ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика

XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аннотация. Лексическая работа является важным средством формирования коммуникативных УУД, так как она направлена на развитие всех сторон речи и способствует формированию компетентного и уверенного в себе коммуникатора. В статье раскрывается теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности использования лексической работы на уроках русского языка для формирования коммуникативных УУД.
Ключевые слова: лексика, лексическая работа, коммуникация, коммуникативные универсальные учебные действия.
В современном обществе эффективная коммуникация является одним из ключевых навыков, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности. Формирование коммуникативных УУД в начальной школе закладывает фундамент для дальнейшего развития коммуникативных способностей.
Лексика является основой любой коммуникации. Богатый и разнообразный словарный запас, умение правильно использовать слова в речи – необходимые условия для ясного, точного и эффективного выражения мыслей.
Лексическая работа тесно связана с другими УУД, в частности, с познавательными (умение анализировать, сравнивать, обобщать), регулятивными (умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность) и личностными (развитие критического мышления, самооценки).
У некоторых обучающихся младшего школьного возраста наблюдается недостаточная сформированность коммуникативных навыков, что может приводить к трудностям в обучении и взаимодействии с окружающими. Целенаправленная лексическая работа помогает решить эту проблему.
В настоящее время имеется достаточное методическое обеспечение, позволяющее эффективно организовать лексическую работу на уроках русского языка. Существует много различных методик, упражнений и игр, направленных на развитие коммуникативных УУД.
Изучение лексической работы как средства формирования коммуникативных УУД в начальной школе является актуальной задачей, позволяющей подготовить обучающихся младшего школьного возраста к успешной жизни в современном обществе. Это способствует развитию их речи, мышления, коммуникативных навыков и формированию ключевых компетенций.
Теоретические аспекты изучения темы исследования отражены в трудах А. Ф. Ануфриева, Г. В. Бурменской, И. В. Дубровиной, В. С. Казанской, Е. В. Коротаевой, А. Н. Корневой, С. Н. Костроминой, Г. Ф. Кумариной, Р. В. Овчаровой, И. Н. Садовниковой, А. Г. Самохваловой, А. В. Ястребовой и др., которые исследовали затруднения коммуникативного характера в начальной школе.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования лексической работы на уроках русского языка для формирования коммуникативных УУД.
Лексическая работа является важным средством формирования коммуникативных УУД, так как она направлена на развитие всех сторон речи и способствует формированию компетентного и уверенного в себе коммуникатора. Важно помнить, что ее эффективность зависит от использования разнообразных методов и приемов, учета возрастных особенностей детей и их индивидуальных потребностей [1, с.15].
Важным аспектом коммуникативного развития становится освоение норм коллективного взаимодействия, предполагающего успешную интеграцию в групповую деятельность, принятие установленных правил и проявление уважения к мнению участников образовательного процесса. Особое значение приобретает формирование конфликтологической компетентности, выражающейся в способности к конструктивному разрешению спорных ситуаций через поиск компромиссных решений и выработку взаимоприемлемых договоренностей. Совокупность данных компетенций создает основу для становления коммуникативной культуры младших школьников как условия их успешной социализации и дальнейшего личностного развития.
Коммуникативные УУД и уровень их сформированности можно оценить по следующим видам деятельности обучающихся на уроке:
- участие в групповых проектах, подготовка презентаций;
- ведение дискуссий и обсуждений на уроках;
- выполнение совместных заданий, взаимопроверка работ;
- выступления перед классом;
- умение слушать и отвечать на вопросы во время устного опроса;
работа в парах, обмен информацией
В начальной школе лексическая работа должна быть игровой, занимательной и не перегружать детей. Используются различные методы и приемы: игры, упражнения, задания на составление предложений и рассказов, работа с иллюстрациями, картинками. Главное – создать интересную и познавательную атмосферу, чтобы дети с удовольствием расширяли свой словарный запас [3, с. 42].
Лексические игры — один из способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка в начальной школе. Они помогают детям быстро запомнить новую лексику, тренируют употреблять разные части речи [2, с. 13].
Лексическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий проводилась в 4 классе. На начальном уровне была проведена диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников.
По итогами констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что обучающиеся 4 класса имеют довольно низкие показатели уровня развития коммуникативных способностей. В классе 2 обучающихся, которые неохотно общаются со сверстниками и учителями, им сложно выражать свои мысли, работать сотрудничая. Большое количество обучающихся и со средним уровнем коммуникативных способностей (62 %). При этом у них довольно скудный словарный запас, однотипное синтаксическое строение предложений, большинство из них простые. Высоким уровнем развития коммуникативных навыков владеет только 12 % от общего количества. Это очень мало для четвертого класса, когда обучающиеся уже должны уметь формулировать свои мысли, взаимодействовать с окружающими их людьми, аргументировать свою точку зрения, поэтому в 4 классе необходимо систематически использовать различные методы и приемы формирования коммуникативных способностей на уроках и во внеурочное время.
Целью формирующего эксперимента было разработать и апробировать цикл занятий по повышению уровня сформированности коммуникативных УДД у обучающихся 4 классов. Для этого нами был разработан цикл уроков с использованием лексических игр на уроках русского языка.
На уроках нами использовались различные упражнения. Например, для работы над значением новых слов мы включали в урок следующие игры:
Игра 1. «Объясни слово» – учитель называет слово (например, «щедрый»), а ученики по очереди объясняют его значение, приводя примеры. Это развивает навыки толкования и использования слов в контексте. Можно использовать как фронтальную, так и индивидуальную работу.
Игра 2. «Подбери синонимы/антонимы». Учитель предлагает слово, а ученики подбирают к нему синонимы (слова со сходным значением) или антонимы (слова с противоположным значением). Например, для слова «веселый» – синонимы: радостный, жизнерадостный; антонимы: грустный, печальный. Это упражнение развивает словарный запас и умение дифференцировать лексическое значение.
Игра 3. «Составь предложение». Учитель дает слово или словосочетание, а ученики составляют с ним предложение, используя его в нужном контексте. Например, слово «неуклюжий»: «Неуклюжий медвежонок упал в ручей». Развивает навыки связной речи и употребления слов в контексте.
Таким образом, работа строилась нами систематически на каждом уроке. Для проведения уроков по русскому языку нами подбирались различные упражнения для организации лексической работы коммуникативной направленности, использовались наиболее эффективные методы, например, игровые технологии. Наиболее часто нами использовалась работа в группах или парах, которая постепенно стала вызывать у обучающихся больше положительных эмоций, чем отрицательных. Многие обучающиеся стали понимать, что работа, организованная таким образом, помогает им достичь более высоких результатов.
Завершающим этапом экспериментальный работы было проведение контрольного эксперимента. Его цель заключалась в определении динамики уровня сформированности коммуникативных УУД обучающихся 4 класса после проведения формирующего эксперимента.
По итогам контрольного эксперимента мы можем сделать вывод, что систематическая работа, направленная на повышение уровня развития коммуникативных способностей у обучающихся 4 классе в динамике дала высокие результаты. По трем методикам была отражена положительная динамика. Уровень развития коммуникативных способностей повысился у всех обучающихся. Это было установлено также в процессе наблюдения во время уроков. Отношение обучающихся к совместной деятельности с одноклассниками значительно изменилось.
Таким образом, специфика построения лексической работы на уроках русского языка в начальной школе заключается в создании оптимальных условий для естественного и запоминающегося освоения новой лексики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.


