Статья:

Особенности поведения умственно отсталых лиц в подростковом возрасте

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Максакова С.И. Особенности поведения умственно отсталых лиц в подростковом возрасте // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 51-55.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности поведения умственно отсталых лиц в подростковом возрасте

Максакова Светлана Игоревна
магистрант Московского городского педагогического университета, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям поведения у лиц с интеллектуальными нарушениями в соответствии со структурой дефекта и спецификой толерантности у данных лиц к сверстникам с ОВЗ.

 

Ключевые слова: толерантность, подростки с интеллектуальными нарушениями.

 

Глобальная социокультурная мировая ситуация указывает людям, что мир не един, а многообразен. В связи с этим возникает определенная угроза ввиду различных социальных субъектов, культур и мира в целом. Поэтому в данный период актуально изучение формирования толерантности у подростков с интеллектуальными нарушениями.

Осмысление путей формирования толерантности происходит значительно раньше. Еще русские философы Н.А. Бердяев, В. Соловьев [6, 20 ] воспринимали толерантность как «… доброту, склад души, равноценность всех людей».

В социальной ситуации сформировавшейся личности в основе стереотипа поведения должна быть готовность принять людей, имеющих дефекты в психофизиологическом развитии, оказать им помощь, возможность участвовать на равных, не ущемляя их достоинство.

В связи с этим актуально назревает вопрос о формировании коммуникативной толерантности.

В.В. Бойко так определил сущность данного феномена: «… характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприемлемых и приятных психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию».

Е.А. Калач (2006) подчеркивал, что коммуникативная толерантность –постоянная психологическая характеристика человека, стабильно проявляющаяся.

Именно в подростковом возрасте, писал Л.С. Выготский, ребенок может самоосознавать, появляется способность к рефлексии.

Д.Б. Эльконин писал об изменении направленности общих интересов – происходит переключение с окружающего мира «внутрь себя». Л.С. Выготский выделял три точки созревания в подростковом возрасте: «органическая, половая, социальная». У подростков в современное время все точки развития расходятся. Сначала происходит половое созревание, затем органическое, позднее – социальное. Именно такое «расхождение обусловливает возникновение кризиса» в подростковом возрасте. Л.С. Выготский, П.П. Блонский рассматривали подростковый период «как явление исторической эволюции».

Гормональная перестройка также влияет на поведение в подростковом возрасте. Гормоны стремительно выбрасываются в кровь, что приводит к проявлению у детей «эмоциональной взрывчатости», снижению работоспособности, грубости, ранимости.

На втором этапе (после 14 лет) гормоны усиливают работу центральной нервной системы, повышаются умственные и физические способности организма.

Раннее Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок (1994) умственную отсталость рассматривали как «поведенческий синдром». Балинский И.М. (1958), Кречмер У. (1972) считали, что интеллектуальные нарушения ведут к нарушению поведения, контроля, регуляции.

Сухарева Г.Е. (1965), Лебединская К.С. (1981) писали, что у детей с нарушениями в подкорковой структуре мозга, которые в подростковом возрасте проявляются нарушениями в вегетативной системе, наблюдаются отклонения в поведении.

Поведение таких детей зависит от обстоятельств, в которых они находятся, во многом определяется социальными правилами, средой.

Нормальный ребенок «врастает в культуру естественным образом. Естественные и культурные планы конвергируют, т. е. совпадают». У ребенка с интеллектуальными нарушениями мы этого наблюдать не можем.

Еще Л.С. Выготский писал: «Итак, отсталость далеко не всегда тот факт, обусловленный длинным рядом наследственных изменений, а является результатом несчастного детства. Факт, что социальная личность отсталого ребенка ущербна и не развита. Нигде социальный характер дефективности не обнаруживается с такой очевидностью, как именно здесь. Отсталый ребенок сам собой выпадает из среды сверстников» [c.82 т.5]

В подростковом возрасте у детей все эти особенности становятся ярче, т. е. требуют своевременной коррекции. Эти дети глухи эмоционально и не обладают эмпатией, способностью сочувствовать другим людям.

Поведенческие нарушения у детей с умственной отсталостью выражены достаточно ярко: эмоции у них неадекватны: бурно радуются, не могут сдержать гнев, решения принимают по типу «короткого замыкания», мотивы слабые. Все эти проявления свидетельствуют, что поведение такого ребенка зависит от обстоятельств, в которых он находится.

Профессор С.С. Моложавый так определяет поведение детей с умственной отсталостью: «… проявляет грубость, небрежность, эгоизм, направленность всех интересов на удовлетворение элементарных потребностей, неинтеллигентностью, мало живости, повышенной чувствительности…» (т.1, С.14).

Но, поместив их в другую среду, мы видим, что ребенок перерождается. Он становится уступчивым, доброжелательным и живым…»

Отсюда можно сделать вывод, что поведенческих отклонений у детей с интеллектуальными нарушениями можно избежать или же ликвидировать их с помощью педагогического воздействия.

Л.С. Выготский так писал о роли коллектива в формировании личности: «Коллектив сверстников оказывает большое влияние на формирование моральной сферы, нравственных переживаний и понятий у учащихся вспомогательной школы. Попадая в новый коллектив с уже сложившейся групповой моралью, индивид соотносит ее со своими взглядами, убеждениями, ценностями. Если направленность личности соответствует нового для нее коллектива, то неизбежные противоречия, связанные с различием знаний, навыков и привычек, сравнительно быстро преодолеваются и получаемая новая социально-психологическая информация воспринимается как положительная и интериоризуется. Но если нормы групповой морали не соответствуют компонентам социально-психологической структуры личности, то создается чувство неуверенности, состояние «психического дискомфорта».

Опираясь на исследования, ученый также писал, что каждая психическая функция появляется дважды: сначала – как «функция коллективного поведения», затем – «как средство личного приспособления», т. е. «интрапсихическая».

С развитием цивилизации общественное сознание меняется кардинально в отношении к людям с психофизическими недостатками.

Изучив работы Р. Кощчелака, И. Косеевска, С. Ковалика, что отношение в обществе к этим людям зависит от индивидуальных характеристик, особенностей нарушения, степени и тяжести нозоологии.

Нильс Эрик Банк-Миккельсона, В. Вольфесбергер свою концепцию «принцип нормализации» основали на провозглашении интеграции детей с нарушениями в развитии в условиях обучения с детьми, имеющими отклонения в развитии.

В.В. Коркунов писал, что дети с дефектом получают больше стимулов, обучаясь с нормально развивающимися сверстниками.

Пугачев Е. в своих трудах проанализировал принцип инклюзивного образования. Он писал: «Все люди нуждаются друг в друге. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным…»

Зак Г.Г., Зак Д.Я. в своих трудах подчеркивали влияние совместного обучения на формирование толерантности у детей. «Система инклюзивного обучения направлена на создание безбарьерного пространства в обучении и профессиональной подготовке инвалидов. При этом обычные дети учатся толерантности и ответственности, обучаясь в одном классе со сверстниками, имеющими ограниченные возможности».

 

Список литературы: 
1. Асмолов А.Г. Слово о толерантности / А.Г. Асмолов // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001. – № 1. – С. 2-9. 
2. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. – 2-е изд. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – С. 77-78.
3. Бойков В.В. Коммуникативная толерантность: Методическое пособие. – СПб.: СПбМАПО, 1998. – 24 с. 
4. Бондырева С.К. Толерантность: введение в проблему: Учебно-методическое пособие для вузов. – 2-е изд., стер. / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. –  М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2011. – 240 с.
5. Защиринская О.В. Внутрисемейная коммуникация умственно отсталого ребенка / О.В. Защиринская // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 3. –  С. 124-132.
6. Канке В.А. Философия: Учебное пособие / В.А. Канке. – М.: Логос, 2001. – 272 с.
7. Костеляк Р. Психосоциальное функционирование умственно отсталых лиц / Р. Костеляк. – Варшава: WSiP, 1996. – С. 10-12
8. Кулаков В.С. Органические психопатии в период пубертатного криза и их отграничение от непатологических девиаций личности / В.С. Кулаков. – М.,1997. – С. 5-7
9. Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие. – 8-е изд., испр. и доп. / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – М.: Академический проект, 2018. – 303 с. 
10. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия / Б.В. Петровский. – М.: Изд-во: Советская энциклопедия, 1979. – 734 с. 
11. Платонов К.К. Краткий словарь понятий. – 2-е изд. / К.К. Платонов. – М.: Наука, 2000. – 318 с. 
12. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. – М.,1980. – С. 1348.
13. Словарь иностранных слов и выражений. – М.: Мысль, 1998. – 605 с.
14. Философский словарь. – М.: Политиздат, 1986. – С. 526.
15. Хомяков М.Б. Толерантность – парадоксальная ценность // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. 6. – № 4. – С. 98-111.
16. Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию толерантность // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2012. – № 2 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_2_2928.pdf  (дата обращения: 28.10.2019).
17. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и доп. /Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.