Особенности поведения умственно отсталых лиц в подростковом возрасте
Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Особенности поведения умственно отсталых лиц в подростковом возрасте
Аннотация. Статья посвящена особенностям поведения у лиц с интеллектуальными нарушениями в соответствии со структурой дефекта и спецификой толерантности у данных лиц к сверстникам с ОВЗ.
Ключевые слова: толерантность, подростки с интеллектуальными нарушениями.
Глобальная социокультурная мировая ситуация указывает людям, что мир не един, а многообразен. В связи с этим возникает определенная угроза ввиду различных социальных субъектов, культур и мира в целом. Поэтому в данный период актуально изучение формирования толерантности у подростков с интеллектуальными нарушениями.
Осмысление путей формирования толерантности происходит значительно раньше. Еще русские философы Н.А. Бердяев, В. Соловьев [6, 20 ] воспринимали толерантность как «… доброту, склад души, равноценность всех людей».
В социальной ситуации сформировавшейся личности в основе стереотипа поведения должна быть готовность принять людей, имеющих дефекты в психофизиологическом развитии, оказать им помощь, возможность участвовать на равных, не ущемляя их достоинство.
В связи с этим актуально назревает вопрос о формировании коммуникативной толерантности.
В.В. Бойко так определил сущность данного феномена: «… характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприемлемых и приятных психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию».
Е.А. Калач (2006) подчеркивал, что коммуникативная толерантность –постоянная психологическая характеристика человека, стабильно проявляющаяся.
Именно в подростковом возрасте, писал Л.С. Выготский, ребенок может самоосознавать, появляется способность к рефлексии.
Д.Б. Эльконин писал об изменении направленности общих интересов – происходит переключение с окружающего мира «внутрь себя». Л.С. Выготский выделял три точки созревания в подростковом возрасте: «органическая, половая, социальная». У подростков в современное время все точки развития расходятся. Сначала происходит половое созревание, затем органическое, позднее – социальное. Именно такое «расхождение обусловливает возникновение кризиса» в подростковом возрасте. Л.С. Выготский, П.П. Блонский рассматривали подростковый период «как явление исторической эволюции».
Гормональная перестройка также влияет на поведение в подростковом возрасте. Гормоны стремительно выбрасываются в кровь, что приводит к проявлению у детей «эмоциональной взрывчатости», снижению работоспособности, грубости, ранимости.
На втором этапе (после 14 лет) гормоны усиливают работу центральной нервной системы, повышаются умственные и физические способности организма.
Раннее Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок (1994) умственную отсталость рассматривали как «поведенческий синдром». Балинский И.М. (1958), Кречмер У. (1972) считали, что интеллектуальные нарушения ведут к нарушению поведения, контроля, регуляции.
Сухарева Г.Е. (1965), Лебединская К.С. (1981) писали, что у детей с нарушениями в подкорковой структуре мозга, которые в подростковом возрасте проявляются нарушениями в вегетативной системе, наблюдаются отклонения в поведении.
Поведение таких детей зависит от обстоятельств, в которых они находятся, во многом определяется социальными правилами, средой.
Нормальный ребенок «врастает в культуру естественным образом. Естественные и культурные планы конвергируют, т. е. совпадают». У ребенка с интеллектуальными нарушениями мы этого наблюдать не можем.
Еще Л.С. Выготский писал: «Итак, отсталость далеко не всегда тот факт, обусловленный длинным рядом наследственных изменений, а является результатом несчастного детства. Факт, что социальная личность отсталого ребенка ущербна и не развита. Нигде социальный характер дефективности не обнаруживается с такой очевидностью, как именно здесь. Отсталый ребенок сам собой выпадает из среды сверстников» [c.82 т.5]
В подростковом возрасте у детей все эти особенности становятся ярче, т. е. требуют своевременной коррекции. Эти дети глухи эмоционально и не обладают эмпатией, способностью сочувствовать другим людям.
Поведенческие нарушения у детей с умственной отсталостью выражены достаточно ярко: эмоции у них неадекватны: бурно радуются, не могут сдержать гнев, решения принимают по типу «короткого замыкания», мотивы слабые. Все эти проявления свидетельствуют, что поведение такого ребенка зависит от обстоятельств, в которых он находится.
Профессор С.С. Моложавый так определяет поведение детей с умственной отсталостью: «… проявляет грубость, небрежность, эгоизм, направленность всех интересов на удовлетворение элементарных потребностей, неинтеллигентностью, мало живости, повышенной чувствительности…» (т.1, С.14).
Но, поместив их в другую среду, мы видим, что ребенок перерождается. Он становится уступчивым, доброжелательным и живым…»
Отсюда можно сделать вывод, что поведенческих отклонений у детей с интеллектуальными нарушениями можно избежать или же ликвидировать их с помощью педагогического воздействия.
Л.С. Выготский так писал о роли коллектива в формировании личности: «Коллектив сверстников оказывает большое влияние на формирование моральной сферы, нравственных переживаний и понятий у учащихся вспомогательной школы. Попадая в новый коллектив с уже сложившейся групповой моралью, индивид соотносит ее со своими взглядами, убеждениями, ценностями. Если направленность личности соответствует нового для нее коллектива, то неизбежные противоречия, связанные с различием знаний, навыков и привычек, сравнительно быстро преодолеваются и получаемая новая социально-психологическая информация воспринимается как положительная и интериоризуется. Но если нормы групповой морали не соответствуют компонентам социально-психологической структуры личности, то создается чувство неуверенности, состояние «психического дискомфорта».
Опираясь на исследования, ученый также писал, что каждая психическая функция появляется дважды: сначала – как «функция коллективного поведения», затем – «как средство личного приспособления», т. е. «интрапсихическая».
С развитием цивилизации общественное сознание меняется кардинально в отношении к людям с психофизическими недостатками.
Изучив работы Р. Кощчелака, И. Косеевска, С. Ковалика, что отношение в обществе к этим людям зависит от индивидуальных характеристик, особенностей нарушения, степени и тяжести нозоологии.
Нильс Эрик Банк-Миккельсона, В. Вольфесбергер свою концепцию «принцип нормализации» основали на провозглашении интеграции детей с нарушениями в развитии в условиях обучения с детьми, имеющими отклонения в развитии.
В.В. Коркунов писал, что дети с дефектом получают больше стимулов, обучаясь с нормально развивающимися сверстниками.
Пугачев Е. в своих трудах проанализировал принцип инклюзивного образования. Он писал: «Все люди нуждаются друг в друге. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным…»
Зак Г.Г., Зак Д.Я. в своих трудах подчеркивали влияние совместного обучения на формирование толерантности у детей. «Система инклюзивного обучения направлена на создание безбарьерного пространства в обучении и профессиональной подготовке инвалидов. При этом обычные дети учатся толерантности и ответственности, обучаясь в одном классе со сверстниками, имеющими ограниченные возможности».