Статья:

СИСТЕМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Конференция: LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Смирнова Е.Г. СИСТЕМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(62). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Смирнова Елена Геннадьевна
канд. психол. наук, МБОУ г. Кургана «Гимназия № 19», РФ, г. Курган

 

THE SYSTEM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE GYMNASIUM AS A BASIS FOR THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO CHOOSE A TRAINING PROFILE

 

Elena Smirnova

PhD. psychological sciences, "Gymnasium No. 19" Kurgan, Russia, Kurgan

 

Аннотация. Психологическая готовность как целостное новообразование личности включает мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой и социальный компоненты. В гимназии № 19 города Кургана создана система внеурочной деятельности, способствующая формированию психологической готовности к выбору профильного класса. Мотивационная готовность формируется через  досуговые мероприятия предметной направленности, программы дополнительного образования, профориентационные клубы, встречи, экскурсии. Становлению интеллектуального компонента способствуют программы дополнительного образования, формирования функциональной грамотности, обязательное участие в проектной деятельности. Эмоциональный компонент обеспечивается удовлетворённостью результатами участия в олимпиадах и творческих конкурсах, осознанием позитивных профессиональных перспектив. Социальный компонент реализуется через формирование опыта практического использования знаний в интеллектуальных конкурсах, выступлениях перед сверстниками и учениками младших классов.

Abstract. Рsychological readiness as an integral personality neoplasm includes motivational, intellectual, emotional, volitional and social components. A system of extracurricular activities has been created in the gymnasium No. 19 of Kurgan city, which contributes to the formation of psychological readiness to choose a profile class. Motivational readiness is formed through subject-oriented leisure activities, additional education programs, career guidance clubs, meetings, excursions. The formation of the intellectual component is facilitated by additional education programs, the formation of functional literacy, mandatory participation in project activities. The emotional component is provided by satisfaction with the results of participation in Olympiads and creative competitions, awareness of positive professional prospects. The social component is implemented through the formation of experience in the practical use of knowledge in intellectual competitions, performances in front of peers and elementary school students.

 

Ключевые слова: профильное обучение; осознанный выбор профиля обучения в общеобразовательной организации; психологическая готовность; мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный. волевой, социальный компоненты; элементы системы внеурочной деятельности, способствующие формированию психологической готовности учащихся к выбору профиля обучения.

Keywords: profile training, conscious choice of the profile of education in a general educational organization; psychological readiness; motivational, intellectual, emotional, volitional, social components; elements of the extracurricular activity system that contribute to the formation of psychological readiness of students to choose a training profile.

 

Организация образовательного процесса в средней школе по модели предметно-ориентированной или профессионально-ориентированной профилизации позволяет в значительной степени удовлетворить потребности и интересы учеников. Но одной из наиболее значимых проблем в организации профильного обучения является механизм выбора профиля. Чистяковой С.Н. сформулировано определение «осознанный выбор будущего образовательного профиля подростком»: «внутренняя деятельность личности по осмыслению альтернатив выбора профиля, определению критериев сравнения этих альтернатив, выделению ключевых альтернатив и реализации окончательного выбора [4, с. 22].  В диссертационном исследовании Тумановой Н.Н. отмечено, что феномен психологической готовности к выбору профиля обучения включает познавательный, эмоциональный, волевой, социальный и мотивационный компоненты. В соответствии с данной структурой в гимназии № 19 Кургана реализуется система формирования психологической готовности к выбору профиля обучения через участие детей во внеурочной деятельности, начиная с пятого класса. Познавательный компонент реализуется через дополнительные общеобразовательные (развивающие) программы. Поскольку, начиная с 7 класса,  в гимназии формируются предпрофильные классы (химико-биологический и гуманитарный) и класс с углублённым изучением математики, к выбору данных предпрофильных классов готовят кружки «Похимичим!», «Юный биолог», «Литературный мультклуб», «Лингвистический театр», «Юный краевед», «ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)», «PRO-физика», «Азбука экономики», «Юный дизайнер». Дети получают возможность раннего погружения в предмет, системное изучение которого начинается через 2-3 года, на доступном для них уровне. Кружковые занятия максимально насыщены практической деятельностью детей: лабораторными опытами, обучающими играми, погружениями в проблемные ситуации, подготовкой челленджей на их основе. Такой методический вектор обеспечивает позитивный эмоциональный фон занятий: радость творчества, удовлетворённость полученными результатами, осознание позитивных профессиональных перспектив в будущем. Формирование устойчивого интереса к предметному ядру будущего профиля обучения способствует становлению внутренней мотивации к познавательной деятельности.

Таблица 1

Направленность объединений дополнительного образования гимназии на формирование готовности к выбору профиля обучения

Профильные классы гимназии

«Предпрофильные» объединения дополнительного образования

 

 

Физико-математический

«ТРИЗ» (Теория решения изобретательских задач)

«Pro-физика»

«Супермастер»

«Робототехника»

 

 

Химико-биологический

«Похимичим!»

«Юный биолог»

«КЛК» (Клуб любителей кошек)

ТРИЗ

 

Филологический

«Литературный мультклуб»

«Юный краевед»

«Лингвистический театр»

 

Социально-экономический

«Азбука экономики»

«Литературный мультклуб»

«КЛК» (Клуб любителей кошек)

  

Реализуемые в гимназии дополнительные общеобразовательные и общеразвивающие программы эффективно формируют:

-интеллектуальный компонент готовности к профильному обучению - общие и специфические способности (качества личности, способствующие достижению успеха в определённой деятельности), систему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в профильном классе [2, с. 13];

-информационную готовность – понимание значимости профильного обучения для социального и профессионального самоопределения;

-личностные качества, обеспечивающие волевую регуляцию поведения: целеустремлённость, дисциплинированность, организованность, настойчивость, решительность.

Социальный компонент психологической готовности к выбору профиля обучения - это способность к эффективному общению с учителями и одноклассниками, осознанность норм и правил общения, наличие опыта практического использования компетенций, сформированных при профильном обучении [1, 35].

В воспитательной программе гимназии закрепились новые, авторские праздники, например, «Школьный экватор» в конце 1 полугодия шестого класса, в середине школьного обучения, или «Новогоднее посвящение в профили» в седьмом классе. Вовлечение кружковцев в мероприятия для начальной школы во время предметных недель – одно из направлений социального компонента. Для каждого ребёнка обязательно участие в проектной деятельности, индивидуальной или групповой. Подготовка и защита проекта  требует от детей организованности, трудолюбия, умения преодолевать трудности и волнение, то есть волевых качеств. Шестиклассники обязательно участвуют в школьном этапе научно-практической конференции, лучшие работы получают рекомендации на конференции более высокого уровня. Удовлетворение от достигнутых результатов, ощущение собственной значимости, понимание особенностей интересующего профиля  способствуют формированию мотивационного компонента: мотивации достижения успеха и мотивации самореализации.  Усилению познавательного компонента содействует активное использование на занятиях форм работы, направленных на формирование функциональной грамотности.

Классные руководители, педагоги-психологи, социальный педагог осуществляют комплекс мероприятий, направленных на развитие коммуникативной культуры детей, что облегчает их адаптацию в новом коллективе предпрофильного класса. На классных часах реализуются программы  «Секреты общения», «Мы – команда», «Школа лидера». Системная профориентационная  работа  формирует осознание связи обучения в профильном классе и перспектив выбора профессии, что также способствует развитию мотивационного компонента: клуб «Шаг в будущее», цикл встреч «Профессии наших родителей», профориентационные экскурсии [2, с. 13].

Критериями эффективности деятельности педагогического коллектива гимназии по формированию у учеников пятых и шестых классов психологической готовности к раннему выбору профиля обучения являются:

-критерий масштабности (востребованность дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ у учеников),

-критерий системности (стабильность состава контингента учащихся),

-критерий новизны (разработка педагогами авторских программ дополнительного образования, оригинальность образовательных продуктов, созданных воспитанниками кружков - изделия, сообщения, презентации, видео-ролики, фотографии, концертные программы, челленджи),

-критерий транслируемости (использование другими образовательными организациями опыта гимназии).

Оптимизация показателей личностного развития обучающихся анализируется педагогами-психологами с использованием опросника профессиональных склонностей Л.Йовайши, дифференциального диагностического опросника Е.Климова, «карты интересов», А.Голомштока в модификации Г.Резапкиной, анкеты «Мой профиль обучения», КОМ (Комплексного опросника мотивации Е.Карповой). Оптимизация структуры ценностей обучающихся подтверждается повышением рейтинга образования и творческой деятельности   в общей структуре ценностей обучающихся (методика М. Рокича).

Возможные риски при реализации проекта -  увеличение нагрузки на педагогов и учащихся. Компенсаторные меры: в условиях пятидневной учебной недели - проведение кружковых занятий по субботам; материальное стимулирование педагогов-участников реализации проекта, системная трансляция успехов учащихся через информационные стенды, гимназическую газету, сайт гимназии.

 

Список литературы:
1. Лысых Н.В. Готовность выпускника основной школы к профильному обучению / Наука и школа. – 2007. - № 6 – с. 33 – 36. – Текст: непосредственный.
2. Меркулова Н.Н. Формирование психологической готовности учащихся профильных учебных заведений к профессиональному выбору: 19.00.07: автореф… дис. канд.  психол. наук.- Нижний Новгород: 2010 – 28 с. – Текст: непосредственный.
3. Тумакова С.Г. Диагностика и формирование осознанности выбора профиля обучения у старшеклассников: 19.00.07: автореф… дис. канд.  психол. наук.- Ставрополь: 2006 – 22 с. – Текст: непосредственный.
4. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / Педагогика, 2005, № 1. – Текст: непосредственный.