Статья:

Использование технологии творческого проектирования в иноязычном образовании

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Абишева Р.Б. Использование технологии творческого проектирования в иноязычном образовании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 35-42.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование технологии творческого проектирования в иноязычном образовании

Абишева Раиса Бактыбаевна
магистрант Казахский Университет Международных Отношений и Мировых Языков имени Абылай Хана, Казахстан, г. Алматы

 

THE USE OF THE CREATIVE PROJECT TECHNOLOGY IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

 

Raissa Abisheva

Master’s degree student, The Ablai Khan Kazakh University of International Relations and World Languages, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность использования и роль проектного метода в иноязычном образовании, его роль в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности студентов; формировании широкого спектра навыков и умении, личностных результатов, а результат − овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы, формировании познавательного интереса; самостоятельности и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности, а также анализируется важность и эффективность использования современных информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка как на уроке, так и в самостоятельной творческой работе студентов, которая сейчас является непосредственно самой острой проблемой, связанной с внедрением цифровых технологий. Важность и актуальность использования ИКТ связана с возникшей сегодня чрезвычайной ситуации продиктованной  Пандемией Covid-19 по всему миру, что потребовало в условиях карантина и самоизоляции продолжения образования в режиме онлайн технологии.

Abstract. This article discusses the relevance of use and the role of the project method in foreign language education, its role in the organization of independent cognitive and practical activities of students; the formation of a wide range of skills and abilities, personal results, and the result is the students' mastery of the algorithm and ability to carry out design work, the formation of cognitive interest; independence and self-organization of educational activities; the realization of creative potential in research and productive activities, as well as the importance and effectiveness of the use of modern information and communication technologies in mastering a foreign language both in the lesson and in the independent creative work of students, which is now the most actual problem associated with implementation digital technology. The importance and relevance of the use of ICTs is associated with the emergency today dictated by the Covid-19 Pandemic around the world, which required the continuation of online education in the conditions of quarantine and self-isolation.

 

Ключевые слова: метод проектов; креативность; интернет-ресурсы; веб-технологии; информационные коммуникационные технологии (ИКТ);  мультимедиа; самообразование и самообучения студентов; социальные сети; иноязычное образование «ИЯО».

Keywords: project method; creativity; Internet resources; web technologies; information and communication technologies (ICT); multimedia; self-education and self-realization of students; social networks; foreign language education.

 

В последние годы проблема применения современных технологий в вузе становится все более актуальной. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы обучения, новые подходы к преподаванию иностранных языков. Основная цель − показать, как технологии могут эффективно использоваться для повышения качества преподавания иностранного языка, формирования и развития коммуникативной культуры учащихся, обучения практическому овладению иностранным языком. Задачи учителя состоят в том, чтобы создать условия для практического изучения языка для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся проявить свою активность, свою креативность, повысить познавательную активность учащихся при изучении иностранных языков. Использование современных инструментов, таких как компьютерные программы, интернет-технологии, а также совместное обучение и технология проектов, может решить эти проблемы.

Технологии креативного проектирования и его методология являются предметом исследования многих ученых: педагогики, социологии, экономики, архитектуры, дизайна и др. Применение проектных технологий − при изучении различных учебных предметов и дисциплин, определение их сущностных, характерных особенностей, методы разработки и решения позволили выделить в дидактике самостоятельное направление исследований под названием проектный подход, его исследовали Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий, Полат Е.С. (2008), Гузеев В.В. (2000), Селевко Г.К. (1998) и другие. В соответствии с данным подходом фор­мирование общих и профессиональных ком­петенций обучающихся рассматриваются как специально организованная самостоятельная образовательная деятельность обучающихся под руководством педагога по решению значимой для них проблемы.

Исследователи считают, что проектные тех­нологии приводят к различным дидактическим результатам. Организуемые преподавателем проекты позволяют создавать проблемные про­фессиональные ситуации, управлять учением, активизировать познавательную деятельность обучающихся, а также способствуют более эф­фективному усвоению знаний, развитию таких важных для будущего специалиста умений как проектировочные умения.

Е. С. Полат отмечает, что в основе проект­ных технологий лежит «развитие познаватель­ных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориенти­роваться в информационном пространстве, раз­витие критического и творческого мышления» [4].

Основываясь на понятиях технологии обуче­ния и проектирования, С. С. Кунанбаева рассма­тривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидак­тическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновре­менно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкрет­ного продукта [7].

Метод проекта − одна из самых актуальных современных технологий в иноязычном образовании на сегодняшний день. Он сочетает в себе элементы проблемного обучения и совместного обучения, что позволяет достичь наивысшего уровня владения любым предметом, и в особенности иностранным языком. Метод проекта формирует у студентов коммуникативные навыки, культуру, общение, умение четко и четко формулировать мысли, быть терпимым к мнению партнеров по общению и развивает способность искать и извлекать информацию из различных источников в интернет сети, понимать аутентичные материалы на изучаемом языке, обрабатывать ее с помощью современных технологий [5]. Все эти факторы создают языковую среду, которая приводит к появлению естественной необходимости взаимодействия на иностранном языке.

Проектное обучение не противоречит традиционным способам обучения. Это помогает активировать студентов, так как большинство из них заинтересованы в новых знаниях. Такая мотивация − желание успешно развивать тему проекта − зачастую сильнее, чем требования родителей и учителей усердно учиться, чтобы формировать необходимые навыки и получить отличные знания.

Метод проекта считается очень эффективным благодаря следующему:

- делает процесс обучения более совершенным;

- повышает мотивацию студента к изучению иностранных языков;

- расширяет и варьирует программу обучения иностранным языкам;

- быстрее формирует и развивает межкультурные коммуникативные навыки студентов;

- побуждает к более эффективному и рациональному использованию времени в процессе обучения иностранным языкам;

- развивает ряд важных навыков, таких как общее принятие / принятие решения, творческое профессиональное мышление и т. д.;

- привлекает студентов к решению некоторых задач, максимально приближенных к профессиональным;

- делает учебный процесс более индивидуальным;

- стимулирует самостоятельную работу студента (индивидуально, в паре, в группах);

- формирует некоторые способности ориентироваться в мировом информационном пространстве;

- формирует некоторые умения поиска и выбирать необходимую информацию.

Основной целью использования этого инновационного подхода является способность эффективно овладеть иностранными коммуникативными компетенциями студентов. Он включает в себя следующие понятия [6]:

- коммуникативная компетенция − это создание возможности проявления коммуникативных навыков во всех формах: аудирование, говорение, письмо, чтение, перевод в рамках определенной темы;

- социокультурная компетенция − формирование представлений о социокультурной специфике изучаемого языка;

- лингвистическая компетенция − приобретение студентами лексических единиц, относящихся к теме, как необходимой основы для регистрации речевых способностей; понимание идиом, фразиологизмов из аутентичных материалов;

- исследовательская компетенция – умение находить и выделять необходимую информацию из потока информации.

Кроме того, этот подход формирует информационно-коммуникационную компетенцию, что развивает умение использовать современные ИКТ для осуществления поиска необходимой информации в сети Интернет. И за счет этого у студентов развивается способность самостоятельно работать в условиях карантина с электронными библиотеками и со справочными web-сайтами, находить необходимую информацию в различных аутентичных источниках и видеть связи с другими отраслями знаний. Проектное обучение способствует повышению личной уверенности студентов, развитию «командного духа» и навыков общения; обеспечение механизма критического и творческого мышления, умение находить способы решения проблем и развитие у студентов исследовательских навыков.

Информационные технологии предоставляют возможность преподавателям и студентам использовать специальные программы и необходимую аутентичную литературу для овладения иностранным языком в режиме самообразовательной деятельности при выполнении проектной исследовательской работы [8].

Актуальность этой проблемы также проявляется сегодня в связи с пандемией во всем мире, связанной с Covid-19, необходимостью проведения дистанционного обучения в цифровой форме в условиях самоизоляции. Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное обучение способствует решению одной из насущных проблем непрерывности образования в сложившихся обстоятельствах.

Следует, что внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования, улучшению качества иноязычного образования, увеличению доступности Интернет ресурсов, обеспечивает гармоничное развитие личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой [9]. Использование ИКТ для поиска необходимой информации по проектной работе дает широкий спектр возможностей от множества аутентичных материалов (тексты, аудио и видео и т. д.) и выполнения различных интерактивных заданий на специальных учебных сайтах. Студенты также могут участвовать в тестировании, викторинах, конкурсах и в блог-дискуссиях, проводимых через Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д. Таким образом, используя современные ИКТ студенты могут получить информацию по проблеме, над которой они работают.

Выполнение проекта − это творческий процесс. Студент самостоятельно или по совету учителя ищет решение проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, знание творческих, коммуникативных и интеллектуальных навыков. Метод проекта курса иностранного языка может быть использован в рамках программного материала практически на любую тему. Работа над проектом развивает воображение, аналитическое, творческое мышление, уверенность в себе и другие личные качества.

Также внедрение информационных технологий в образование значительно диверсифицирует процесс восприятия и добычи информации. Благодаря компьютеру, интернету и мультимедиа у студентов появилась уникальная возможность освоить большой объем информации, ее последующий анализ и сортировку. Значительно расширяется и мотивационная база для учебной деятельности. В условиях использования СМИ студенты получают информацию из газет, телевидения, проводят собственные дискуссии и проводят телеконференции.

Сегодня под проблемным обучением понимается организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и активную самостоятельную работу учащихся по их решению, в результате чего появляется творческий подход и овладение знаниями, навыками и способности и развитие умственных способностей [4].

Работа над проектом может проводиться как индивидуально, так и в группах. Работая в группах, участники совместного проекта должны распределить роли и понять, что успех зависит от вклада каждого участника. Проектная работа начинается в классе как занятие под руководством учителя. Важно организовать работу с использованием проекта, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.

Используя метод проекта в работе студентов, можно отметить, что этот метод очень эффективен при обобщении, закреплении и пересмотре учебного материала, особенно в организации его практического применения. И особенно привлекательный факт, что проектное обучение активно влияет на мотивацию студента [2]. Работа с проектом − презентация поощряет студентов использовать компьютерные технологии. Следует отметить, что многие студенты получают первый опыт в использовании различных программ и онлайн-сервисов при подготовке к подобным проектам.

Проектные формы улучшают общую культуру общения и социального поведения в целом и дают студентам практические языковые навыки.
Когда используют метод проекта в начале изучения новой темы, студенты должны определить скрытую проблему. По наводящим вопросам студенты привлекаются к организации плана проекта. Затем, в зависимости от типа проекта, они могут включать презентацию, коллаж, репортаж, стенгазету, кроссворд, загадочную историю в виде комиксов. Значит, в иноязычном образовании с применением ИКТ студенты могут включать в свой проект практические задания созданные ими на базе онлайн образовательных сайтов, например: по теме проекта, студенты могут создать свой Web-сайт, блог, комиксы и анимации с использованием аутентичных материалов. После того, как студенты определились с формой проекта, начинается этап подготовки, разработки плана, этап поиска необходимой информации, анализ всех данных, исследование и защита проекта перед группой и преподавателем.

Таким образом, технология проекта позволила учащимся интегрировать различные виды деятельности, что делает процесс обучения увлекательным, более интересным и, следовательно, эффективным. Студенты с различными способностями стали успешными и почувствовали, что они необходимы в проектной деятельности. Образовательные, социальные и коммуникативные навыки были разработаны в ходе реализации проектов [10]. На определенных  этапах студенты научились организовывать свой процесс выполнения проекта и использовали креативное мышление для поиска решения проблем, научились работать самостоятельно с использованием ИКТ, ознакомились с разными обучающими программами, продумывали способ изложения своей идеи и, конечно же, учились понимать аутентичные материалы на иностранном языке. Проектное обучение изменило отношение учащихся к компьютеру: компьютер превратился в источник информации и один из способов представления материала, помогло развить все навыки чтение, говорение, письма и слушание на английском языке.

Подводя итоги, следует сказать, что в отличие от традиционных способов, использование инновационных форм обучения отводит большую роль студенту в получении знаний и формировании необходимых навыков.

В заключении, стоит подчеркнуть, что в отличие от традиционных способов, использование инновационных форм обучения отводит большую роль студенту в получении знаний, что учитель должен решать не только учебные задачи, но и он должен создавать условия для самостоятельных исследований учащихся, побуждая у них развивать навыки ориентации и принимать самостоятельные решения. Внедрение инновационных методов в иноязычном образовании является необходимой предпосылкой решения дидактических и педагогических задач. Постоянно развивающаяся система управления информацией в сочетании с технической поддержкой обеспечивает высочайшее качество образовательного процесса.

 

Список литературы:
1. Джонс Дж.К. Методы проектирования. − М.: Мир, 1986. − 326 с. 
2. Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. − Л. Брокгауз-Ефрон, 1925. − 43 с.
3. Полат Е. С. Метод проектов на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. − 2000. − № 2, 3. − С.17-19, 23-24.
4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Полат Е. С. − М.: Издательский центр «Академия», 1999−2005.
5. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы, 1995. − №6. − С. 39-47. 
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. – М.: Народное образование, 1998. − 256 с.
7. Кунанбаева С. С. Современное иноязычное образование: методология и теории. − Алматы, 2005. − С. 59-162.
8. Войвода Ю. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. − 2009. − № 9. − С. 110–114.
9. Сысоев П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. − 2012. − №3. − С. 12-21.
10. Мартьянов Т.М. в статье «Использование проектных заданий на уроках иностранного языка»
11. Новикова. Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000. − №7. − С. 151-157.