Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Ковчигина Е.Н. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(58). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 5-11.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Ковчигина Елена Николаевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат о. Муром», РФ, г. Муром

 

FEATURES OF ORGANIZING EXCURSIONS FOR CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

 

Elena Kovchigina

Primary school teacher of the highest qualification category State Educational Institution of Higher Education “Special (correctional) general education boarding school Fr. Moore", Russia, Murom

 

Аннотация. В статье раскрывается опыт работы по  организации экскурсий с учащимися с интеллектуальными нарушениями, описываются  наиболее доступные методы и формы работы с данными детьми.

Abstract. The article reveals the experience of organizing excursions with students with intellectual disabilities, describes the most accessible methods and forms of work with these children.

 

Ключевые слова: экскурсия; школа; взаимодействие; воспитание; социализация; методы; формы.

Keywords: excursion; school; interaction; education; socialization; methods; forms.

 

В нашей школе обучаются дети с различными нарушениями: интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, тяжелыми множественными нарушениями развития. Типичной особенностью обучающихся является нарушение нормального развития высших познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а так же речи, эмоционально волевой сферы, моторики. [2,с.12] В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте подчеркнуто, что отклонения в развитии детей приводят к их выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития. Поэтому, особой потребностью учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  является максимальное расширение образовательного пространства, выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненных компетенций и социального опыта обучающихся.[5, с.5]

Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы, т.к. экскурсия является одной из эффективных организационных форм работы по адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни в обществе и их социализации. Экскурсия позволяет проводить наблюдения, изучать явления природы, знакомиться с окружающим миром.

Экскурсия учебная − форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках.

Функции  экскурсии  как  формы  образовательного,  коррекционного  и  воспитательного процесса:

1) реализация  принципа  наглядности  обучения,  так  как  в  процессе  экскурсий обучающиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с  изучаемыми предметами и явлениями.

2)  повышение  уровня  научности  обучения  и  укрепление  его  связи  с  жизнью, с практикой.

3)  экскурсии  играют  важную  роль  в  профессиональной  ориентации  учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом  работников промышленности и сельского хозяйства.

4)  экскурсии  способствуют  техническому  обучению,  так  как  дают  возможность   знакомить обучающихся   с   производством,   с   применением  научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.[1,с.4]

Успешность проведения экскурсии определяется следующими условиями:

  • учет возрастных и психофизических особенностей учащихся;
  • взаимосвязь с учебным материалом;
  • соответствие школьной программе;
  • реализация краеведческого принципа;
  • ориентация на расширение межпредметных связей;
  • связь общественной, трудовой и бытовой деятельностями;

Формирование комплексных знаний и представлений о взаимосвязях всех компонентов природы.

В учебных программах по каждому предмету может  устанавливаться  обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все  проводимые  в  образовательной  организации  экскурсии  условно  разделяются  на несколько видов:

1) производственные  экскурсии  (планируются  в  курсах  математики и трудового обучения, естествознания; предполагают посещение  обучающимися      предприятий и сельскохозяйственных объектов и т. д.; помогают  обучающимся  в профориентации, изучению основ современного производства;  способствуют     расширению технического кругозора  и  трудовому воспитанию обучающихся;

2) естественнонаучные  экскурсии  (проводятся  для  углубления  знаний  по таким  предметам,  как  «Окружающий  мир»,  естествознание  и  др.  Это могут быть экскурсии в поле, в лес, на луг, к реке, озеру, в ботанический сад,  в зоопарк и т.д.);

3) историко-литературные экскурсии (проводятся по литературе и истории, предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и  т.д.);

4) краеведческие  экскурсии   (с  целью  изучения  природы  и  истории своего региона);

5) комплексные (проводятся по нескольким дисциплинам одновременно,       например, экскурсия на завод или фабрику может  проводиться   одновременно   для углубления знаний по естествознанию,  математике, трудовому обучению и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы).

Однако классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости  от  того,  какие  дидактические  задачи  решаются  в  процессе  их  проведения. Экскурсии служат средством изучения нового материала,  а  также  закрепления  ранее изученного материала обучающимися.

Все экскурсии, проводимые в образовательных учреждениях, также делятся на две группы:

  • школьные; 
  • внешкольные. 

Школьные  экскурсии  проводятся с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту по темам, связанным с учебной  программой образовательного учреждения.

Школьные экскурсии, в свою очередь,  подразделяются на:

  • урочные (проводимые в учебное время);
  • внеурочные.

Урочные   экскурсии   входят   в   систему   уроков   по   темам   учебных  предметов,  поэтому   учитель  заранее  планирует  проведение  экскурсии  в  своем  плане. В связи   с   этим,  педагог   может   самостоятельно   создавать  специальные  условия, для   решения  которых необходима  экскурсия в  школьный музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие  уроки,  соблюдая  тематическую  линию. Тематикой  урочных  экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство  с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое  населенного  пункта,  знаменитые  земляки,  географические  и  биологические  особенности местности, производство и т. д.

Внеурочные (факультативные)   экскурсии,   проводятся   до   или   после  занятий  в  классе.  Материал,  рассматриваемый  на  внеурочных  экскурсиях,  может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе  отвлеченную,   развивающую   информацию.   Внеурочные   экскурсии   могут  быть  организованы  по   темам:   краеведческого   поиска,  изучения  быта,  окружающей действительности, особенностям праздничных приготовлений и  т.д.

Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту,  их  содержание, в определенной степени связано с учебной программой  соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии  педагоги  образовательных  учреждений  в  соответствии  с  планом  работы  по  своему  предмету.  Следует  отметить,  что  в  отличие  от  обычных  экскурсий  для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за  знания,  полученные  на  экскурсии,  педагог  по  своему  усмотрению,  может  выставить в классный журнал.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение зоны  культурного  кругозора  детей,  воспитание  их  в  духе  патриотизма,  любви  и  уважению  к  труду, дают всестороннее гармоничное воспитание. Объектами      внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и   промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой; посещение    исторических мест, архитектурных ансамблей, исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью  внешкольной  экскурсии мы  можем  считать  то,  что  для  обучающихся  предусматриваются  выходы  для  наблюдения каждого из  объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

При  проведении  экскурсий  важнейшая  задача  состоит  в  том,  чтобы  добиться самостоятельного  осмысления,  погружения  и  прочного  усвоения  изучаемого  материала обучающимися.  Решению  этой  задачи  должна  быть  подчинена методика экскурсий.

Методика экскурсии как формы урока в образовательной организации  любого типа состоит из трёх основных этапов:

1)  подготовка экскурсии;

2) выход (выезд) обучающихся к изучаемым объектам и усвоение или  закрепление учебного материала по теме занятий;

3)  обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Экскурсии  включают  в  себя  моторные  элементы:  знания,  получаемые  на экскурсии, сопровождаются рядом двигательных ощущений — от ходьбы,  бега, лазания и других  видов передвижения нашего тела в пространстве. Эти  ощущения      ассоциируются     с   определенными       интеллектуальными      и  эмоциональными  переживаниями  и  придают  им  особый  характер.  Таким  образом,   экскурсионный     метод   есть  один  из   видов  активно-моторной  проработки    знаний.  Этим  он  схож   с  трудовым    методом    воспитания.  Экскурсии,  наряду  с  практическими  лабораторными  занятиями,  являются  важным условием трудового воспитания.[3,с.48]

Важнейшей       педагогической       ценностью,      характерной      для  экскурсионной    формы,    является   ее  синтетическая   и   активно-моторная  сторона. Что касается других образовательных сторон экскурсионной формы,  то  здесь  стоит  отметить,  что  экскурсия  — один  из  способов  предметного  изучения,   исключительная  важность   которого    должна   быть   известна любому  учителю.  Природа,  общество  и  его  инфраструктура  представляют  собой  своего  рода  музей,  в  котором  нужно    уметь  ориентироваться,  что  наилучшим образом достигается при помощи регулярных экскурсий.

Немаловажное  значение  имеет  и  эмоциональная  сторона  экскурсии.  Как известно, мы очень хорошо и прочно усваиваем знания, которые находят  в    нас  эмоциональный  отклик,  вызванный  определенными  чувственными переживаниями. Эти переживания окрашивают знания в эмоциональный тон.  Даже   любая   недолгая   прогулка    уже   дает  обучающимся  определенные  чувства,   которые   усложняются   и   углубляются   по   мере   расширения   и  углубления экскурсионных тем и содержания.

Экскурсия   также   является   формой   эффективной   в  воспитательных  целях,   формой   взаимодействия   с   обществом. О благотворном   влиянии  экскурсий на воспитание обучающихся писали многие выдающиеся педагоги  и методисты. Знакомясь с природой  не  только  по  учебникам  и   иллюстрациям,   а   путем   непосредственного сближения с ней на экскурсиях, на практических работах, в живом уголке и  т. д., обучающиеся  открывают  в  ней  много  такого,  чего  они  до  этого  не  замечали.  Они  всматриваются  в  красивые  формы,  гармоничные  сочетания, узнают о причинно-следственных связях между далекими, на первый взгляд,  явлениями. Работа в этом направлении учит замечать  даже  скрытую  красоту  природы  и  окружающей  действительности.  Таким  путем  развивается  эстетическое  чувство,  пробуждается  интерес  и  любовь  к природе, что составляет одну из важных сторон воспитания. [4,с.18]

В   процессе   экскурсии    необходимо     заботиться   об   активизации  мышления  учащихся  и  побуждать  обучающихся  к  усвоению  изучаемого  материала.  Экскурсия  заканчивается  подведением  ее  итогов,  обобщением  того нового, что учащиеся узнали во время ее проведения.

Проведение экскурсий по литературе, краеведению  или  естествознанию  отличается  рядом  специфических особенностей. Так, экскурсия по природоведению  может включать в себя сбор различных растений и подготовку   школьного   гербария.   В   этом   случае   потребуется   обработка  собранного     материала    и   его   упорядочение.   Историко-литературные  экскурсии  могут  включать  в  себя  встречи  с  участниками  тех  или  иных  исторических  событий,  писателями  и  т. д.  Иным  может  быть  и  подведение  итогов.   Они   могут   выражаться  в  форме  бесед,  письменных  отчетов,  сочинений, а также путем организации выставок.

Таким образом, представленная методическая система по организации экскурсий с учащимися с интеллектуальными нарушениями позволит оптимизировать экскурсионную работу, в процессе которой у детей будет развиваться любознательность, интерес к окружающему миру, профессиональный интерес, способности к коммуникации, социальному взаимодействию.

 

Список литературы:
1. Бурлакова  Г. В.  Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания / Г. В. Бурлакова // Концепт. – 2014.
2. Власова Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М., 1967.
3. Емельянова И. А. Особенности коммуникативных умений  и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта / И. А. Емельянова // Образование и наука.  –  2008.
4. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под ред.  А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М. : МГУК, 1998. 
5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ.  – URL http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/#ixzz4yZUyMI7W 
6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infopedia.su/8x6c82.html (дата обращения: 25.01.2022)
7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php?Itemid=25&catid=74&id=3027%3A2015-01-25-14-24-32&layout=default&option=com_content&page=&print=1&tmpl=component&view=article. (дата обращения: 27.01.2022)
8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://libed.ru/knigi-nauka/498721-8-harlamov-pedagogika-oglavlenie-razdel-obschie-voprosi-pedagogiki-glava-pedagogika-kak-nauka-videlenie-osobuyu.php. (дата обращения: 03.02.2022)