Статья:

Эффективные методы работы по преемственности детского сада и школы

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Шерстобитова Л.А. Эффективные методы работы по преемственности детского сада и школы // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 24-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективные методы работы по преемственности детского сада и школы

Шерстобитова Людмила Анатольевна
воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №41 «Лесная сказка», РФ, г. Лесосибирск

 

EFFECTIVE METHODS OF SUCCESSION KINDERGARTEN AND SCHOOL

 

Lyudmila Sherstobitova

tutor of the highest qualification category, MBDOU "Kindergarten № 41" Forest Fairy Tale ", Russia, Lesosibirsk

 

Аннотация. В статье представлен опыт взаимодействия дошколь­ной образовательной организации и средней общеобразова­тельной школы. Главной целью является согласование технологий, методов и приемов для обеспечения благоприятной адаптации воспитанников. Такой подход к сотрудничеству гарантирует их успешное обучение в школе.

Abstract. The article presents the experience of interaction between preschool educational organization and secondary school. The main goal is to harmonize technologies, methods and techniques to ensure a favorable adaptation of pupils. Such an approach to cooperation ensures their successful schooling.

 

Ключевые слова: участники образовательного процесса; адапта­ция; преемственность; сотрудничество; методы; технологии.

Keywords: participants of educational process; adaptation; continuity; cooperation; methods; technologies.

 

«Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым

всему этому научиться»

Л.А. Венгер

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) – обозначены важные задачи преемственности детского сада и школы:

  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания обра­зования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе цен­ностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования пред­посылок учебной деятельности.

Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основанием преемствен­ности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования [3].

Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий и, в даль­нейшем, расширяющий методы и формы обучения и воспитания.

Для достижения положительного эффекта адаптации дошкольников участниками образовательного процесса необходимо:

Таблица.

Список необходимых действий для достижения положительного эффекта адаптации дошкольников участниками образовательного процесса

Учителям

Воспитателям

Старшим дошкольникам

Родителям

Познакомиться с основной образовательной программой ДОО, методами работы воспитателей подготовительной группы, целями и задачами обучения и воспитания.

Познакомиться с целями и задачами Программы школы, мето­дами ведения урока учителем.

Познакомиться со школой, классом, библиотекой, видеозалом, спортивным залом, спортивной площадкой, назначением школы.

Формировать у ребенка положительную самооценку, предоставлять разумную самостоятельность, выработать правиль­ный режим дня.

 

Для этого педагогами школы и детского сада обозначены направ­ления взаимодействия, выраженные

  • в согласовании целей и задач преемственности;
  • в отборе содержания образования, как в ДОУ, так и в начальной школе;
  • в расширении диапазона методов обучения, постоянном поиске новых форм работы.

Поставлены цели в работе воспитателя для формирования у детей предпосылок к учебной деятельности:

  • формирование у детей психологической готовности к учебной деятельности (мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, физической);
  • формирование желания учиться, умения учиться, принятие новой социальной роли – ученика;
  • формирование познавательных мотивов обучения, сознательного желания ребенка учиться, умения пользоваться инструментом познания;
  • развитие коммуникативных навыков, психических процессов: внимания, памяти, мышления;
  • воспитание здорового образа жизни, силы, выносливости.

Согласованы:

  • современные образовательные технологии, применяемые в работе детского сада и школы: технология критического мышления, технология деятельностного метода, здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской дея­тельности, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии;
  • методы обучения и воспитания: игровые; наглядные; словесные; практические; проблемно – поисковый метод, выполнение творческих работ; метод проекта; рефлексивные.

Примеры использования методов и средств их реализации в ДОУ.

Игровой метод или «Учение без принуждения». Средства реали­зации метода: дидактические игры; игры на развитие нестандартного, критического мышления: «Верные и неверные утверждения» («Верите ли вы, что…»), «Перемешанные события», «Логические цепочки», «Ассоциативный ряд», «Представьте себе, если бы,…, что тогда бы было?» и др.; подвижные и малоподвижные игры с правилами; конструирование букв и цифр из мелкой цепочки, палочек, игровое конструирование предметов из букв (домик –это буква П, крыша – это буква Л); уголок школьника, школьная атрибутика.

Созданное авторское методическое пособие «Энциклопедия в кар­тинках по развитию речи» способствует развитию речи и закреплению в игре роли ученика и учителя.

Средства наглядного и словесного методов: плакаты, кроссворды, ребусы, соответствующие возрасту детей; картинки «Найди отличия», «Найди два одинаковых», «Вычеркни букву», «Что перепутал художник?».

Практический метод включает упражнения на развитие кисти руки; графические диктанты; моделирование (предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели); элементарные опыты, посадку семян в зимнем саду.

Созданное авторское методическое пособие «Логоритмик», целью которого является развитие логического мышления старших дошколь­ников, имеет достаточное количество упражнений и задач.

В содружестве с родителями, коллегами и социальными парт­нерами созданы проекты: «Во саду ли в огороде», «Птицы на нашей Земле», «Здравствуй, гостья-Зима!», «Поможем батюшке Енисею», «Подари открытку ветерану», «Георгиевская лента», «Поздравление ветеранов» (9 м-н), «Безопасная дорога», «Скоро в школу», «Спорт – наш друг!».

Таким образом, взаимосвязь технологий, методов и приемов обу­чения и воспитания позволяет сделать процесс перехода дошкольников с одной ступени образования на другую более щадящим, гарантирует их достижения и успешное обучение в школе.

Не теряют своего значения слова Василия Александровича Сухомлинского: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает сегодня делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» [2]. Для этого и необходимо тесное сотрудни­чество воспитателей, учителей в реализации технологий и методов воспитания и обучения.

 

Список литературы:
1. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание, 1994 г. - 192 с.
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), 17.10.2013 г., № 1155.