Статья:

РАЗВИТИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Смирнова С.С. РАЗВИТИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(93). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Смирнова Светлана Сергеевна
воспитатель, МДОУ «Детский сад №18 «Малыш» РФ, п. Пижма

 

Аннотация. В статье рассматривается опыт работы по развитию ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством технологий музейной педагогики. Автор предлагает комплекс мероприятий, направленных на знакомство детей с миром профессий через организацию в группе музейных экспозиций и экскурсии по ним, посещение виртуальных экскурсий, игры, беседы и творческие задания. Подчеркивается важность сотрудничества с музейными учреждениями и специалистами для организации эффективной профориентационной работы.

 

Ключевые слова: ранняя профориентация, музейная педагогика, дошкольное образование, профориентационная работа, сотрудничество с музеями.

 

В современном обществе актуальной задачей является ранняя профориентация детей, направленная на формирование представлений о мире профессий, развитие интереса к труду и профессиям, а также на поддержку индивидуальных склонностей и способностей ребенка. Одним из эффективных подходов к решению этой задачи является использование технологий музейной педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Использование музейных экспонатов и ресурсов позволяет создавать увлекательные и познавательные формы общения с детьми, что способствует формированию их профессионального самоопределения.

Для реализации программы ранней профориентации через музейную педагогику нами были использованы методы активного обучения, включая интерактивные экскурсии, мастер-классы и творческие занятия. Основой является непосредственное взаимодействие с предметами музейной экспозиции и практические занятия. В качестве методов исследования были использованы: анкетирование родителей и педагогов, анализ литературы по теме ранней профориентации и музейной педагогики, наблюдение за детьми в процессе профориентационной работы, изучение продуктов детской деятельности.

В процессе работы по развитию ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста были изготовлены музейные экспозиции, посвященные различным профессиям и видам деятельности.

Экспозиция "Хлеб всему голова" была посвящена профессии пекаря. Дети ознакомились с историей профессии, этапами приготовления хлеба, а также с современными технологиями выпечки хлебобулочных изделий. В процессе работы дети сами изготавливали модели хлебопекарного оборудования из подручных материалов, рисовали на тему профессии пекаря, сочиняли стихи и рассказы о хлебе. Результатом работы стала музейная экспозиция, включающая в себя модели хлебопекарного оборудования, рисунки, стихи и рассказы детей.

Экспозиция "Музыкальные инструменты" была посвящена профессии музыканта. Дети узнали о различных видах музыкальных инструментов, их истории и особенностях звучания. В процессе работы дети сами изготавливали модели музыкальных инструментов из конструктора, пластилина, природного материала и других подручных материалов. Также дети рисовали музыкальные инструменты, сочиняли музыку и танцевали под нее. Результатом работы стала музейная экспозиция, в которую вошли модели музыкальных инструментов, рисунки и музыкальные композиции детей.

Экспозиция "В гостях у сказки" посвящалась профессии актера и театральному искусству. Дети узнали о том, как создаются спектакли, какие роли играют актеры в театре, и как происходит процесс репетиций и выступлений. В процессе работы дети сами изготавливали куклы и декорации для сказок, сочиняли и ставили мини-спектакли. Результатом работы стала музейная экспозиция, в которую вошли куклы и декорации для сказок.

Музей в чемодане – это мобильный музей, который можно взять с собой в любую точку. Он может содержать различные экспонаты, связанные с профессиями, такими как инструменты, документы или фотографии. Использование музея в чемодане позволяет знакомить детей с профессиями в любое время и в любом месте, что делает этот метод очень гибким и удобным. Для знакомства с профессией фотографа в чемодане находились макеты фотокамер, объективов и других акссесуаров (например, штативов, вспышек).

Дети рассматривали и играли с игрушечной фотокамерой, изучая её элементы (объектив, видоискатель и т.д.). Проводили фотосессии с детьми как моделями. Воспитатель  использовал фотоаппарат или телефон для съемки. Дети по очереди выполняли роли фотографа и модели. Это даёт им возможность почувствовать себя в роли профессионала и развить свои творческие навыки.

Музеи в румбоксе – это мини-выставки, которые мы разместили в небольших коробках или ящиках. Они содержали экспонаты, связанные с разными профессиями. Использование музеев в румбоксе позволяет детям знакомиться с профессиями в игровой форме, что делает этот метод очень увлекательным и запоминающимся. Таким образом нами была создана экспозиция «Русская изба».

Музей миниатюр – это музей, в котором экспонаты выполнены в миниатюре. Организованная нами музейная экспозиция оружия содержала миниатюрные модели, для знакомство с профессией военного.

Интерактивные экскурсии, мастер-классы и творческие занятия в музеях позволяют детям не только получать знания о профессиях, но и непосредственно участвовать в процессе, пробовать себя в различных ролях и получать практический опыт. Это помогает детям осознать свои интересы и склонности, а также развивает их креативность, коммуникативные навыки и умение работать в команде.

Мастер-классы, проводимые с участием профессионалов, позволили детям получить уникальный опыт: знакомство с работой различных специалистов в интерактивном формате. Например, мастер-класс от фотографа, который делился секретами своей работы, позволил детям попробовать себя в роли фотографа, что значительно расширяло их представления о данной профессии. В музее народных промыслов дети могут попробовать расписать матрешку или сплести корзину, а в музее изобразительных искусств – нарисовать картину или слепить из глины фигурку. Это позволяет детям лучше понять, какими навыками и умениями обладают представители различных профессий, и определить, какие из них им ближе всего.

Творческие занятия в музеях позволяют детям проявить свою фантазию и креативность, а также развить навыки сотрудничества и коммуникации. Например, в музее истории района дети могут создать свою собственную историю, а в музее природы – изготовить своими руками эко-сумки или поделки из природных материалов. Это позволяет детям лучше понять, как представители различных профессий используют свою фантазию и креативность в своей работе, и определить, какие из них им ближе всего.

Использование игровых форм, таких как ролевые игры на основе музейных экспонатов, способствовало формированию у детей представления о различных профессиях. К примеру, игра "Музейный детектив" позволила детям исследовать предметы экспозиции, задавать вопросы и делать выводы о том, как и кем, они могли бы быть в будущем. Сотрудничество с музейными учреждениями.

Технологии музейной педагогики, такие как экскурсии, беседы, игры, творческие задания, были активно использованы в профориентационной работе с детьми. Например, была проведена игра "Музей профессий", в ходе которой дети сами изготавливали экспонаты, посвященные профессиям, а затем проводили экскурсии для своих сверстников. Такая форма работы способствовала развитию у детей не только интереса к профессиям, но и коммуникативных навыков, творческого мышления, а также умения работать в команде.

Развитие ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством технологий музейной педагогики является важным и эффективным направлением. Музеи, как места хранения исторических, культурных и научных ценностей, могут стать мощными образовательными ресурсами, способствующими формированию у детей интереса к будущей профессии, развитию профессиональных навыков и расширению горизонтов их восприятия мира.

Музейная педагогика поможет детям осознать свои интересы, склонности и способности, а также познакомит их с различными профессиями и их значением в обществе. В результате, дети смогут сделать осознанный выбор в пользу той или иной профессии, что станет первым шагом на пути к их будущей карьере.

 

Список литературы:
1. Аникеева Н. П. Профессиональная ориентация в дошкольном образовании. М.: Педагогическое общество России, 2012.
2. Бережная И. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. М.: Педагогическое общество России, 2010.
3. Вавилова Т. А. Профессиональная ориентация в дошкольном образовании: проблемы и перспективы. М.: Педагогическое общество России, 2015.
4. Зимняя И. А. Профессиональная ориентация в современном обществе. М.: Аспект Пресс, 2013.
5. Музейная педагогика: современные подходы и технологии. М.: Педагогическое общество России, 2014.