Статья:

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Конференция: LXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Бобылёва Н.Ю., Андрусёва И.В. ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(61). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 5-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Бобылёва Наталья Юрьевна
студент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Андрусёва Ирина Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Аннотация. Развитие фонематических представление у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является актуальной логопедической задачей. В статье раскрывается понятие «фонематические представления», описаны приёмы его развития, а также представлены примеры игр и упражнений.

Abstract. The development of phonemic representations in older preschool children with dysarthria is an urgent speech therapy task. The article reveals the concept of "phonemic representations", describes the techniques of its development, and also provides examples of games and exercises.

 

Ключевые слова: фонематические представления; фонематические процессы; старший дошкольник; речь; речевое развитие; обучение; воспитание.

Keywords: phonemic representations; phonemic processes; senior preschooler; speech; speech development; education; upbringing.

 

В настоящее время в системе воспитания и обучения наблюдается рост количества детей с логопедическим заключением «дизартрия».

Одной из важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими данное речевое нарушение, является развитие фонематических представлений. Пробелы в развитии в данном процессе, в дальнейшем определяют низкий уровень усвоения учебного материала. Возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов приводят к нарушениям процесса чтения и письма.

Однако, для полноценного овладения грамотой недостаточно умения различать звуки. Важно, чтобы ребёнок сохранял в памяти устойчивое представление о каждом звуке. Это необходимо для того, чтобы во время чтения и письма он мог соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой, это возможно только на основе таких мысленных представлений о звуках.

Именно фонематические представления отвечают за формирование и сохранение в сознании образов звуковых оболочек слов, образовавшихся на основе предшествовавших восприятий этих слов [1, с. 182]. 

Прежде всего, главным приёмом развития фонематических представлений у детей с дизартрией является среда, в которой живёт ребёнок. Среда оказывает такое воздействие на ребёнка, которое своей силой и значимостью вряд ли может сравниться с другими. Дошкольный возраст особенно восприимчив к овладению родным языком и, как следствие, усвоению устной речи. Образцом для речевого подражания является взрослый и его речь, которая должна соответствовать уровню грамотного литературного языка.

Е. И. Тихеева определила следующие факторы, стимулирующие развитие речи ребёнка:

– создание речевого окружения, соответствующего индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка;

– побуждение ребёнка сначала к взаимодействию с социальным окружением через мимику и двигательные действия, а затем самостоятельные речевые высказывания, способствующие формированию представлений и понятий;

– воспитательно-образовательный процесс должен содействовать правильной и хорошей речи детей, т.е. обязательное владение родителями и педагогами грамотной речи.

На развитие и формирование правильной речи дошкольника влияет психологический климат в семье: благоприятная обстановка, стили общения и реакция родителей на поведение ребёнка [2, с. 13].  

Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина предлагают для эффективной коррекции фонематических нарушений спланировать работу так, чтобы она одновременно способствовала развитию правильного звукопроизношения и звуковому анализу и синтезу состава слова [4, с. 18].

Работа по формированию фонематических представлений предполагает определённую последовательность: от чёткого восприятия правильно произносимых ребёнком фонем и постепенно переходящих к дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам.

Формирование фонематических представлений предполагает формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений.

Т. Б. Уварова в развитии фонематических представлений важную роль отводит использованию развивающих игр [3, с. 3].

Как известно, игра в высшей степени активизирует ребёнка к разговору, оказывает положительное влияние на процесс развития и обучения. Игра служит замечательным средством коррекции и совершенствования речи. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что потребовалось бы вне игры много времени и усилий. Благодаря игре процесс обучения становится интересным, занимательным, а главное – эффективным.

Для развития фонематических представлений можно использовать такие игровые приёмы: с опорой и без опоры на наглядность.

Можно предложить следующие игровые приёмы с опорой на наглядность:

1. «Разложи картинки»: в два столбика (позиция звука в начале и в конце слова); в три столбика (звук в начале, в середине, в конце слова).

2.  «Подбери к картинке букву». Ребёнок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому звуку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива).

3. Игра в лото.

Ребёнку предлагают карточку с картинками, называется слово. Ребёнок должен закрыть картинку той буквой, с которой начинается слово.

Например, картинка с изображением астры закрывается буквой А; подбор названий животных, птиц, насекомых, посуды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т. д., которые начинаются на заданный звук: выбери только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука; по сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.

4. Упражнение «Скажи наоборот». Например: кость – гость,
сайка – зайка, цвет – свет;

5. Лото «Необычные цветы».

На доску прикрепляют контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков ребёнок выбирает только те изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.

Игровые приёмы без опоры на наглядность:

1. Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй»

Называем первое слово и передаёт мяч ребёнку.

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).

2. Сказать какой звук общий в прослушанных словах.

3. Подобрать слова на заданный звук и с заданным количеством звуков.

4. Назвать слова с заданным звуком в соответствии с данной темой (птицы, ягоды, мебель, посуда и т. д.).

5. Преобразование слов за счёт замены или перестановки одного звука или слога.

6. Составление слов из заданной последовательности звуков.

Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить, что работу по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией следует проводить комплексно и систематически. Только таким образом можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности фонематических представлений, что в дальнейшем обеспечит подготовку к обучению грамоте.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра является эффективным средством коррекции недостаточности фонематической стороны речи, так как учитывает ведущую деятельность ребёнка дошкольного возраста и оказывает положительное влияние на процесс развития и обучения. Игра служит замечательным средством коррекции и совершенствования речи. Благодаря игре процесс обучения становится интересным, занимательным и главное – эффективным.

 

Список литературы:
1. Логопедия. Методическое наследие [Текст] : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой : в 5 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 304 с.
2. Тихеева Е. И.  Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 161 с.
3. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками / Т. Б. Уварова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. 
4. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 239 с.