Статья:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ: ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТИ CHATGPT ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЗАДАНИЙ

Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Сахоненко А.А., Агапова Д.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ: ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТИ CHATGPT ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЗАДАНИЙ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(92). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ: ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТИ CHATGPT ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЗАДАНИЙ

Сахоненко Анастасия Анатольевна
бакалавр кафедры иностранных языков, Мурманский арктический университет, РФ, г. Мурманск
Агапова Диляра Вячеславовна
канд. пед. наук, доц. кафедры иностранных языков, Мурманский арктический университет, РФ, г. Мурманск

 

INNOVATIVE APPROACHES TO LEXICAL SKILLS ASSESSMENT: UTILIZING THE CHATGPT NEURAL NETWORK FOR TASK CREATION

 

Anastasia Sakhonenko

Bachelor of Foreign Languages, Murmansk Arctic University, Russia, Murmansk

Dilyara Agapova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Foreign Languages Department, Murmansk Arctic University, Russia, Murmansk

 

Аннотация. Авторами статьи рассматриваются современные подходы, виды, формы и приёмы контроля лексических навыков. Особое внимание уделяется применению нейросети ChatGPT для разработки лексических заданий. Обсуждаются преимущества использования искусственного интеллекта в образовательном процессе. Также авторы приводят в качестве примера задания, созданные с помощью ChatGPT, нацеленные на дополнительную проверку уровня усвоенности лексических единиц по модулям 7 и 8 учебника «Spotlight 9».

Abstract. The authors of the article examine modern approaches, types, forms, and methods of lexical skills assessment. Special attention is given to the application of the ChatGPT neural network for designing lexical tasks. The advantages of using artificial intelligence in the educational process are discussed. The authors also provide examples of tasks generated with ChatGPT, aimed at additional assessment of lexical unit acquisition from Modules 7 and 8 of the textbook Spotlight 9.

 

Ключевые слова: иностранные языки, английский язык, искусственный интеллект, чат GPT, образовательные технологии, интеграция технологий, школьное образование, ИИ в образовании, усвоение лексики, оценка знаний.

Keywords: foreign languages, English language, artificial intelligence, chatGPT, educational technologies, technology integration, school education, AI in education, lexical acquisition, knowledge assessment.

 

Виды, формы и приёмы контроля усвоенных лексических единиц

В современной методике контроля лексики активно используются общедидактические принципы, включая научность, доступность, сознательность, наглядность и другие. При обучении лексическим единицам иностранного языка ключевыми принципами являются: систематичность, доступность, научность, наглядность, активность и самостоятельность.

Систематичность обеспечивает последовательное и логичное введение новой лексики; реализовать данный принцип можно следующим образом. Выберем для примера топик «Technology» — занятие начинается с базовых терминов (computer, smartphone, Internet), после чего постепенно вводятся более сложные слова и выражения (artificial intelligence, data processing). На каждом этапе обучающиеся выполняют задания на перевод, создание предложений или заполнение пропусков в текстах. Завершающим заданием может быть составление описания идеального гаджета с использованием изученной лексики.

Доступность предполагает подбор материала в соответствии с уровнем подготовки обучающихся; возьмём в качестве примера топик «Food». Учитель вводит лексику, связанную с названиями продуктов питания, используя яркие иллюстрации или карточки с изображениями. На первом этапе обучающиеся соотносят изображения с названиями (matching). Затем они выполняют задание на классификацию продуктов (например, разделить их на группы: овощи, фрукты, напитки). Для завершающего этапа можно предложить составить простой список покупок для пикника, используя новые слова.

Научность предполагает опор на данные лингвистических и психологических исследований; Примером может послужить тема «Environment» Обучающиеся знакомятся с лексикой на основе текста, основанного на данных экологических исследований (например, о проблемах загрязнения воздуха). После этого они выделяют ключевые термины и составляют глоссарий. Для закрепления можно предложить обсудить меры по защите окружающей среды в парах или небольших группах, применяя новые слова.

Наглядность заключается в использовании визуальных материалов и контекстных ситуаций для лучшего усвоения; для изучения лексики по теме одежды учитель демонстрирует реальные предметы, фотографии или видео с показом мод. Обучающиеся получают задание описать, что носят персонажи на изображениях, а затем, работая в парах, составляют и представляют друг другу свои «идеальные наряды» для различных ситуаций (например, вечеринка или поход).

Активность и самостоятельность выражается через замотивированность обучающихся к активному участию в учебном процессе, что повышает вовлечённость и интерес к изучению. Возьмём для примера тему «Travel». Учитель предлагает интерактивное задание: в начале урока обучающиеся смотрят небольшой видеоролик о популярных туристических направлениях, затем в группах составляют план путешествия. Они используют новую лексику для описания маршрута, видов транспорта и достопримечательностей. В завершение каждая группа представляет своё путешествие классу.

Методы обучения для развития лексических навыков весьма разнообразны. Среди них: классический диктант, кроссворд, лото [8, с. 1], cloze-test, задания на словообразование [2, с. 1], флеш карточки, ведение заметок, подчёркивание слов в тексте, многократное повторение слов, сопоставление лексической единицы со значением [7, с. 3], odd one out, диктоглосс.

С целью углублённого изучения вопроса, мы провели анонимное анкетирование, в котором приняли участие 31 респондент. Анкетирование проходило в онлайн-формате в период с марта по май на базе Мурманского арктического университета среди преподавателей и студентов кафедры иностранных языков. Цель анкетирования заключалась в выявлении наиболее (и наименее) используемых приёмов контроля лексических единиц, в выявлении недостатков и преимуществ использования классического диктанта и разнообразных приёмов, указанных в вопросах.

Результаты некоторых вопросов указаны ниже (рис.1, рис.2). На основе данных, мы решили рассмотреть некоторые приёмы отдельно.

 

Рисунок 1. Результаты анонимного анкетирования

 

Рисунок 2. Результаты анонимного анкетирования

 

Самым примечательным методом из вышеперечисленных, на наш взгляд, является диктоглосс. Диктоглосс — это вид диктанта, впервые предложенный Рут Уэйнриб, педагогом и методистом университета Сидней. Изначально диктант был представлен как альтернативный метод обучения грамматике [8, с. 14]. Этот способ подразумевает активное взаимодействие слушания и письма, что делает процесс обучения не только эффективным, но и интересным. Например, Уэйнриб предлагает следующий текст для темы «Appearance»: People vary greatly in the way they look and in their personality. We often think we can tell someone’s personality from the way they look. For example, we may expect a thin person to be quiet or shy while we may expect a fat person to be jolly and friendly. We should remember, however, that we can’t judge a book by its cover, and we can’t judge a person by their appearance. В своём пособии «Grammar Dictation» Уэйнриб указывает, что данный текст предназначен для отработки модальных глаголов may и should. К тексту прилагаются warm-up и pre-text vocabulary.

При анализе эффективности данного метода необходимо учитывать его сильные и слабые стороны. К числу преимуществ можно отнести следующее: задание способствует развитию навыков аудирования и письма; групповая работа по восстановлению текста укрепляет коммуникативные умения и навыки командного взаимодействия; процесс реконструкции текста требует глубокого анализа его содержания, что способствует лучшему усвоению материала; обучающиеся используют контекст и свои языковые знания, что развивает их аналитическое мышление.

Однако метод имеет и недостатки: он может оказаться сложным для обучающихся с низким уровнем языковой подготовки, так как требует уверенного понимания устной речи и навыков письма; выполнение упражнения занимает значительное время, что может быть затруднительно при насыщенном учебном графике; для успешного проведения диктоглосса учителю необходимо тщательно подготовиться, включая выбор или создание подходящего текста (возможно, с помощью искусственного интеллекта) и продумывание структуры задания; акцент на точности воспроизведения текста может отвлечь обучающихся от восприятия общего смысла и глубинного содержания материала. Таким образом, диктоглосс является мощным инструментом для развития языковых навыков, однако его использование требует внимательного планирования и учёта специфики учебной группы.

Клоуз-тест (или тест дополнения) – это методика, используемая для оценки и обучения лексическому аспекту иноязычной речи, при которой обучающимся предоставляется текст с пропущенными словами, которые они должны восстановить, опираясь на контекст. Этот тест эффективен для развития языковой догадки и контекстного мышления, так как требует от обучающихся анализа текста и логического заполнения пробелов [5, с. 371].

В процессе выполнения клоуз-теста обучающиеся сначала ознакамливаются с текстом, чтобы понять его общий смысл, а затем заполняют пропуски, выбирая слова, которые логически подходят для данного контекста. Эффективность выполнения клоуз-теста напрямую зависит от умения обучающихся понимать текст в целом и восстанавливать логические связи в нем.

Практическое применение клоуз-тестов включает использование их как инструмента текущего и итогового контроля, а также как метода обучения. Клоуз-тесты можно адаптировать к различным учебным целям и уровням владения языком, делая их гибким инструментом в процессе обучения иностранному языку. Задания данного типа можно использовать на различных этапах обучения иностранному языку: на начальном для закрепления новой лексики, в процессе занятия для текущего контроля усвоения материала, на заключительном этапе как итоговую проверку знаний по теме или курсу.

Пример текста для клоуз-теста, составленный нами для 9 класса по теме «Challenges»:

Everyone faces challenges in life. It's how we _________ (1) them that defines who we are. Last year, I faced one of the biggest challenges when I tried to learn a new language. At first, it was very difficult, and I felt like giving up. However, I knew that overcoming this challenge would be _________ (2). I started practicing every day, and slowly, I began to improve. By the end of the year, not only had I learned a lot, but I also _________ (3) more confident about my abilities. This experience taught me that persistence and hard work can help overcome any challenge. Now, I look forward to new challenges because they push me to _________ (4) and grow.

Слова для заполнения:

learn

rewarding

felt

handle

Тематические кроссворды могут быть эффективно использованы в школьном обучении для проверки изученности слов [6, с. 120].  Это задание служит не только для проверки знаний, но и для активизации мыслительной деятельности обучающихся, повышая их мотивацию к учебной деятельности и саморазвитию. Как и клоуз-тесты, задания данного типа можно использовать на различных этапах обучения иностранному языку. Пример тематического кроссворда возьмём из учебника Н. Д. Гальсковой [3, с. 143] (рис. 3):

 

Рисунок 3. Пример тематического кроссворда

 

Использование нейросети ChatGPT для создания лексических заданий

Среди множества нейросетей мы возьмём для анализа самую большую, на основе которой создавались и некоторые другие, а именно ChatGPT.

ChatGPT (сокр. от англ. Generative Pre-trained Transformer, в переводе «генеративный предварительно обученный трансформер») — чат-бот, созданный компанией OpenAI, оснащённый генеративным искусственным интеллектом. Он предназначен для ведения диалогов на естественных языках, обработки запросов и предоставления ответов. Система способна создавать тексты на различных языках, включая русский, и охватывает широкий спектр тематик. Одной из ключевых функций является возможность генерации программного кода на различных языках программирования.

Модель ChatGPT представляет собой крупную языковую нейросеть, обученную с использованием методов обучения с учителем и обучения с подкреплением.

Поскольку в данной работе мы рассматриваем ChatGPT как инструмент обучения иностранному языку, упомянем преимущества и недостатки непосредственно данной платформы.

Капустина Любовь Викторовна вместе с соавторами в своей статье [4, с. 126] приводят преимущества и недостатки применения ChatGPT в образовании в различных учебных заведениях. Среди преимуществ выделены следующие:

ChatGPT может выступать источником вдохновения для последующей работы;

Интерактивный формат общения помогает изучению иностранных языков;

Стимулирует развитие критического мышления через постоянную проверку предоставленной информации;

Обеспечивает возможность персонализированного обучения и разработки индивидуальных учебных планов;

Поощряет активное обучение путем создания тем для обсуждений, проведения викторин и выполнения заданий с учетом различий в уровне подготовки.

Были также выделены и определённые трудности, которые могут привести к ограничениям в применении данного чат-бота в некоторых учебных заведениях:

Информация, предоставляемая ChatGPT, может носить субъективный характер из-за особенностей данных, использованных для его обучения, хотя применяются фильтры для минимизации предвзятости;

Представляемые факты нередко содержат ошибки, что требует дополнительной проверки пользователями. Это можно рассматривать как недостаток или как возможность для развития навыков критического мышления;

Применение ChatGPT может способствовать распространению искажённой или недостоверной информации;

Использование данных из ChatGPT в академических исследованиях требует тщательной проверки каждой ссылки, что усложняет процесс их применения.

Исследователи предложили несколько практических способов применения ChatGPT в образовательной сфере. Вот некоторые из них:

Создание обсуждений, стимулирующих у обучающихся критическое мышление и решение проблем;

Разработка викторин и тестов для проверки понимания учебного материала;

Подготовка заданий, настроенных под индивидуальные потребности и умения каждого обучающегося;

Планирование уроков, адаптированных к разнообразным потребностям обучающихся;

Создание визуальных учебных материалов, таких как плакаты или инфографики, и др.

На основе личного опыта использования ChatGPT в педагогике выделим его основные преимущества и недостатки. Искусственный интеллект способен анализировать индивидуальные потребности обучающихся, создавая учебные материалы, которые соответствуют их уровню знаний и предпочтениям. Это повышает мотивацию и эффективность обучения. Автоматизация создания заданий и тестов освобождает время учителей, позволяя сосредоточиться на взаимодействии с обучающимися. Кроме того, адаптация материалов под различные языки и культуры делает их доступными на международном уровне.

Однако чрезмерное использование нейросетей может привести к зависимости от технологий и снижению навыков, таких как критическое мышление и самостоятельность. Ошибки в обработке данных могут повлиять на качество адаптированных материалов, а их уровень во многом зависит от исходных данных, использованных для обучения модели.

Таким образом, несмотря на широкие возможности, применение нейросетей в образовании требует осторожного и продуманного подхода.

Комплекс заданий, предназначенных для проверки степени усвоения ЛЕ у обучающихся 9 класса

В данном параграфе приводится разработанный банк заданий, нацеленных на контроль уровня изученности тематической лексики на примере тем «Healthy habits» и «Challenges» (модули 7 и 8 учебника «Spotlight 9»).

Упражнение 1. Matching

Оборудование: компьютер, проектор.

Слова подобраны из раздела «7d. Vocabulary & Speaking» [1, с. 112]. Упражнение создано с целью проверки уровня усвоения ЛЕ у обучающихся [Приложение 1].

Учитель даёт установку: — Look at the screen. Here are the words and their definitions. Match them and write down the matchings in your notebooks. You have 2 minutes.

Планируемые результаты: педагог даёт оценку уровня изученности тематической лексики у обучающихся.

Упражнение 2. Диктоглосс: Nutritious family dinner

Текст разработан для проверки следующих лексических единиц: starving, thirsty, concentrate on, nutritious, roast, revision, talk through, record (v.), treat (n.). Лексические единицы взяты из учебника «Spotlight», 9 класс, модуль 7.

Педагог проговаривает следующую инструкцию (альтернатива: инструкция выведена на экран проектора):

Listen carefully as I read a short story aloud.

Take notes on the key points and important words you hear.

After I finish reading, work together with a partner or in small groups to reconstruct the story using your notes. Write down the reconstructed text in your or your partner’s notebook.

Pay attention to grammar, vocabulary, and overall meaning as you reconstruct the text.

Once you've completed your reconstruction, compare it with the original text to see how close you got.

As the sun set, a family came to the table, kids were starving and thirsty. Before it the mother concentrated on cooking a nutritious meal. She decided to roast some vegetables and chicken, creating a delicious smell that filled the air. Meanwhile, the father helped the kids with their homework, making a revision of their lessons. After finishing their work, they all sat down to eat, enjoying the hearty meal. During dinner, they talked through their day, sharing stories and laughter. Finally, they ended the night by recording their happy moments in a family journal. It was a treat to be together.

Планируемые результаты: у обучающихся улучшатся навыки слушания, ведения заметок и совместной реконструкции текста, а также навык групповой (или парной) работы. Также педагогом и обучающимися оценён уровень изученности тематических ЛЕ.

Упражнение 3. Cloze-test

Оборудование: компьютер, проектор.

Слова подобраны из раздела «7d. Vocabulary & Speaking». Упражнение создано с целью закрепления тематической лексики у обучающихся [Приложение 2].

Учитель даёт установку: — Look at the screen. Here are the sentences and the words. Fill in the gaps with the words and write down the whole sentences in your notebooks. You have 5 minutes.

Планируемые результаты: педагог даёт оценку уровня изученности тематической лексики у обучающихся.

Упражнение 4. Matching

Оборудование: компьютер, проектор.

Слова подобраны из раздела «7d. Vocabulary & Speaking» [Spotlight]. Упражнение создано с целью закрепления тематической лексики у обучающихся [Приложение 3].

Учитель даёт установку: — Look at the screen. Here are the words and their definitions. Match them and write down the matchings in your notebooks. You have 5 minutes.

Планируемые результаты: педагог даёт оценку уровня изученности тематической лексики у обучающихся.

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

Список литературы:

1. Ваулина, Ю. Е., Эванск, В., Дули, Дж., Подоляко, О. Е. Учебник серии «Английский в фокусе», 9 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / Ю. Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О. Е. Подоляко — М : Express Publishing Просвещение, 2019. — 2016 с.

2. Виды и формы контроля на уроках иностранного языка : [сайт]. — iyazyki.prosv.ru. — Обновляется в течение суток. — https://iyazyki.prosv.ru/2018/05/types-and-forms-of-control/ (дата обращения: 23.11.2023).

3. Гальскова, Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. В. Коряковцева. – Москва : КноРус, 2017. – 390 с.

4. Капустина, Л. В., Ермакова, Ю. Д., Калюжная, Т. В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? / Л. В. Капустина, Ю. Д. Ермакова, Т. В. Калюжная // Концепт. — 2023. — N 10. — С. 119-132. — DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11099.

5. Красюк, Н. И. Клоуз-тест в практике преподавания иностранного языка в техническом УВО / Н. И. Красюк // Сборник научных статей БГУ. — Минск : Белорусский государственный университет, 20 февраля 2021 года. — С. 370-375. — URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/158040/1/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%8E%D0%BA_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B316-370-375.pdf (дата обращения: 13.02.2024).

6. Лебединцев, С. В., Густов, В. А. Учебный кроссворд-тест как метод контроля формирования языковой компетентности студентов в процессе обучения иностранным языкам / С. В. Лебединцев, В. А. Густов // Современные технологии обучения иностранному языку: теоретические и прикладные вопросы лингвообразования. — 2021. — С. 117-127. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46283947_79209420.pdf (дата обращения: 10.03.2024).

7. Ghalebi, R., Sadighi, F. Vocabulary learning strategies: A comparative study of EFL learners / R. Ghalebi, F. Sadighi // Cogent Psychology. — 2020. — Vol. 7(1). — P. 1-12. — DOI: https://doi.org/10.1080/23311908.2020.1824306.

8. Wajnryb, R. Grammar Dictation / R. Wajnryb. — Oxford : Oxford University Press, 1990. — 142 p. — URL: https://archive.org/details/GrammarDictation/page/n1/mode/2up (дата обращения: 15.03.2024).