Статья:

Особенности использования ИКТ на уроках литературы

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Логунова О.Н., Павлова К.А. Особенности использования ИКТ на уроках литературы // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 19-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности использования ИКТ на уроках литературы

Логунова Олеся Николаевна
канд. филол. наук, Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №21 города Ульяновска, РФ, г. Ульяновск
Павлова Ксения Александровна
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №21 города Ульяновска, РФ, г. Ульяновск

 

Features of the use of ICT in the classroom literature

 

Olesia Logunova

candidate of philological Sciences Russian language and literature teacher MBOU school № 21 of the city of Ulyanovsk, Russia, Ulyanovsk

Ksenia Pavlova

Russian language and literature teacher MBOU school № 21 of the city of Ulyanovsk, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. В настоящее время без компьютера, интерактивной доски практически невозможно представить современный урок. В том числе и урок литературы. Использование ИКТ предполагается на всех этапах урока. При необходимой  продуманности со стороны учителя приемов и методов использования ИКТ уроки оказываются очень яркими и интересными для учащихся, а преподаватель имеет возможность изложить и преподнести значительно больший объем материала.

Как правило, современный учитель использует ИКТ в следующих направлениях. Во – первых, это готовые программные продукты. Во – вторых, работа с программами MS Office. В - третьих, преподаватели активно работают с ресурсами Интернет. Применение ИКТ эффективно при проведении учителем самых различных форм урока: урок-лекция, урок – наблюдение, урок-семинар, урок-практикум, урок-видеоэкскурсия. 

Abstract. Currently, without a computer, interactive whiteboard, it is almost impossible to imagine a modern lesson. Including literature lesson. The use of ICT is assumed at all stages of the lesson. With the necessary thoughtfulness on the part of the teacher, the techniques and methods of using ICT lessons are very vivid and interesting for students, and the teacher has the opportunity to present and present a much larger amount of material. As a rule, a modern teacher uses ICT in the following directions. Firstly, it is ready-made software products. Secondly, work with MS Office programs. Third, teachers are actively working with Internet resources. The use of ICT is effective when a teacher conducts the most diverse forms of a lesson: lesson-lecture, lesson - observation, lesson-seminar, lesson-practical work, lesson-video tour.

 

Ключевые слова: Использование ИКТ; методы и формы урока; объяснение нового материала; этап закрепления новых знаний; этап домашнего задания; презентация.

Keywords: The use of ICT; methods and forms of the lesson; the explanation of the new material; the stage of consolidation of new knowledge; the stage of homework; the presentation.

 

В настоящее время без компьютера, интерактивной доски практически невозможно представить современный урок.

В том числе и урок литературы. Однако многие преподаватели до сих пор довольно скептически относятся к этим «нововведениям».

Такой подход необоснован.

При необходимой  продуманности со стороны учителя приемов и методов использования ИКТ уроки оказываются очень яркими и интересными для учащихся, а преподаватель имеет возможность изложить и преподнести значительно больший объем материала.

Как правило, современный учитель использует ИКТ в следующих направлениях. Во – первых, это готовые программные продукты. Во – вторых, работа с программами MS Office. В- третьих, преподаватели активно работают с ресурсами Интернет.

На своих уроках мы используем дидактический материал, представленный в компьютерном варианте. Этот метод повышает эффективность работы учителя и учеников на уроке, обеспечивает объем наглядности на уроке (портреты писателей, репродукции картин и проч.), экономит время учителя при подготовке к уроку.

Особое внимание следует уделить использованию презентаций на уроке литературы. Материал оформляют в данном формате не только учитель, но и ученики. Это приводит к целому ряду положительных эффектов.

Во-первых, презентация оценивается учителем, что дает соответствующий стимул ученику добросовестно подготовить материал.

Во – вторых, презентация возбуждает живой интерес к предмету познания. В – третьих, расширяет общий кругозор учащихся, а также облегчает процесс усвоения материала.

На уроках литературы целесообразно использовать видеоматериал. В настоящее время это является очень удобным, так как современный кинематограф снимает много фильмов по мотивам классической литературы. При изучении того или иного произведения учитель – словесник должен в обязательном порядке показать фрагмент фильма по мотивам изучаемого произведения.

Перед просмотром учитель должен заострить внимание ученика на фрагменте, задать вопрос, на который ученик должен ответить после просмотра фрагмента. Зачастую после просмотра фрагмента фильма ученики, не читающие произведение, смотрят дома весь фильм. В наше время нечитающих детей это очень важный момент.

Использование ИКТ предполагается на всех этапах урока. Рассмотрим это подробнее.

Важным является этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала. Учеников следует привлекать к самостоятельному приобретению знаний, овладению знаниями и умениями и их творческому и практическому применению.

Наглядный материал, видео и аудио материал – все это может показать новую тему ученикам с более понятной и интересной стороны. В частности, особой популярностью на уроках литературы у учителей – словесников пользуется использование прослушивания и просмотра  актерского исполнения стихов (С. Безруков, В. Демчог, В. Смехов и др.). В сети Интернет сейчас очень много подобных записей.

Нельзя не упомянуть и исполнения стихов самими поэтами.  Такие записи также существуют. Авторами настоящей статьи такие ресурсы собираются, формируются в «Аудио и видео библиотеку». Очень полезно к этой работе привлекать учеников.

На этапе закрепления новых знаний можно предложить такое задание: сформировать галерею образов исторических и литературных персонажей. В частности, авторами данной статьи были предложено ученикам следующее: каков Кутузов в романе – эпопее Л.Толстого «Война и мир» и каков он представлен учебниками истории?

Образ Наполеона в романе и в истории. Существует ли в настоящее время квартира Раскольникова в Санкт-Петербурге? (Многие дети ездят с родителями в этот город, при изучении романа можно задать этот вопрос ученикам, они охотно вспоминают свое путешествие и делятся впечатлениями об экскурсии «Литературный Петербург»).

Ответы на подобные вопросы предусматривают использование сети Интернет.

Этап домашнего задания имеет особые требования.

Безусловно, по требованиям ФГОС задания должны быть ориентированы на разные группы учеников: слабых и сильных.

Мы на уроках литературы практикуем следующие задания: доклады по биографии писателя, в частности, интересные факты из биографии писателя, презентации по различным тематикам (творческая история создания произведения, определенный этап жизни писателя и проч.).

При этом должен быть определен обязательный минимум выполнения задания: временные рамки, количество источников информации, объем отчетного документа.

Можно предложить интегрированное домашнее задание, например, литература и МХК, литература и история (подобрать к стихам поэтов Серебряного века иллюстрации и проч.).

Применение ИКТ эффективно при проведении учителем самых различных форм урока: урок-лекция, урок – наблюдение, урок-семинар, урок-практикум, урок-видеоэкскурсия.