Статья:

Предпосылки и перспективы исследования организационно-методических основ управления самообразованием педагога в учреждении образования

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Лаврентьева Н.Л. Предпосылки и перспективы исследования организационно-методических основ управления самообразованием педагога в учреждении образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 7-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Предпосылки и перспективы исследования организационно-методических основ управления самообразованием педагога в учреждении образования

Лаврентьева Наталья Леонидовна
аспирант, государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», Республика Беларусь, г. Минск

 

В условиях становления мировой когнитивной экономики одной из стратегических целей системы образования является создание благоприятных условий для реализации потребностей личности, её развития и творческой самореализации. Учреждению образования необходим педагог с высоким уровнем профессионализма, быстро адаптирующийся, адекватно реагирующий на стремительно происходя­щие перемены в образовательном пространстве, способный находиться в состоянии постоянного интеллектуального роста при одновременном решении задач личностного совершенствования учащегося.

К показателям профессионализма современного педагога относится самообразовательная компетентность, которая проявляется в стремлении к улучшению образовательного процесса путем индивидуального педагогического развития и реализации себя как активного творца действительности в сфере образования, основании собственной профес­сиональной деятельности на достижениях науки и лучших образцах педагогического опыта.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о наличии теоретико-методологической базы для эффективного формирования самообразовательной компетентности педагогов. Вместе с тем, при наличии потребности общества в орга­низации самообразовательной деятельности педагогов и закреплении ее результатов в образовательной практике, часто наблюдается стихийный и бессистемный характер самообразования педагогов. Таким образом, потенциал самостоятельного интеллектуального труда педагогических работников используется не в полной мере, что выдвигает проблему управления самообразованием педагогов в ряд приоритетных и требующих тщательного исследования.

При этом важно отметить, что значение научных исследований качественных процессов управления как в сфере образования вообще, так и непосредственно управления индивидуальной интеллектуальной деятельностью педагога не должно сводиться к получению информации об имеющейся насущной проблеме педагогической действительности лишь для её систематизации. По нашему мнению, необходимо применять полученные в ходе исследования теоретические сведения для разработки механизмов оптимизации практической деятельности педагогов и реализации соответствующих функций образовательного менеджмента на практике.

В свете приведенных аргументов имеются основания говорить о необходимости выявления адекватных организационно-методических условий, повышающих качество самообразования педагога, и разработки научно-методического оснащения механизма оптимизации управления самообразованием педагогических работников в современном учреж­дении образования.

Важно отметить, что здесь требуется проведение продуманной подготовительной работы, последующей реализации комплекса мер и соблюдения тех условий, которые позволят расширить возможности личностного роста педагога и повысить уровень его самообразо­вательной компетентности.

Поставленные перед системой образования цели и задачи в области повышения квалификации педагогических кадров, существующие здесь противоречия и предпосылки совершенствования определили направ­ление и тему диссертационного исследования: «Организационно-методические основы управления самообразованием педагога в учреж­дении образования». Научные исследования выполняются на кафедре современных методик и технологий образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (г. Минск, Республика Беларусь) под руководством доктора педагоги­ческих наук Г. И. Николаенко.

Целью исследования является разработка, теоретическое обосно­вание и экспериментальная апробация модели оптимизации управления самообразованием педагога в процессе методической деятельности в учреждении образования.

Нами исследуется система организации методической работы в учреждениях образования на предмет выявления оптимизационного механизма управления самообразованием педагога.

Научная гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность процесса управления самообразованием педагога обусловлена научно обоснованной системой соответствующих организационно-методических условий. Сюда входит мотивация педа­гога к самообразованию; учет профессионального уровня и индиви­дуальных особенностей в процессе организации самообразовательной деятельности; наличие чёткого механизма управления самообразованием.

Для достижения поставленной цели проводится работа по решению следующих задач:

1) организовано изучение в теории и практике состояния проблемы качества управления самообразованием педагогических работников;

2) разрабатывается для апробации и теоретически обосновывается модель оптимизации управления самообразованием педагога в процессе методической деятельности;

3) готовится научно-методическое обеспечение процесса управ­ления самообразованием педагога в учреждении образования.

Теоретико-методологической основой разрабатываемого механизма управления самообразованием педагога выступает гуманитарно-научный подход в менеджменте, который фокусируется на субъектности в спо­собах постижения познаваемой реальности, рассматривает социальную реальность как результат деятельности субъектов [2, с. 538].

Повышение эффективности управления самообразованием педагога в учреждении образования предполагается обеспечить конструированием и внедрением структурно-функциональной оптимизационной модели как целостности двух систем:

системы методической работы, учитывающей профессиональный уровень, возрастные и индивидуальные особенности каждого члена педагогического коллектива, направленной на тщательную отработку каждого этапа деятельности и погружение в благоприятную креативную здоровьесберегающую среду;

системы управления, предполагающей последовательность техно­логических этапов, использование системы методов и механизмов педагогического и рефлексивного управления и направленной на переход педагогов из позиции «объекта управления в организации самообразо­вания» в позицию «субъекта управления самообразованием».

Проведение данной работы предполагает использование методики активного исследования (Action research) в управлении качеством самообразовательного процесса у педагогов учреждений образования в процессе индивидуальной и коллективной методической деятельности.

Опираясь на теоретические воззрения американского психолога Курта Левина, основоположника методики активного исследования, Л.И. Нестерова описательно определяет активное исследование как «процесс получения нового знания об участниках некоторой групповой системы и последующее предоставление этим участникам обратной связи о выявленных результатах в качестве специфической процедуры помогающего вмешательства в текущую деятельность данной группы с целью осуществления коррекционной или развивающей деятельности» [1, с. 24]. Мы будем придерживаться данного определения.

Использование активного исследования, согласно мнению Л.И. Нестеровой, имеет следующие положительные особенности:

  • наличие обратной связи с участниками эксперимента для осуществления развивающей и коррекционной работы;
  • максимальная активность участников на фоне обозреваемой возможности достижения собственных целей;
  • исполнение участниками роли субъектов исследования;
  • инвестирование в исследование приращенных в ходе работы знаний и квалификации;
  • проведение исследования в естественных условиях для решения реальных проблем [1, с. 26].

Необходимость исследования организационно-методических основ управления самообразованием педагога в учреждении образования обусловлена актуальностью проблемы совершенствования методической работы и развития личности. Оптимизация управления самообразованием педагогических работников в учреждениях образования создает уникаль­ные предпосылки для выполнения социального заказа на формирование творческой, направленной на саморазвитие, личности.

Результаты исследования в последующем могут быть использованы в области теории и практики организации методической работы в учреждениях образования, направленной на совершенствование процесса управления самообразовательной деятельностью, повышение уровня самообразовательной компетентности педагогических кадров.

 

Список литературы:
1. Нестерова Л. И. Методика активного исследования в управлении качеством образовательного процесса // Адукацыя i выхаванне. – 2013. – № 11. – С. 24–28.
2. Философия социальных и гуманитарных наук: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006. – 912 с.