Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Еремина О.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(86). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Еремина Ольга Ивановна
учитель английского языка, МБОУ «СОШ №60 им.героев Курской битвы», РФ, г. Курск

 

USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES TO DEVELOP READING LITERACY IN ENGLISH LESSONS

 

Olga Eremina

English teacher, "Secondary school No. 60 named after the heroes of the Battle of Kursk", Russia, Kursk

 

Аннотация. ФГОС рассматривает читательскую грамотность как важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника является новым текстом для обучающихся и задача учителя - построение заданий и вопросов разного уровня сложности, которые формируют умение не только находить в тексте необходимую информацию, но и интерпретировать ее, формулировать выводы, а главное, применять полученную информацию в новых ситуациях, которые не связаны с учебной деятельностью.

Abstract. The Federal State Educational Standard considers reading literacy as the most important meta-subject learning outcome. Each paragraph of the textbook is a new text for students and the teacher’s task is to construct tasks and questions of different levels of complexity, which form the ability not only to find the necessary information in the text, but also to interpret it, formulate conclusions, and most importantly, apply the information received in new situations that not related to educational activities.

 

Ключевые слова: читательская грамотность, ФГОС, компетенции, учитель.

Keywords: reading literacy, Federal State Educational Standard, competencies, teacher.

 

Актуальность данной темы связана с возросшим запросом к профессиональному становлению молодых педагогов. Такие специалисты часто испытывают затруднения в начале своей профессиональной деятельности. На конференциях, семинарах и форумах ведутся обсуждения профессионального роста и затруднений, с которыми сталкиваются молодые специалисты или опытные педагоги, у которых не хватает необходимых IT – компетенций. Система управления педагогическим процессом, которая направлена на формирование уровня профессионализма педагогических кадров, является одним из наиболее значимых условий успешности достижения качества образования и приведения его к современным стандартам [1,2]. Этот вопрос требует тщательного рассмотрения. ФГОС рассматривает читательскую грамотность как важнейший метапредметный результат обучения. Прежде всего, это ежедневная профессиональная работа педагога. Ведь каждый параграф учебника является новым текстом для обучающихся и задача учителя – построение заданий и вопросов разного уровня сложности, которые формируют умение не только находить в тексте необходимую информацию, но и интерпретировать ее, формулировать выводы, а главное, применять полученную информацию в новых ситуациях, которые не связаны с учебной деятельностью.

В данной статье рассматривается методика формирования читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка, а также что же все-таки необходимо предпринять педагогу в своей деятельности для того, чтобы изменить отношение обучающихся к чтению и всему образовательному процессу в целом. Необходимо отметить, что у современного поколения детей тенденция получения информации связана скорее с использованием гаджетов и компьютеров, нежели с чтением книг и работой со словарями и другой справочной литературой. Поэтому вопрос читательской грамотности сейчас стоит очень остро. В данной статье будет представлено использование гаджетов с пользой для обучения.

Таким образом, учебный процесс – не просто отдельные уроки с набором заданий, а системный, логично выстроенный процесс, который должен быть «вшит» в образовательную программу как неотъемлемая его составляющая.

Для реализации практики в образовательной организации необходим ряд условий. Прежде всего, освоение алгоритмов работы с интернет – ресурсами, цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).

Необходимо отметить, что проблема читательской грамотности не ограничивается одним предметом. Работа всех учителей является необходимым условием для решения этой задачи, так как это связано с развитием коммуникативных компетенций. Важен системный характер образовательной деятельности, поэтому обучающимся следует объяснить, какого результата они достигнут при овладении читательской грамотностью.

Можно рассматривать читательскую грамотность по уровню сформированности трех групп:

  1. Поиск информации, понимание общего смысла текста;
  2. Понимание или интерпретация текста
  3. Оценка содержания и формы текста (рефлексия)

Существуют разные стратегии, техники и алгоритмы работы с текстом.

Вашему вниманию будет представлена методики работы с текстом, которую используются на уроках английского языка для формирования читательской грамотности у обучающихся. Сметанникова Н.Н. рассматривает стратегии работы с текстом как «закономерность в принятии решений в ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала, набор действий, которые использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности. В случае успеха учащийся запоминает способ, переносит его в другие ситуации, делает универсальным» [3]. Выделяют предтекстовую, текстовую, послетекстовую стратегии. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

В предтекстовой стратегии можно выделить несколько методов и приемов работы с текстом: «Отгадай по иллюстрации», «Ассоциации и предположения», «Читай и угадывай!». Необходимо отметить достоинства приемов запоминания слов с помощью цифровых технологий:

- во-первых, использование приемов обеспечивает достижение хорошего результата в запоминании слов при регулярных занятиях;

- во-вторых, можно заниматься таким образом в самых разных областях знаний, не ограничиваясь только иностранным языком;

- в-третьих, программы доступны для разных операционных систем, на разных электронных устройствах, например, на мобильном телефоне.

Использование интернета, электронных устройств делает применение приемов мнемотехники в таком формате привлекательным. «Words cloud»- это бесплатный он-лайн сервис, который представляет собой изображение, составленное на основе текста (https://wordscloud.pythonanywhere.com/). Здесь вас может ограничить только ваша фантазия. Этот сервис предлагает использовать предложенные трафареты для оформления разных цветов и форм. От учителя только требуется загрузить в него необходимый текст, слова или словосочетания (рис.1)

Простой и понятный интерфейс этого сервиса позволяет создавать интересные задания и достигать поставленной цели за короткое время, а именно у обучающихся развивается догадка, о чем же может быть текст, каков его смысл, осуществляется работа с новыми словами. Использование этого сервиса доказывает свою эффективность и результативность, поэтому рекомендуется применять этот метод для формирования основ читательской грамотности на уроках английского языка.

 

Рисунок 1. Скриншот задания с сервиса Words cloud

 

К текстовому этапу относятся «Чтение по диагонали», «Кто читает?», «Бинго» и другие методы работы с текстом для формирования читательской грамотности. На этом этапе работы с текстом решается конкретная коммуникативная задача. Здесь в помощь опять приходят информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы. Например, бесплатный он-лайн сервис Learningapps (https://learningapps.org/), который позволяет создавать интерактивные упражнения для проверки знаний (Рис.2).

 

Рисунок 2. Скриншот задания с сервиса Learningapps

 

К послетекстовым стратегиям относятся такие методы, как «Измени сюжет!», «Дефиниция» (подбор синонимов), «Зашифруй текст», «Изменение типа текста» и другие. Например, он – лайн сервис Wordwall.net (https://wordwall.net/). Этот сайт помогает создавать свои интерактивные задания на любом этапе работы с текстом как интерактивных, так и печатных материалов. Этот сайт имеет русскоязычную версию, что позволяет учителям разных предметов использовать это сайт на своих уроках. На этапе post – reading пользуется популярностью среди обучающихся такой метод как «Телеграмма», где учащиеся вставляют ключевые слова в пропуски таким образом, чтобы получился логично – выстроенный текст (рис.3)

 

Рисунок 3. Скриншот задания с сервиса Wordwall.net

 

Таким образом, для формирования читательской грамотности у детей на уроках английского языка важен систематический подход в обучении на всех ступенях обучения. Для повышения качества образования необходимо создать систему работы, направленную на развитие читательских умений, которые в свою очередь могут быть продемонстрированы обучающимися на различных уровнях ВОШ, государственной итоговой аттестации. Задача педагога быть максимально заинтересованным в своей профессиональной деятельности, ставить цель и идти к ней, ведя за собой учеников. Ведь только совместными усилиями можно сформировать необходимые компетенции у обучающихся.

 

Список литературы:
1. Инновационная педагогика: учеб. пособие / ГУО "Минский городской институт развития образования", [Проект] INOVEST (Восточное партнерство в педагогических инновациях в инклюзивном образовании), Программа непрерывного образования в области педагогических инноваций в инклюзивном образовании. – Минск: МГИРО, 2014. – 201 с.
2. Кезина Л.П., Кондаков А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2011.
3. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.
4. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://wordscloud.pythonanywhere.com/ (дата обращения:  10.06.2024).
5. Электронный ресурс. – Режим доступа:: https://learningapps.org/ (дата обращения:  10.06.2024).
6. Электронный ресурс. – Режим доступа:: https://wordwall.net/ (дата обращения:  10.06.2024).