Эффективные методы работы по преемственности детского сада и школы
Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Эффективные методы работы по преемственности детского сада и школы
EFFECTIVE METHODS OF SUCCESSION KINDERGARTEN AND SCHOOL
Lyudmila Sherstobitova
tutor of the highest qualification category, MBDOU "Kindergarten № 41" Forest Fairy Tale ", Russia, Lesosibirsk
Аннотация. В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и средней общеобразовательной школы. Главной целью является согласование технологий, методов и приемов для обеспечения благоприятной адаптации воспитанников. Такой подход к сотрудничеству гарантирует их успешное обучение в школе.
Abstract. The article presents the experience of interaction between preschool educational organization and secondary school. The main goal is to harmonize technologies, methods and techniques to ensure a favorable adaptation of pupils. Such an approach to cooperation ensures their successful schooling.
Ключевые слова: участники образовательного процесса; адаптация; преемственность; сотрудничество; методы; технологии.
Keywords: participants of educational process; adaptation; continuity; cooperation; methods; technologies.
«Быть готовым к школе уже сегодня –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым
всему этому научиться»
Л.А. Венгер
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) – обозначены важные задачи преемственности детского сада и школы:
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования [3].
Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий и, в дальнейшем, расширяющий методы и формы обучения и воспитания.
Для достижения положительного эффекта адаптации дошкольников участниками образовательного процесса необходимо:
Таблица.
Список необходимых действий для достижения положительного эффекта адаптации дошкольников участниками образовательного процесса
Учителям |
Воспитателям |
Старшим дошкольникам |
Родителям |
Познакомиться с основной образовательной программой ДОО, методами работы воспитателей подготовительной группы, целями и задачами обучения и воспитания. |
Познакомиться с целями и задачами Программы школы, методами ведения урока учителем. |
Познакомиться со школой, классом, библиотекой, видеозалом, спортивным залом, спортивной площадкой, назначением школы. |
Формировать у ребенка положительную самооценку, предоставлять разумную самостоятельность, выработать правильный режим дня. |
Для этого педагогами школы и детского сада обозначены направления взаимодействия, выраженные
- в согласовании целей и задач преемственности;
- в отборе содержания образования, как в ДОУ, так и в начальной школе;
- в расширении диапазона методов обучения, постоянном поиске новых форм работы.
Поставлены цели в работе воспитателя для формирования у детей предпосылок к учебной деятельности:
- формирование у детей психологической готовности к учебной деятельности (мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, физической);
- формирование желания учиться, умения учиться, принятие новой социальной роли – ученика;
- формирование познавательных мотивов обучения, сознательного желания ребенка учиться, умения пользоваться инструментом познания;
- развитие коммуникативных навыков, психических процессов: внимания, памяти, мышления;
- воспитание здорового образа жизни, силы, выносливости.
Согласованы:
- современные образовательные технологии, применяемые в работе детского сада и школы: технология критического мышления, технология деятельностного метода, здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии;
- методы обучения и воспитания: игровые; наглядные; словесные; практические; проблемно – поисковый метод, выполнение творческих работ; метод проекта; рефлексивные.
Примеры использования методов и средств их реализации в ДОУ.
Игровой метод или «Учение без принуждения». Средства реализации метода: дидактические игры; игры на развитие нестандартного, критического мышления: «Верные и неверные утверждения» («Верите ли вы, что…»), «Перемешанные события», «Логические цепочки», «Ассоциативный ряд», «Представьте себе, если бы,…, что тогда бы было?» и др.; подвижные и малоподвижные игры с правилами; конструирование букв и цифр из мелкой цепочки, палочек, игровое конструирование предметов из букв (домик –это буква П, крыша – это буква Л); уголок школьника, школьная атрибутика.
Созданное авторское методическое пособие «Энциклопедия в картинках по развитию речи» способствует развитию речи и закреплению в игре роли ученика и учителя.
Средства наглядного и словесного методов: плакаты, кроссворды, ребусы, соответствующие возрасту детей; картинки «Найди отличия», «Найди два одинаковых», «Вычеркни букву», «Что перепутал художник?».
Практический метод включает упражнения на развитие кисти руки; графические диктанты; моделирование (предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели); элементарные опыты, посадку семян в зимнем саду.
Созданное авторское методическое пособие «Логоритмик», целью которого является развитие логического мышления старших дошкольников, имеет достаточное количество упражнений и задач.
В содружестве с родителями, коллегами и социальными партнерами созданы проекты: «Во саду ли в огороде», «Птицы на нашей Земле», «Здравствуй, гостья-Зима!», «Поможем батюшке Енисею», «Подари открытку ветерану», «Георгиевская лента», «Поздравление ветеранов» (9 м-н), «Безопасная дорога», «Скоро в школу», «Спорт – наш друг!».
Таким образом, взаимосвязь технологий, методов и приемов обучения и воспитания позволяет сделать процесс перехода дошкольников с одной ступени образования на другую более щадящим, гарантирует их достижения и успешное обучение в школе.
Не теряют своего значения слова Василия Александровича Сухомлинского: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает сегодня делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» [2]. Для этого и необходимо тесное сотрудничество воспитателей, учителей в реализации технологий и методов воспитания и обучения.