Статья:

ЦИФРОВОЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА

Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Корсакова Т.С. ЦИФРОВОЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(78). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВОЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА

Корсакова Татьяна Сергеевна
заведующий учебной части, ГПОУ ЯО Ярославский политехнический колледж № 24, Магистрант ФГБОУ ВО Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, РФ, г. Ярославль

 

PROFESSIONAL IMAGE OF A TEACHER

 

Tatyana Korsakova

Head of the training unit, GPOY YAO Yaroslavl polytechnic college № 24 master's student of Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Russia, Yaroslavl

 

Аннотация. В последнее время именно активное проникновение digital-технологий в образовательный процесс всё чаще вызывает противоречивые реакции как у представителей образовательного сообщества, включая разработчиков образовательного контента, так и у самих обучающихся.

Abstract. Recently, it is the active penetration of digital technologies into the educational process that increasingly causes contradictory reactions both among representatives of the educational community, including developers of educational content, and among students themselves.

 

Ключевые слова: digital-технологии; цифровизация; имидж; соцсети; дистанционное обучение; самомаркетинг.

Keywords: digital technologies; digitalization; image; social networks; distance learning; self-marketing.

 

Цифровизация – не новый тренд в образовании, но достаточно новый и особо актуальный в части формирования цифрового имиджа как самих образовательных организаций так и преподавателей. Вхождение России в эпоху цифровизации инициировало данные процессы, а появление вируса COVID-19 и глобальной пандемии только их усилили и придали дополнительное ускорение. В данной статье предпринята попытка проанализировать текущее состояние дел в части формирования цифрового имиджа преподавателей колледжей г. Ярославля.

Система среднего профессионального образования сегодня находится в динамике, появляются такие проекты как «Профессионалитет», который требует быстрого включения преподавателя в новые технологии [5, с. 39].

Таким образом, на цифровые средства коммуникации падает весьма серьёзная нагрузка по формированию имиджа как самого колледжа, так и его преподавателей. Речь идёт о формировании так называемого цифрового имиджа. От цифрового корпоративного имиджа колледжа к цифровому персональному имиджу преподавателя.

Среди внешних факторов, которые значительно влияют на формирование и продвижение цифрового корпоративного имиджа колледжа, можно выделить следующие: • технологические изменения. Фактор удалённой работы в условиях пандемии привлёк внимание колледжей к образовательным и корпоративным платформам, а также к средствам digital-коммуникаций, в которых ранее не ощущалось необходимости, хотя некоторые из них давно и успешно применялись в distant learning, и обусловил тотальный переход на обучение в новых технологических средах; • изменения в поведении потребителей (студентов). Повышаются требования студентов не только к качеству образования, но и к возможности реализации и сопровождения образовательного процесса в интернет-среде. Рассматривая проблему осознанного использования соцсетей  преподавателями как инструментом оказания необходимого воздействия на интересантов, следует отметить, что в самом общем виде их можно разделить на три группы: 1) преподаватели, не знакомые с соцсетями и не интересующиеся ими. Это, как правило, «возрастной» преподавательский контингент, нередко воинствующие противники eLearning. Тем не менее под влиянием факторов, характеризующих сегодняшние образовательные реалии (пандемия и безальтернативный переход на «удалёнку»), представители данной группы вынужденно переходят на работу в новой технологической среде, что, безусловно, является для них проявлением профессионального героизма. Однако формировать или расширять своё присутствие в Интернете данные преподаватели не предполагают; 2) преподаватели, использующие социальные сети как инструмент личного целевого общения. Межличностное общение в этом случае является самоцелью, в отличие от делового инструментального общения, являющегося средством достижения требуемой цели [3, с. 17]. Основной целью публикаций является формирование имиджа эксперта в определённой области. Для данной стратегии характерен ньюсмейкинг – создание новостей с целью привлечения внимания к человеку и его деятельности в разных областях жизни [7, с. 13]. При этом тщательно прорабатывается концепция его имиджа, исходя из социальных ролей. Например, этот человек только эксперт в определённой профессиональной области или он ещё к тому же спортсмен или музыкант или любитель кошек? Любит ли он путешествовать? Протекает ли его жизнь в кругу семьи, и он с удовольствием делится этим с «друзьями», или данную сторону жизни он предпочитает не афишировать? Какие книги он читает, какие фильмы смотрит? И так далее. Исходя из разработанной концепции имиджа, генерируются регулярные новости из жизни человека, при этом тщательно соблюдается баланс его социальных ролей. Например, посты публикуются строго три раза в неделю. Первый пост позиционирует человека как эксперта – публикуется фотография его выступления перед профессиональным сообществом с описанием происшедшего события. Второй пост носит методический характер, а третий посвящается семейному/ спортивному/музыкальному/театральному/ природному событию. Каждый пост сопровождается фотографией, привлекающей внимание. «Лайки» ставятся строго ограниченному числу статусных «друзей», с которыми следует поддерживать так называемые ритуальные коммуникации для поддержания отношений «на всякий случай». Стратегия перманентного присутствия. Данная стратегия характерна для преподавателей-экстравертов, которым тесны рамки кабинета/лекционного зала для профессиональной самореализации. В «друзьях» и «подписчиках» у них самая разная аудитория, и, в частности, множество студентов, с которыми они выстраивают коммуникации в сетях. Посты публикуются ежедневно, на любую тему. Активное обсуждение всего и всех приветствуется и поддерживается. Данная группа преподавателей всегда просматривает ленту и активно ставит «лайки» понравившимся постам и фотографиям [6, с. 89].

Для анализа текущего состояния формирования цифрового имиджа преподавателей колледжей было проведено прикладное исследование их «цифрового следа в Интернете». В ходе исследования был проведён анализ сайтов, социальных сетей, информации в сети Интернет.

Гипотеза исследования:   преподаватель в колледже в большинстве своём осознанно не занимается формированием собственного цифрового имиджа, таковой формируется спонтанно и не всегда нужным образом. В ходе исследования были проанализированы 7 колледжей г. Ярославля. Информация о преподавательском составе бралась с сайтов соответствующих профессиональных образовательных организаций. В выборку попали 10 случайно отобранных преподавателей из каждого колледжа. Таким образом, в исследуемую выборку попали 70 преподавателей, соотношение мужчин и женщин одинаковое. Запрос формировался через поисковик Google (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.), социальные сети Facebook (социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.) и ВКонтакте. Площадку Instagram (социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.) не анализировали в связи запретом этой площадки в РФ. Все колледжи из списка имеют официальные аккаунты в социальных сетях Facebook (социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.) и ВКонтакте, но лишь 85% регулярно их ведут (публикуют посты не реже 1 раза в месяц). Как показало исследование, основная информация о преподавателе в сети Интернет формируется спонтанно – как констатация участия в различных профессиональных мероприятиях в качестве докладчиков/выступающих и публикационная активность преподавателя. Лишь 10% преподавателей имеют аккаунт в социальных сетях. Это говорит о том, что преподаватели не стремятся создать в Интернете собственный имидж эксперта, формировать и развивать свою аудиторию посредством сети, поддерживать с ней контакт. В ходе исследования обнаружилось, что 33% преподавателей предлагают свои услуги в качестве репетиторов. Этот факт, безусловно, отражается на цифровом имидже преподавателей. Формирование цифрового имиджа необходимо как образовательным организациям, так и преподавателям, стремящимся укоренить свои позиции на рынке образовательных услуг. У преподавателей имеется отставание в части создания и продвижения персонального сайта- «визитки». Это говорит о том, что преподаватели не готовы рассматривать себя в качестве «бизнес-единиц» на рынке образовательных услуг и формировать собственный экспертный имидж безотносительно колледжа, в котором они работают, что, на наш взгляд, невыгодно ни преподавателю, ни колледжу, в котором он работает [9, с. 28].

Необходим «перекрёстный PR», когда публикационная активность преподавателя способствует развитию позитивного имиджа колледжа, и наоборот: публикации колледжа обусловливают формирование позитивного имиджа преподавателей, поскольку это создаёт взаимное усиление и синергетический эффект.

Скорее всего, что с течением времени «пустые» посты постепенно уйдут в прошлое, поскольку каждым из нас всё больше осознаётся ценность времени как невозобновляемого ресурса, и тратить его на «лайки» и их отслеживание – по меньшей мере неразумно. А полезный контент, работающий на профессиональное развитие, личностный рост и повышение эффективности, безусловно, останется. И существенную роль в его генерации сыграют преподаватели колледжей.

 

Список литературы:
1. Aitchison C., Harper R., Mirriahi N., Guerin C. Tensions for educational developers in the digital university: developing the person, developing the product // Higher Education Research and Development. 2020. Vol. 39. No. 2. P. 171–184. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2019.16 63155 
2. Hassan R. The worldly space: the digital university in network time // British Journal of Sociology of Education. 2017. Vol. 38. No. 1. P. 72–82. DOI: https://doi.org/10.1080/01425692.2016.1234364 
3. Ларионова В.А., Карасик А.А. Цифровая трансформация университетов: заметки о глобальной конференции по технологиям в образовании Edcrunch Ural // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 3. С. 130–135.
4. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 25–45. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022. 201801.025-045 
5. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. №1. С. 49–62. 
6. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М. : Изд. дом НИУ ВШЭ, 2011. 240 с. DOI: https://doi.org/10.17323/978- 5-7598-1997-4 
7. Slaughter S., Leslie L.L. Academic capitalism. Politics, policies and the entrepreneurial university. Baltimore/London : The Johns Hopkins University Press, 1997. DOI: 10.5860/choice.35-3451