Статья:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНОГО И ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Андрианова А.Е. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНОГО И ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(82). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНОГО И ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Андрианова Анастасия Евгеньевна
магистрант 1 года обучения, Академия психологии и педагогики, ФГАОУ «Южный федеральный университет», РФ, г. Ростов-на-Дону

 

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE CORRECTION OF PSYCHOMOTOR AND PSYCHOSPEECH DEVELOPMENT IN YOUNG CHILDREN WITH RESIDUAL ORGANIC LESIONS OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM

 

Anastasia Andrianova

1st year master's student, Academy of Psychology and Pedagogy, Federal State Autonomous Educational Institution "Southern Federal University", Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В данной статье обобщен практический опыт создания педагогических условий для проведения работы по коррекции психомоторного и психоречевого развития у детей раннего возраста с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы.

Представлено описание коррекционных программ, в рамках которых предлагают для коррекции данного нарушения использовать комплекс упражнений, направленных на развитие психомоторного, речевого развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с резидуально-органическим поражением.

Abstract. This article summarizes the practical experience of creating pedagogical conditions for carrying out work to correct psychomotor and psychospeech development in young children with residual organic damage to the central nervous system.A description of correctional programs is presented, within which it is proposed to use a set of exercises aimed at developing psychomotor and speech development, taking into account the age and individual characteristics of a child with residual organic damage, to correct this disorder.

 

Ключевые слова: резидуально-органическое поражение центральной нервной системы, комплексный подход к коррекции, дети раннего возраста.

Keywords: residual organic damage to the central nervous system, comprehensive approach to correction, young children.

 

Введение

Проблема задержки психомоторного и психоречевого развития у детей раннего возраста с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы (РОП ЦНС) является серьезной и требует внимания со стороны государства. В настоящее время Министерством Здравоохранения России разрабатываются клинические рекомендации и протоколы по обследованию и лечению детей с РОП ЦНС. 

Методологическая основа исследования может включать такие аспекты, которые основаны на интегративном подходе, учете возрастных особенностей, а также индивидуализации подхода, создании развивающей среды и сотрудничестве с семьей.

Результаты исследования подтверждают эффективность организационно-педагогических условий для проведения коррекции психомоторного и психоречевого развития у детей с РОП ЦНС.

В последнее время в нашей стране активно проводится работа по развитию системы ранней диагностики детей, а также оказания помощи и детям, и семье, в которой воспитывается ребенок с проблемами в развитии.  Такими учеными, как Э.Г. Эйдемиллером, О.Л. Бадаляном, А.С. Спиваковской, Г.Д. Пирьовым, В.С. Мановым-Томовым и другими, были сформулированы и предложены варианты помощи таким семьям. Так же в исследовании обращались к работам таких ученых, как Е. А. Стребелева, Е. Н. Винарская, Н. Н. Малофеева, О. И. Кукушкина, они дают возможность изучить проблемы диагностико-коррекционной работы и развития детей с особыми потребностями.

Организационно-педагогические условия коррекции психомоторного и психоречевого развития у детей раннего возраста с РОП ЦНС базируются на ряде теорий исследований в данной области. Они основаны на системном подходе к реабилитации, на теории ранней интервенции и теории компенсации дефектов и недостатков. Согласно теории системного подхода, развитие у детей с поражением центральной нервной системы должно осуществляться в комплексе, должны учитываться все аспекты их функционирования – моторика, психика и речь. Для достижения наилучших результатов необходимо использовать комплексные методики, включающие в себя физические упражнения, психологическую поддержку и специальные занятия по развитию речи.

Важным аспектом является также теория ранней интервенции. Согласно этой теории, коррекционные мероприятия должны начинаться как можно раньше – с момента раннего детства. Ранняя интервенция позволяет оказать воздействие на центральную нервную систему в период ее наибольшей пластичности и активности развития. Это способствует максимальному улучшению функций и возможностей детей с данным нарушением.

Важной задачей является исследование психомоторного и психоречевого развития у детей раннего возраста с РОП ЦНС, поскольку такие дети нуждаются в особых подходах и методах реабилитации.

Резидуально-органическое поражение ЦНС у детей раннего возраста – это состояние, которое возникает вследствие незавершенного формирования и повреждения головного мозга в пренатальном периоде, во время родов или в первые годы жизни ребенка.

Диагноз РОП ЦНС основывается на выявлении симптомов, анамнезе, медицинских исследованиях, включая нейровизуализацию мозга, такую как МРТ или КТ, данное нарушение диагностируется врачом.

Психическое развитие ребенка происходит в течение первых лет жизни и включает в себя множество важных этапов:

-  развитие познавательных навыков: дети начинают осваивать базовые навыки восприятия, внимания, памяти и мышления. Они начинают узнавать и запоминать предметы, образы, а также различать цвета, формы и размеры;

- развитие моторики: ребенок начинает осваивать навыки двигательной активности, такие как ползание, сидение, ходьба и лазание. Он становится все более ловким;

- развитие эмоциональной сферы: дети начинают осознавать свои эмоции и эмоции окружающих. Они учатся выражать свои чувства и эмоции и понимать, какие события вызывают определенные реакции;

- развитие социальных навыков: ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми и учится общаться. Он начинает понимать правила поведения, учится делиться и сотрудничать с другими;

- развитие речи и коммуникации: ребенок начинает осваивать язык и развивать навыки речи. Он учится давать названия предметам, составлять простые предложения и общаться с окружающими;

Психомоторное развитие ребенка относится к междисциплинарной области, объединяющей знания и методы из психологии, медицины, педагогики, физиотерапии, спорта и других областей.

На определенных этапах своего развития ребенок должен овладеть умением выполнять определенные движения, что дает возможность иметь относительную независимость от взрослого. Поэтому, при обследовании ребенка оценивают, когда ребенок начинает держать голову, сидеть, ползать, стоять и т.д. Роль движения в жизни ребенка невозможно переоценить. Через движение ребенок обучается познавать окружающий мир, взаимодействовать с ним. 

Учеными уже давно установлена связь между развитием психических процессов и моторных навыков. В процессе выполнения определенных движений происходит развитие моторных навыков у ребенка, и задействуются такие процессы как: тактильные ощущения, зрение, обоняние, появляется мышечное ощущение, происходит развитие процесса восприятия. Например, для выполнения определенного движения необходимо, чтобы ребенок сначала научился сосредотачивать свое внимание на конкретном предмете, который он хочет заполучить. Первичное различение предметов происходит на основе того, что комплекс ощущений, которые получает ребенок от предмета, приводится в связь с безусловным рефлексом, например, ложка – с пищевым, игрушка – с хватательным и т.д.

Ребенок первых трех лет жизни познает окружающий его мир через движение. Детям этого возраста особенно необходима двигательная активность. Одним из свидетельств правильного развития ребенка является соответствие показателей развития определенных движений возрастным нормам.

Ученые отмечают взаимосвязь между движением и речью. Посредством движения и речи ребенок изучает мир, взаимодействует с миром, выражает свое отношение к нему. Чтобы ребенок полноценно освоил предметный мир, ему необходимо и движение, и речь.

В случае органических или функциональных нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата возникают различные моторные трудности, которые препятствуют нормальному овладению произносительной стороной речи, а в последующие возрастные периоды приводят к различным ее расстройствам.

Как отмечал А.Р. Лурия [5] «...на первых этапах речевой приказ взрослого может лишь пускать в ход отдельные движения, но не может еще ни задержать их, ни направлять и корректировать длительное протекание движений. Лишь на последующих этапах речь взрослого, а затем и речь самого ребенка, сначала внешняя, а потом и внутренняя, оказывается в состоянии формировать намерение, план двигательного акта, осуществлять коррекцию движений, сопоставление результата движения с его замыслом» [5, с. 145].

У ребенка развитие его движений начинается с первых дней его жизни. В течение первого полугодия жизни ребенку свойственны массовые недифференцированные движения автоматического и защитного характера. В 5-6 месячном возрасте наступает переломный момент в моторике грудного ребенка: наблюдается переход от одновременных движений, лишенных смысловой связи к содружественным движениям, направленных на решение определенной двигательной задачи. К 7 месяцам ребенок обретает позу. Второе полугодие является периодом подготовки к ходьбе и бегу. В течение последующих 4 лет идет совершенствование навыков ходьбы и бега. Дети 2 лет производят впечатление увальней, дети 3–7 лет отличаются подвижностью и двигательным богатством, которые проявляются в выразительной, изобразительной и обиходной моторике. В силу недоразвития корковых механизмов дети в этом возрасте испытывают трудности при выполнении точных движений.

У детей с резидуально-органическим поражением ЦНС может наблюдаться задержка в психомоторном и психоречевом развитии, что проявляется в сниженной активности, нарушении координации движений, частых падениях. Также может наблюдаться задержка в развитии речи, нарушении артикуляции звуков, ограничение в словарном запасе, затруднение в общении и выражении своих мыслей, а также в понимании речи.

Анализ психомоторного и психоречевого развития детей раннего возраста помогает определить уровень развития каждого аспекта, а также прогнозировать возможности развития и потребности ребенка в коррекционных занятиях и терапии. Это позволяет специалистам, таким как: педиатрам, неврологам, психологам, дефектологам и др., разработать индивидуальные программы и методики работы с такими детьми, которые будут способствовать их полноценному развитию и адаптации в обществе.

При коррекции психомоторного развития огромное значение имеют используемые методы и подходы, которые в себя включают:

- физическая реабилитация: физические упражнения, массаж, физиотерапия, гимнастика, а также специальные техники и методики, направленные на коррекцию нарушений в психомоторной сфере;

- психологическая коррекция: психотерапия, психокоррекционные занятия, игровая, танцевальная, художественная терапия, арт-терапия, и другие методики, направленные на развитие психомоторных навыков и усилению психологической адаптации ребенка;

- логопедическая коррекция: занятия с логопедом, направленные на развитие речи, артикуляции, слухового восприятия, а также использование коммуникативных игр и методик для развития речи;

- социальная коррекция: работа с ребенком в социальной среде, включая общение с детьми и взрослыми, развитие навыков самообслуживания, адаптация к школьной среде и укрепление социальной компетентности.

Кроме того, важно создать подходящую обстановку и условия для развития ребенка, обеспечить поддержку со стороны семьи, педагогов, медицинских специалистов и других профессионалов, а также проводить регулярное наблюдение и оценку эффективности коррекционных мероприятий.

Все вышеуказанные методы должны быть применены в комплексе, чтобы обеспечить максимальную эффективность в коррекции. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подстраивать подход к нему в соответствии с его потребностями и возможностями.

Для комплексной и эффективной коррекции должны быть определены и выполнены педагогические условия:

- индивидуальный подход. Каждому ребенку необходимо предоставить индивидуальную работу и внимание для определения его потребностей. Необходимо разработать индивидуальные планы обучения, адаптированные к специфическим особенностям каждого ребенка, и это является основой для эффективной коррекционной работы;

- профессиональная команда. Для эффективной коррекции педагоги (логопед, психолог и дефектолог) должны обладать специализированными знаниями и навыками в области коррекционной работы с детьми раннего возраста с РОП ЦНС;

- создание специальной образовательной среды. Ребенку нужна безопасная и структурированная среда, которая будет способствовать его развитию и социализации.  Разработка специально оборудованных и доступных для детей помещений, с использованием специальных игр и материалов, является важной составляющей успешной коррекционной работы.

Для эффективной коррекции так же важно учитывать педагогические методы:

- логопедические игры. Конкретные упражнения и задания предлагаются детям в индивидуальном порядке, в зависимости от нозологии нарушения. Ребенку предлагаются упражнения, направленные на развитие дыхания, звукоподражания, развития фонетических и фонематических процессов, развития ритмики, просодических компонентов речи, развития слоговой структуры слова и т.д. В работе предлагается использовать материалы Е.Ф. Архиповой., О.Э. Литвиновой, Е.М. Косиновой, Е.Н. Краузе и др.;

- имитационные упражнения. Ребенку предлагается имитировать (подражать) звуки, движения и жесты, чтобы развить его словесно-моторные навыки. Например, игра «Сделай, как я», где ребенок имитирует движения, например, рук, переключение движение, в т.ч. и артикуляционных поз;

- развитие внимания и памяти. Ребенку предлагаются упражнения для тренировки внимания и памяти, чтобы он мог лучше запоминать жесты, предметы, картинки, звуки, слова, фразы и т.д. Примером может быть игра  «Найди пару», где ребенок должен найти и соединить две картинки, изображающие одинаковые предметы или действия.

Вывод. Таким образом, в данной статье проведено обобщение организационно-педагогических условий коррекции психомоторного и психоречевого развития у детей раннего возраста с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы. Анализируя практический опыт создания педагогических условий можно сделать выводы.

Во-первых, эффективность коррекционных мероприятий, проводимых с детьми раннего возраста с РОП ЦНС, в значительной степени зависит от организационных условий. Необходимо создать специализированные центры или отделения, где профессиональные педагоги и специалисты могут работать с такими детьми, предлагая им индивидуальные программы коррекции и реабилитации.

Во-вторых, педагогические условия также играют важную роль в сопровождении развития детей с РОП ЦНС. Квалифицированные педагоги должны иметь хорошие знания о специфике данного состояния, а также быть готовыми к тому, чтобы применять разнообразные педагогические методики, направленные на стимулирование двигательных и речевых навыков у детей.

В-третьих, важно отметить, что ранняя интервенция и раннее начало коррекционно-реабилитационных мероприятий являются наиболее эффективными. Чем раньше дети начинают получать специализированную помощь, тем больше шансов у них на полноценное развитие психомоторных и психоречевых навыков.

В целом, в данной статье обозначается важность организационных и педагогических условий в коррекции психомоторного и психоречевого развития у детей раннего возраста. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь разработать еще более эффективные методики и технологии для работы с такими детьми, обеспечивая им наиболее полноценное и доступное развитие.

 

Список литературы:
1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М.: Учпедгиз, 1948. – 336 с.
2. Бадалян Л.О. Детская неврология. – 3 изд. – М.: Mедицина 1984. – 676 с. 
3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с. 
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. Ч.1. - М.- Л.: Мосполиграф, 1930. - 160 с.
5. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970. – 495 с.
6. Синдяк С.А. Организационно-педагогические условия коррекции: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2007. – 23 с.
7. Скворцов И.А., Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. – M.: МЕДпресс-информ, 2003. – 368 с. 
8. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009. – 164 с.
9. Case-Smith, J., T. Heaphy, D. Marr, B. Galvin, V. Koch, M. Good Ellis, Perez I. Fine Motor and Functional Performance Outcomes in Preschool Children // The American Journal of Occupational Therapy. – 1998. –Vol. 52 (10). – Pp. 788–796.