Статья:

Методические приемы для формирования временных представлений у младших школьников

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Шаповалова Е.А., Сороквашина Г.А. Методические приемы для формирования временных представлений у младших школьников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 39-42.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методические приемы для формирования временных представлений у младших школьников

Шаповалова Екатерина Александровна
магистрант Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского, Россия, Брянск
Сороквашина Галина Александровна
магистрант Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского, Россия, Брянск

 

METHODOLOGICAL ADVICE FOR FORMING TIME REPRESENTATIONS IN YOUNG SCHOOLBOYS

 

Ekaterina Shapovalova

graduate student, Bryansk State University. I.G. Petrovsky, Russia, Bryansk

Galina Sorokvashina

graduate student, Bryansk State University. I.G. Petrovsky, Russia, Bryansk

 

Аннотация. В статье рассматриваются методические приемы при изучении темы «время» в начальной школе. Предложены всевозможные задания для закрепления.

Abstract. In the article methodical methods are considered when studying the topic "time" in primary school. All sorts of tasks for fixing are offered.

 

Ключевые слова: минута, секунда, время, учащийся, задания секундомер, таблица величин времени.

Keywords: minute, second, time, student, stopwatch, time table.

 

Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. Но оно есть. Время всегда находится в движении. Никогда не останавливается ни на один миг! Причем «течет» время всегда только в одном направлении — от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить.

Поэтому очень сложно сформировать это понятие у обучающихся. Но есть различные приемы.

«Минута - это 60 секунд, а секунда совсем короткая: скажешь раз и… и секунда прошла, а в минуте таких секунд 60», - так можно начать пояснение, демонстрируя длительность 1 минуты на секундомере. Далее необходимо уточнить название этого прибора, познакомить со словом секундомер и объяснить, что движение стрелки по кругу совершается за 1 ми­нуту. В качестве закрепления можно предложить посидеть 1 минуту и измерить ее длительность по секундомеру[1].

Так же можно показать песочные часы, подумать, почему они так названы. Можно сделать опыт, сравнив длительность 1 минуты:  одновременно демонстрировать по песочным часам и секундо­меру. Совместно с учителем важно сделать вывод, что 1 минуту мож­но измерить с секундомером и песочными часами. Учитель и сами дети рассказывают, где используются эти приборы для измерения времени.

Для закрепления понятий о минуте и секунде детям предлагается выполнить следующие задания:

1.  Выложить из палочек какие-либо узоры в течение  минуты, следя за одноминутными песочными часами.

2. Разложить палочки по 10 штук в течение 1 минуты.

3. Убирать все палочки по одной в коробку в течение 1 минуты.

Такие занятия наглядно позволяют учащимся увидеть,  пережить, чувствовать длительность 1 минуты. [2]

Важный момент на данном этапе обучения - обязательное выполнение учащимися ряда практических упражнений. На индивидуальных моделях циферблатов часов учащиеся показывают заданное время с точностью до часа; осознают продолжительность часа. Так же учащиеся начальной школы усваивают последовательность дней недели, месяцев в году; знакомятся с понятием сегодня, завтра, послезавтра, знакомятся с календарем. Знакомство с календарем диктуется необходимостью вести наблюдения в природе: ученики отмечают изменения погоды в календаре природы, получают первые представления о продолжительности минуты.

Главная задача учителя - закрепить умение определять время по часам,  умение обозначать время. С этой целью можно использовать разнообразные упражнения, пользуясь моделями часов,  циферблатами и индивидуальными пособиями.

С этой целью рекомендуется применять следующие задания, используя модель часов и циферблат:

· Вставь пропущенные цифры на циферблате.

· Определи время на часах, если они показывают дневное (ночное)      время.

· Возьмите часовой циферблат и поставьте часовую и минутную стрелки так, чтобы они составляли прямой угол и показывали целое число часов. Сколько времени будут показывать часы?

· Используя часовую и минутную стрелку, покажи время,  когда ты просыпаешься, идешь в школу, обедаешь, делаешь уроки и др. [4]

Кроме этого, учащиеся знакомятся с соотношением между единица­ми времени. Усвоению отношений между единицами времени помо­гает таблица мер, которую следует повесить в классе на некото­рое время, а также систематические упражнения в преобразовании величин, выраженных в единицах времени.

После усвоения таблицы мер времени, соотношений между единица­ми времени, выполнения достаточного количества упражнений в преобразовании числовых значений величины учащиеся знакомятся с алгоритмом письменного сложения и вычитания величин.

В 4 классе знания детей расширяются и вводятся 2 новых по­нятия - секунда и век. Таким образом, появляется возможность в течение  всего года закреплять представления детей и решать раз­нообразный круг задач.  При таком подходе удобно вести сопостав­ление единиц времени с отличными от них единицами длины и массы. Эти две системы единиц отрабатываются в сопоставлении[3].

Сначала необходимо повторить ранее изученные единицы времени: Какое сейчас время года? Сколько осенних месяцев? Назовите их. Сколько часов в одних сутках? Какой промежуток времени проходит за 1 ч  минутная стрелка? и т. д. [1]

Так же  дети рассматривают простейшие случаи сложения и вы­читания величин, выраженных в единицах времени.  Главная цель обобщить накопленные представления и знания об измерении време­ни.  На первом из уроков приводятся в систему ранее приобретен­ные знания об измерении времени. 

Усвоение таблицы мер времени многим детям дается с особыми трудностями. Они связаны с различными соотношениями между еди­ницами времени в отличие от десятичных соотношений между мера­ми длины. Поэтому усвоение таблицы должно проходить постоянно, переход от одной единицы времени к другой выполняется на не­больших числах и должен по возможности иллюстрироваться различ­ными примерами и средствами наглядности. [4]

При прохождении темы помимо материалов учебника необхо­димо использовать практические выражения, различные задания на вычисление времени из книг Н. Г. Уткиной. Во внеурочное время учащимся полезно читать сказки И. Шурко «Секундочка» и Я. И. Шур «Сколько стоит минута», С. Баруздин «Стихи о человеке и его ча­сах».

 

Список литературы:
1. Истомина Н. Б., Заяц Ю. С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение / Н. Б. Истомина, Ю.С. Заяц. — Смоленск: Ассо¬циация XXI век, 2009. — 144 с.: 
2. Климинченко Д.В. Время. Меры времени. Календарь. // Начальная школа. – 1993. - №6 – с. 34
3. Степанова С.В. Тема «Величины» в курсе математики в 4 классе // Начальная школа. – 1989 - №8
4. Учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ. (спец. № 2001)/Под ред. М.А. Бантовой. —3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984. — 335 с.: ил.