Нарушения праксиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Нарушения праксиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
PECULIARITIES OF DISORDERS OF PRAXIS OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH THE NRO LEVEL III
Aida Pylaeva
master's degree, Institute of Social and humanitarian technologies "speech therapy support of children with speech disorders", Krasnoyarsk state pedagogical University University. V. P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk
Olga Dmitrieva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Krasnoyarsk state pedagogical University University. V. P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. Содержание статьи посвящено проблеме взаимосвязи моторики и речи, нарушений праксиса детей с общим недоразвитием речи. Автор описывает результаты эмпирического исследования кинетического и динамического праксиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Представляет направления коррекционно-развивающей работы в преодолении нарушений праксиса дошкольников с ОНР.
Abstract. The article discusses the problems of preschool children, especially manifestations of violations of praxis, reveals the relevance of studying the characteristics of preschool children with ONR level 3.
Ключевые слова: мелкая моторика; праксис; общее недоразвитие речи III уровня; пальчиковая гимнастика.
Keywords: fine motor skills; praxis; general underdevelopment of speech of the III level; finger gymnastics.
В последние годы наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет III уровень речевого развития.
Состояние и уровень развития речи детей зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук - чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Специфика психомоторики большинства детей с речевым недоразвитием также свидетельствует о взаимовлияния развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой системой (не только ее моторным компонентом) и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка.
В сфере праксиса у детей с ОНР прослеживается нарушений координации. У детей с ОНР выявлена несформированность динамического праксиса в виде стереотипии, трудности пространственной организации движений и действий.
Для исследования нарушений праксиса дошкольников с ОНР III уровня. было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ №39 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5,8 – 6,7 лет, посещающие подготовительную группу ДОУ, имеющие диагноз ОНР III уровня.
Для исследования праксиса дошкольников с ОНР были использованы методики, предложенные Е.Ф. Архиповой.
1. Кинестетический праксис:
- Праксис по словесной инструкции
- Праксис по зрительному образцу. «Делай как я»:
2.Динамический праксис.
- Проба «Кулак — ребро — ладонь»
- «Делай как я».
Рассмотрим основные результаты исследования праксиса дошкольников с ОНР III уровня.
Исследование кинестетического праксиса включало в себя два задания: исследование праксиса по словесной инструкции и исследования праксиса поз по зрительному образцу.
Анализ результатов кинестетического праксиса в группе детей с ОНР по словесной инструкции позволяет сделать вывод, что большинство детей задания выполняют плохо, не замечают своих ошибок (60% детей), 30% детей задания выполняли неправильно, в замедленном темпе, только 10% детей с ОНР самостоятельно выполнили задания.
Наибольшие трудности вызвало задание «Вытяни второй и пятый пальцы».
Таким образом, в группе детей с ОНР преобладающим является низкий уровень сформированности праксиса по словесной инструкции.
Анализ результатов динамического праксиса в группе детей с ОНР позволяет сделать вывод, что большинство детей задания выполняют плохо, не замечают своих ошибок (60% детей), остальные 40% детей задания выполняли неправильно, в замедленном темпе.
Проведенное исследование на констатирующем этапе эксперимента выявило следующие особенности развития моторики в группе детей с ОНР II-III уровня:
- неловкие, неточные и недифференцированные движения мелкой моторики рук;
- мелкая моторика не сформирована: задания выполняют плохо, не замечают своих ошибок; выполняют в замедленном темпе, часто неправильно - замедленный темп движений.
Таким образом, у детей с ОНР III уровня наиболее ярко проявляется недостаточность мелкой моторики, выражены нарушения праксиса при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений.
Коррекционно-развивающая работа должна проводиться по следующим направлениям:
1) развитие кинестетического праксиса (удерживание позы);
2) развитие динамического праксиса (переключение с одного движения на другое);
3) смысловая организация движений (проговаривание).
Различные пальчиковые игры представлены в исследованиях в различных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них.
Достоинствами пальчиковых игр является их простота и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность.