Статья:

Особенности развития психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Шацких О.А. Особенности развития психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(24). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 5-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи

Шацких Ольга Александровна
учитель-логопед, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №1 «Рябинка», Российская Федерация, г. Пущино

 

FEATURES OF DEVELOPMENT OF MENTAL FUNCTIONS AND THE EMOTIONAL AND STRONG-WILLED SPHERE AT CHILDREN WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH

 

Olga Shatskikh

teacher-logopedist, municipal budgetary preschool educational institution Center of a Child Development kindergarten No. 1 Ryabinka, Russian Federation, Pushchino

 

Аннотация. Человек (особенно ребенок) переживает то, что с ним происходит и им совершается. Характер и сила этого переживания составляет эмоционально-волевую сферу человека. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению, способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными процессами, особенно если это касается детей с общим недоразвитием речи. Цель исследования - выявить особенности формирования эмоционального и личностного развития дошкольников с учетом роли семьи в данном процессе. Полученные результаты предлагается использовать при проведении диагностики особенностей эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста и оптимизации основных направлений коррекционной работы по формированию эмоций, воли и личности у детей дошкольного возраста.

Abstract. The person (especially the child) endures what happens to him and is made by him. The character and force of this experience is the emotional and strong-willed sphere of the person. Negative emotions interfere with normal communication, contribute to the development of diseases, influencing a brain, and those in turn nervous system. Emotions are connected with informative processes, especially if it concerns children with the general underdevelopment of the speech. A research objective – to reveal features of formation of emotional and personal development of preschool children taking into account a role of family in this process. The received results are offered to be used when performing diagnostics of features of emotional and strong-willed development of children of preschool age and optimization of the main directions of correctional work on formation of emotions, will and the personality at children of preschool age.

 

Ключевые слова: образовательный процесс; дошкольное образование; коррекционная работа; эмоционально-волевое развитие; диагностика; логопедическая группа; общее недоразвитие речи.

Keywords: educational process; preschool education; correctional work; emotional and strong-willed development; diagnostics; logopedic group; general underdevelopment of the speech.

 

На сегодняшний день все более актуальным становится вопрос эмоционально-волевого развития ребенка. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы должны рассматриваться как наиболее важные в приоритетной задаче воспитания. В современной жизни «обесчувствованию» способствует технологизация: Дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, уходя в виртуальную реальность электронных гаджетов и сильно снижая эмоциональную, чувственную и отзывчивую сферы к другим. Эмоционально-волевую сферу необходимо развивать и корректировать, иначе никакое общение, взаимодействие не будут эффективными, если дети способны: управлять собственными эмоциями, «читать» эмоциональное состояние другого, проявлять волевые качества в нестандартных ситуациях.

У дошкольников с ОНР существуют особенности неврологического, психофизиологического, эмоционально-личностного развития, которые педагоги и специалисты должны учитывать: при организации и осуществлении воспитательного и образовательного процесса, коррекционно-логопедической работе [1]. Выявленные особенности эмоционально-волевых проявлений у детей с ОНР приведены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Особенности эмоционально-волевых проявлений у детей с ОНР

 

Несформированность средств общения может быть главной при­чиной неблагоприятных отношений в группе сверстников, что приводит к формированию и закреплению у детей отрицательного эмоционального багажа. Нарушения коммуникативной функции таких детей выражаются: в снижении потребности общения; в несформированности способов коммуникации; в особенностях поведения (незаинтересованность в кон­такте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм) [7].

Задачи, решаемые при организации работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР, приведены на рисунке 2, а используемые для их решения основные методы кор­рекции эмоционально-волевой сферы - на рисунке 3.

 

Рисунок 2. Задачи по организации коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР

 

Рисунок 3. Основные методы коррекции эмоционально-волевой сферы

 

Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Распознавание и передача эмоций – это достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Исследования детей старшего дошкольного возраста показали, что в целом ребенок способен правильно воспринимать эмоциональное состояние человека: достаточно легко отличает радость, восхищение, веселье и затрудняется в распознавании грусти, испуга, удивления. При этом дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам [3].

Во взаимоотношениях со взрослыми (сначала близкими) и детьми ребенок остро чувствует ласку, несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. Сказки он воспринимает как реально происходящие события. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: сердится на дождь или мороз, из-за которых его не пускают гулять он жалеет сломанный цветок [2].

На протяжении дошкольного детства происходит «воспитание чувств» ребенка, придавая его поведению особую окраску и вырази­тельность: искренность, отзывчивость и непосредственность. Ребенок познает мир наглядно, конкретно, прежде всего в образах. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо «плотнее», чем наше. Отвлеченные словесные рассуждения взрослых ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Если те же знания выразить наглядно, ребенок усвоит их легко. В играх дошкольников предметы претерпевают удивительные превращения, сам ребенок мгновенно превращается в «капитана», «космонавта», «доктора». Чувства малыша вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту – слезы: управлять своими пере­живаниями ребенок пока еще

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т. д., которые ребенок остро переживает. Чувства, возникающие у ребенка, по отношению к другим людям, переносятся им и на персонажей художественных произведений - сказок, рассказов. Он идентифи­ци­руется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду, но может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Хотя чаще дети возмущаются поступками отрицательных персонажей.

Наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка является эмоциональное благополучие, которое обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы «мать - дитя».

Особое место среди детских чувств занимает бурное пережива­ние страха. Зарождение страха происходит чаще всего вследствие непра­виль­ного воспитания и неразумного поведения взрослых, когда взрослые приходят в отчаяние по малейшему поводу, считая, что ребенку постоянно грозит опасность. Это приводит ребенка в состояние напряжения, тревоги и страха.

От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит, у него развивается способность к сопереживанию.

Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве - увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок начинает знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Развитие «разумности» чувств охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка: ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств; усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса. Все его эмоциональные проявления становятся четким отражением поступков, которые в свою очередь имеют четкую выраженную мотивацию.

Можно выделить несколько видов мотивов, оказывающие наибольшее влияние на эмоциональную окраску поведения детей дошкольного возраста (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Мотивы влияния на эмоциональную окраску поведения детей

 

Влияние эмоциональной коммуникативности дошкольников на формирование их эмоционально-волевой сферы показано на рисунке 5.

Таким образом, мы выяснили, что важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением в семье и общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возни­кающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками [5].

Эмоциональное развитие ребенка пяти-шестилетнего возраста, способствует развитию способности и умения человека неравнодушно смотреть на мир, способности радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что может быть названо коротким словом «счастье».

 

Рисунок 5. Влияние коммуникативности дошкольников на формирование их эмоционально-волевой сферы

 

Необходимо в свете вышеизложенного более подробно рассмотрим особенности эмоционального развития детей с ОНР [6]. До XXI века в логопедии и в специальной психологии изучались в основном речевая и познавательная деятельность детей с речевой патологией. Личностные и эмоциональные аспекты оставались практически не изученными. С переходом к концепции личностно ориентированного и индивидуали­зированного обучения возникла необходимость в разработке личностных аспектов проблем детей с ОНР.

Анализ исследований в этой сфере (Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, Г.В. Грибанова, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, А.Е. Личко, О.А. Слинько, Г.В. Чиркина, Л.Г. Соловьева, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова, Е.Н. Васильева, Г.Н. Ефремова, Е.Е. Дмитриева, Е.Н. Васильева, А.И. Захаров, В.П. Добридень и др.) позволил выделить ряд общих закономерностей нарушенного развития эмоционально-волевой сферы ребенка с ОНР, приведенных на рисунке 6.

 

Рисунок 6. Общие закономерности нарушенного развития эмоционально-волевой сферы ребенка с ОНР

 

Без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.

Итак, анализ научных исследований показал, что исследований в области изучения эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей с ОНР проводилось недостаточно. А ведь нарушения речевого развития влекут за собой нарушения общения. Причем с полным основанием можно говорить о нарушении всех трех сторон процесса общения, выделяемых психологами:

  • коммуникативной, так как обмен информацией нарушается и за счет трудностей в передаче ребенком и восприятия собеседником сооб­щения, и по причине особенностей программирования высказывания;
  • интерактивной, так как страдает построение общей стратегии взаимодействия;
  • перцептивной стороны общения, так как ребенок «задер­живается» на более ранних формах общения и не может полноценно воспринять собеседника, составить о нем представление.

Выявленные особенности формирования эмоционального и лич­ностного развития дошкольников с ОНР позволят подобрать и проана­лизировать комплекс коррекционных методик и повысить роль семьи по коррекции эмоционально-волевой сферы данной категории детей [4, 7].

 

Список литературы:
1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. Формирование коммуни-кации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.
2. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.
3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». Москва: Просвещение, 1991. – 160 с. 
4. Минаева В.М. Развитие эмоций у дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 1999. – 48 с.
5. Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Просвещение, 2012. - 317 с: ил.
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития. 1996. - 208 с.