Статья:

Проблемы инклюзивного образования и психологического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Асеева Н.А. Проблемы инклюзивного образования и психологического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(33). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы инклюзивного образования и психологического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями

Асеева Наталья Александровна
воспитатель, МБДОУ «Золотой ключик» № 31, РФ, г. Балашиха

 

Problems of inclusive education and psychological support for people with special educational needs

 

Natalia Aseeva

educator, MBDOU «Golden Key» №31, Russia, Balashikha

 

Аннотация. Одной из важных проблем нашего века является растущее число детей с выраженными проблемами здоровья, и с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возникает вопрос о воспитании таких детей. Данную проблему нельзя оставлять без внимания, ее необходимо совершенствовать. Самой эффективной моделью образования детей с ограниченными возможностями здоровья, становится инклюзивное образование. Данная модель предполагает обучение детей с ограниченными физическими возможностями вместе с другими учащимися, которые не имеют таких отклонений здоровья. Введение модели инклюзивного образования позволит нам со временем адаптировать общество к людям с ограниченными возможностями здоровья. И создать необходимые условия для обучения таких людей, что в будущем позволит им полноценно работать, учиться, отдыхать совместно с другими людьми, не имеющих данные отклонения.

Abstract: A very important trend of our century is the growing number of children with severe health problems, and with disabilities. This raises the question of the upbringing of such children. This problem cannot be ignored, it needs to be improved. In my opinion, the most effective model of education for children with disabilities is inclusive education. This model involves the education of children with disabilities together with other students who do not have such health problems. The introduction of an inclusive education model will allow us to adapt society to people with disabilities over time. And to create the necessary conditions for the training of such people, which in the future will allow them to fully work, study, relax together with other people who do not have these deviations.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование; дети с ограничениями;  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: inclusive education; children with limited health opportunities; support for children with disabilities.

 

Инклюзивное (франц. Inclusive – включающий в себя, от лат.Include – заключаю) или включенное образование – термин, который используется для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных (массовых) школах.

Как показывает практика, в России реализована масса условий для нормального функционирования людей с ограниченными возможностями здоровья и их полноценного существования как стандартной ячейки общества. Но на морально-психологическом уровне и образовательном наблюдаются некоторые проблемы, и общество не стандартно реагирует на людей с ограниченными возможностями здоровья, что вызывает дискомфорт с обеих сторон и особое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Что в свою очередь развивает комплекс неполноценности, заставляет людей с ограниченными возможностями здоровья считать, что они не такие как все и чего-то не могут сделать в отличие от других. Это пагубно влияет на общество в целом. Человек с ограниченными возможностями здоровья может потерять уверенность в себе и начать думать, что он не может справиться с той или иной работой, ссылаясь на свое физическое состояние. Не пытается устроиться в компанию, которая ему нравится, в которой он мог бы успешно работать и приносить пользу обществу, что в свою очередь негативно отразится на сфере услуг и на обществе в целом.

Выделим основное из этих проблем:

1. Нехватка знаний и практических навыков педагогических кадров. В большинстве школ педагоги никогда не встречались с особенностями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, и часто не имеют нужных знаний и не обладают необходимыми навыками.  К тому же, какие –то из педагогов являются ярыми противниками инклюзивного образования потому, что это создает некоторые трудности, и не приносит повышения материального вознаграждения [1 с,3-11]. Педагогам в первую очередь нужно донести все положительные стороны инклюзивного образования. Рассказать о том, что если ребенок показывает пальцем на мальчика с ограниченными физическими возможностями со словами «Смотри мам, что с ним?». Это не говорит о том, что его плохо воспитали родители. Это в первую очередь говорит о том, что он не видел ранее людей с такими проблемами и считает их чем-то новым. Так вот задача инклюзивного образования убрать этот недостаток и дать понимание детям о том, что бывают люди с ограниченными физическими возможностями, и это нормально в нашем обществе такое бывает, они ничем от нас не отличаются. И ребенок, у которого в школе была программа инклюзивного образования, в будущем не покажет пальцем на человека с ограниченными физическими возможностями. Наоборот он может подойти и познакомиться или что-то узнать  у него, считая его абсолютно полноценным.

2. Слабая подготовка общества к принятию людей с ограниченными возможностями здоровья, которую заметно в наличии отрицательных социальных установок. В частности - это нежелание родителей здоровых детей обучать их совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это вызвано опасением родителей здоровых детей, они думают, что такая модель образования понизит качество обучения их детей или вызовет некоторые схожие действия у детей без физических отклонений. Все это свидетельствует о необходимости модели инклюзивного образования. Ведь если родители детей, которые против инклюзивного образования обучались бы совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, они бы реагировали на них как на обычных детей. И вопрос совместного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми не имеющих таких ограничений даже не поднимали.

Для того, чтобы решить данную проблему развития инклюзивного образования нужно принять комплексную программу по развитию инклюзивного обучения в России. Следующее развитие инклюзивного образования напрямую связано с улучшением нормативно-правовой базы. Эффективность инклюзивного образования зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей, а также наличия высоко обученных кадров.

Исходя из вышеперечисленных проблем для полноценного и успешного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по модели инклюзивного образования необходимо:

- Дать педагогам понимание пользы модели инклюзивного образования. В первую очередь сами педагоги должны знать, если на улице на человека с ограниченными возможностями здоровья «показывают пальцем» или просто обращают больше внимания это в первую очередь вызвано отдельным образованием детей без физических отклонений  с детьми, которые имеют ограниченными возможности здоровья.

- Включить инклюзивную модель образования в каждом образовательном учреждении, начиная с учреждений дошкольного возраста. Если ребенок рос с детьми, которые имеют ограниченные физические возможности, то во взрослом возрасте он будет принимать его как полноценного нормально функционирующего гражданина.

- Предоставить достаточное финансирование образовательным учреждениям, которые работают по инклюзивной модели образования, что позволит в свою очередь создать необходимые условия для комфортного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

- При инклюзивной модели образования в образовательных учреждениях, нужна адаптация всего учебного состава заведения, которая включает уже имеющихся учащихся. Этому будет способствовать установка дополнительного оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же появление психологов для адаптации, как детей без физических отклонений, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же всех родителей.

Введение модели инклюзивного образования позволит нам со временем адаптировать общество к людям с ограниченными возможностями здоровья. И создать необходимые условия для обучения таких людей, что в будущем позволит им полноценно работать, учиться, отдыхать совместно с другими людьми, не имеющих данные отклонения. Если с самого детства дети без физических отклонений будут играть, учиться, расти с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья без каких-либо препятствий и осуждений, то в будущем никаких препятствия для принятия людей с ограниченными возможностями здоровья на работу возникать не будет. Отдыхать тоже будут все вместе и никаких проблем адаптации, как психологической, так и физической возникать не будет. Люди будут знать, как будет действовать человек с ограниченными возможностями здоровья в той или иной ситуации, будут знать, как он поднимется в офис, торговый центр, тренажерный зал, люди без ограничений будут знать приблизительные физические недостатки людей с ограниченными возможностями здоровья и не будут на них обращать внимания. Для них это будет нормально, потому что ранее они выросли вместе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. И отводя в дошкольное учреждение своего ребенка, они не будут против того, что с ним вместе будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Это будет нормально. Окружающее нас общество формирует наши нормы, а не мы сами.

 

Список литературы:
1. Кучмаева О. В., Сабитова Г. В., Петрякова О. Л. Проблемы развития инклюзивного образования в столице // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 3 – 11.
2. Рудь Н. Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.– С. 4.
3. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе-ний / под ред. Назаровой. –М. : Издательский центр «Академия», 2009. –359 с.