем тот, где я вырос. Мои дети ходят в школу. Без сомнения, они достигнут в жизни большего, чем я. И всё это стало возможным благодаря моей работе. Я отдаю собору своё умение, и он тоже одаривает меня.

Монах подошел к третьему каменщику.

— Брат, — сказал он, — расскажи мне о своей работе.

— Брат, — ответил каменщик голосом, полным радости, и широко улыбнувшись. — Видишь, я сижу перед каменной плитой и с каждым прикосновением резца к камню я чувствую, что я высекаю свою судьбу. Посмотри, ты видишь, какие прекрасные черты проступают из камня. Сидя здесь, я не только воплощаю своё умение и своё ремесло, я делаю свой вклад в то, что ценю и во что верю. Здесь, около этого камня, я нахожусь в мире с собой, и я знаю, что, хотя я не увижу этого собора завершённым, он будет стоять ещё тысячу лет, олицетворяя то, что истинно в нас.

Приложение 2.

 

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ —тип содержит профессии, связанные с творчеством - созданием, проектированием, моделированием произведений искусств, а также воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу...

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

 

Приложение 3.

 

Приложение 4.

 
 
Список литературы:
1. Битянова М. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 2011. — 298 с.
2. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с.: ил. 
3. Гуревича Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие. 2003. — 147 с.
4. Климов Е. А., Мерлин В. С. Индивидуальный стиль труда в зависимости от свойств общего типа нервной системы и направленности личности // Проблемы психологического развития и социальной психологии. XVIII Международный психологический конгресс. Тезисы сообщений. – М., 1966.
5. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.
6. Лукина А. К. Сборник профориентационных игр. — Красноярск: КрасГУ, 2004. — 71 с. 
7. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора
профессии: научно-методическое пособие, 2003. — 105 с.
8. Прощицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии. — М.: Просвещение, 1995. —134 с.
9. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и
личностного самоопределения: учеб.-метод, пособие. — М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2002. — 214 с.
10. Пряжников Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 496 с.
11. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: СПбУ, 1991. — 260 с.
12. Притчи.ру [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pritchi.ru/id_574 (дата 01.04.2017).
13. Свободная энциклопедия // Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 01.04.2017).