ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ. ЭТАП ПРЕДЧТЕНИЯ
Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания

XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ. ЭТАП ПРЕДЧТЕНИЯ
LEARNING TO READ IN FRENCH. PRE-READING PHASE
Liubov Goriaeva
Master of Pedagogical Education, Founder of «Enchanté Club», Russia, St. Petersburg
Аннотация. Настоящая статья имеет целью обобщить и проанализировать современные представления о чтении на французском языке как иностранном как одном из видов речевой деятельности и определить значение этапа предчтения в ней. С помощью общенаучных методов, а также метода анализа литературы по теме исследования и изучения педагогического опыта преподавателей Enchanté Club была выявлена сущность предчтения как речевой деятельности, предшествующей чтению и обеспечивающей овладевание навыками чтения у детей дошкольного возраста. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости формирования позитивного отношения к процессу чтения у дошкольников через использование игровых и интуитивных методов познания, позволяющих сформировать базовые языковые навыки, необходимые для дальнейшего обучения французскому языку.
Abstract. This article aims to summarize and analyze the modern concepts of reading in French as a foreign language as one of the types of language activity and to determine the importance of the pre-reading stage. With the help of general scientific methods, as well as analyzing the literature on the research topic and studying the pedagogical experience of Enchanté Club teachers, the essence of pre-reading as a language activity preceding reading and ensuring the mastery of reading skills in preschool children was revealed. The conducted research allows us to conclude that it is necessary to form a positive attitude toward reading in preschool children by using playful and intuitive methods of cognition, allowing them to form basic language skills necessary for further learning French.
Ключевые слова: предчтение; французский язык; раннее обучение.
Keywords: pre-reading; french; early education.
Значение дошкольного возраста для обучения детей сложно переоценить. В период до пяти лет у каждого ребенка формируются базовые навыки, позволяющие в дальнейшем как эффективно осваивать иностранные языки, так и проявлять себя в других областях знаний. Особенно тщательно этот феномен был изучен с точки зрения детского многоязычия. Так, Н.М. Протасова и Е.Ю. Родина выявили, что изучение детьми дошкольного возраста иностранного (например, французского) языка имеет решающее значение как для развития учебных способностей, так и для становления личности ребенка [4, с. 16].
Особое место при этом отводится осмысленному чтению, которое характеризуется современными исследователями как неотъемлемая часть изучения любого (в том числе иностранного) языка [5, с. 163]. Современному обществу присуща постепенная утрата интереса к получению активного читательского опыта, что является актуальной проблемой образовательной политики в России и западных странах, а также симптоматичной характеристикой современного общества в цифровую эпоху. А родившиеся в цифровую эру дети вообще могут утратить навыки такой центральной для человечества культурной техники как чтения. В связи с этим, изучение становления навыков чтения в дошкольном возрасте является актуальной темой, позволяющей в долгосрочной перспективе решить социальную проблему падения интереса к чтению.
Однако следует отметить, что с точки зрения возрастной и педагогической психологии мозг ребенка долгое время не может воспринимать письменную информацию без существенных перегрузок [3, с. 127]. Поэтому в фокусе исследовательского внимания, в первую очередь, должен оказаться этап предчтения как предшествующий чтению как речевой активности и готовящий дошкольника к освоению этой техники. До настоящего времени исследователи опускали этот важный этап как незначительный и не придавали ему большого научного значения [1, с. 2]. Однако накопленный за последние семнадцать лет педагогический опыт в Enchanté Club, школе французского языка для дошкольников в Санкт-Петербурге, указывает на значимость этого этапа для дальнейшего освоения всех языковых навыков в целом. Таким образом, научная новизна настоящей работы заключается в попытке теоретического осмысления и анализа накопленного практического материала по преподаванию французского языка как иностранного дошкольникам. За счет этого будет внесен существенный вклад в понимание природы освоения детьми навыков чтения на французском языке в иноязычной среде.
Цель статьи – обобщить и проанализировать современные представления о чтении на французском языке как иностранном как одном из видов речевой деятельности и определить значение этапа предчтения в ней. Для этого будут проанализированы научные публикации по теме и сравнены с накопленным практическим опытом. Следующим этапом будет рассмотрение конкретных методов и подходов предчтения на французском языке. На основе анализа будут сделаны выводы о роли этого этапа в научении детей чтению на французском языке как иностранном.
Этап предчтения особенно важен для формирования навыков чтения у детей младшего возраста. Они еще не умеют читать, но уже начинают знакомиться с буквами, звуками и словами. Это время, когда создаются базовые основы для будущего чтения. Однако особенность французского языка заключается в том, что его графика существенно отличается от фонетики, что усложняет освоение детьми знаковой системы этого языка. Необходимо, чтобы дошкольники не запоминали буквы и звуки механически, а понимали их значения в различных языковых контекстах. Эти аспекты подчеркиваются в методиках реформаторской педагогики начала XX века, ставшие впоследствии классическими. Наиболее распространенными в педагогической практике являются теоретические взгляды Марии Монтессори и Глена Домана на предчтение. Так, по Доману обучение французскому языку как иностранному должно начинаться с демонстрации ребенку карточек со словами уже в раннем детстве, так как за счет этого формируются ментальные и эмоциональные связи между графическими образами слов и конкретными предметами, которые они обозначают [2, с. 18]. Монтессори же ставит акцент на сенсомоторных активностях (подвижных играх), благодаря которым мозг ребенка может обрабатывать буквы и звуки наиболее эффективным способом [3, с. 272].
Таким образом, традиционные подходы к предчтению используют разные по форме методы, ведущие, однако, к одному и тому же результату – развитию фонематического слуха ребенка. Это значит, что через разработанные Доманом и Монтессори виды деятельности дошкольники учатся различать звуки речи и соотносить их со своим графическим изображением. Тем не менее, имеющиеся научные изыскания по теме не охватывают всей сложности феномена предчтения и, в первую очередь, не учитывают практические сложности и проблемы при обучении дошкольников французскому языку как иностранному [5, с. 166]. Ввиду сложившейся ситуации в филологических и педагогических науках необходимо более подробное рассмотрение конкретных методов и приемов предчтения при обучении дошкольников французскому языку как иностранному, чтобы в последующем дать им научно-педагогическую, теоретическую оценку.
Исходя из накопленного педагогического опыта школы Enchanté Club, можно сделать вывод о необходимости более активного использования игровых и интуитивных методов предчтения с тем, чтобы у дошкольников сформировались необходимые для чтения навыки и интерес к чтению. Сюда можно отнести несколько методов: 1) целого слова, 2) перехода от звуков к слову и 3) игр с буквами.
Первый метод включает в себя подготовку и показ словарных карточек, на которых изображаемый предмет написан в виде слова. За счет этого удается усилить соотнесение и запоминание образа слова и его графической репрезентации. Этот навык является одним из основных, чтобы в дальнейшем сделать процесс чтения осмысленным и наиболее эффективным с когнитивной точки зрения.
Второй метод предполагает изучение каждого звука по отдельности с постепенным переходом к целым словам. Так, слово pomme (яблоко) на французском языке следует разбить на графемы <p>, <o>, <m> и <e>, а также на фонемы /p/, /o/ и /m/. За счет этого дошкольники учатся соотносить звуки французского языка с их графической, символьной репрезентацией. Это помогает формировать навык запоминания и развивает способность к чтению, так как дошкольники легче осваивают написанный текст, когда им известны все звуки слова. Этот метод также позволяет развивать фонематическое восприятие и фонетическую грамотность, являющуюся значимым фактором при освоении французского языка.
Третий метод является ключевым на этапе предчтения. За счет игр, особенно с объемными буквами, графемы французского языка осваиваются детьми через тактильные ощущения и образовательный опыт, полученный в ходе игры. Примером такой игры может быть поиск пар букв. Дети учатся находить одинаковые буквы, сравнивать их формы и звуки, что способствует развитию визуальной памяти и логического мышления. Так как буквы можно трогать, двигать и называть, это способствует развитию моторики и ассоциативного мышления у детей дошкольного возраста.
В заключение следует отметить, что существует целый ряд других методов предчтения, эффективно используемых в Enchanté Club, которые, однако, превысили бы объем настоящей статьи. Тем не менее, в настоящем исследовании были рассмотрены ключевые теоретические и практические аспекты предчтения как языковой деятельности дошкольников. Этот феномен служит возникновению позитивного отношения к процессу чтения у дошкольников. А использование игровых и интуитивных методов познания позволяет сформировать базовые языковые навыки, необходимые для дальнейшего обучения французскому языку. В этой связи отдельного внимания заслуживает переход к письму как параллельный вид деятельности. Эта многообещающая тема будет рассмотрена в будущих исследованиях.
