Статья:

Основные пути развития непрерывного медицинского образования в России

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Баблоян Н.В., Василенко М.А. Основные пути развития непрерывного медицинского образования в России // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(43). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 4-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные пути развития непрерывного медицинского образования в России

Баблоян Наталия Валериевна
канд. социол. наук, доцент, Ростовский государственный медицинский университет Министерства Здравоохранения РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Василенко Марина Александровна
канд. экон. наук, Ростовский государственный медицинский университет Министерства Здравоохранения РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

MAIN WAYS TO DEVELOP CONTINUING MEDICAL EDUCATION IN RUSSIA

 

Natalia Babloyan

Candidate of social Sciences, Associate Professor Rostov state medical University of the Ministry of Health, Russia, Rostov-on-Don

Marina Vasilenko

Candidate of economic Sciences, Rostov state medical University of the Ministry of Health Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Авторами рассмотрено непрерывное медицинское образование, которое в профессиональной деятельности медицинского работника выступает обязательным дополнительным профессиональным образованием и осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки. В статье представлены заказчики, заинтересованные в получении образовательной услуги в системе дополнительного профессионального (последипломного) образования. Раскрыты предпосылки, повлекшие за собой реформирование и регламентирование НМО. Представлены основные принципы системы НМО.

Abstract. The authors consider continuing medical education, which in the professional activity of a medical worker is a mandatory additional professional education and is carried out through the implementation of advanced training and retraining programs. The article presents customers who are interested in receiving educational services in the system of additional professional (postgraduate) education. The prerequisites that led to the reform and regulation of NMOS are revealed. The main principles of the NMO system are presented.

 

Ключевые слова: здравоохранение; непрерывное медицинское образование; фармацевтическое образование; повышение квалификации; врач.

Keywords: healthcare; continuing medical education; pharmaceutical education; professional development; doctor.

 

В настоящее время в экономической политике РФ особое значение придается развитию экономики и системы здравоохранения. Актуальными и важными вопросами для исследований и изучений являются развитие непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, вопросы аккредитации медработников, позволяющей осуществлять профессиональную деятельность на высшем уровне. По мнению Морозова В.Г. и Левченковой Н.С. под непрерывным медицинским образованием (НМО) понимается, развитие или повышение уровня профессиональных знаний, приобретение новых навыков, создание профессиональных связей, которые врач использует для оказания медицинских услуг больным и обществу, а также помощи коллегам. Другими словами, НМО – цикл образования врача, который осуществляется пожизненно. Соответственно врачи получают образование начиная с момента поступления в ВУЗ и до выхода на пенсию. Основной целью НМО – повышение качества медицинской помощи. В процессе работы врачи обязаны проходить непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности, а медицинская организация обязана это обеспечить [1, с. 36].

Заказчиками образовательной услуги в системе дополнительного профессионального (последипломного) образования являются макроэкономические субъекты, представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Заказчики образовательной услуги в системе дополнительного профессионального (последипломного) образования

 

Предпосылки для реформирования и регламентирования НМО представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Предпосылки для реформирования и регламентирования НМО

 

В Российской Федерации разработаны и успешно используются программы «Развитие здравоохранения», приоритетного проекта «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами». Минздравом России утверждена Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в РФ на период до 2021 года, приказ № 926 от 21.11.2017 г. Согласно данного приказа разработан и внедрен документ, который определяет основные принципы системы НМО (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Основные принципы системы НМО

 

В РФ принципы разработки образовательных программ для системы НМО применяются согласно приказа Минздрава России от 11.11.2013 № 837 (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Принципы разработки образовательных программ для системы НМО

 

Инициированный Минздравом РФ в 2017 году [2, с.18] переход на новую систему непрерывного медицинского образования предполагает более «равномерную» учебу: за пять лет нужно набрать 250 часов – баллов, кредитов, зачетных единиц (ЗЕТ), при этом каждый год нужно получать не менее 50 баллов. Допуск к процедуре аккредитации осуществляется при достижении запаса – 250 ЗЕТ. Стоит отметить, что баллы медицинским работникам начисляются за принятие участия в очных мероприятиях, когда осуществляется общение преподавателя и слушателя (конференции и вебинары), и необходимое количество часов в год - 14. Баллы за образовательные (сертификационные) циклы, которые проходят либо в образовательном учреждении либо дистанционно (вебинары) начисляются в случае прохождения данных циклов в объеме 36 часов в год. Количество баллов начисляется только за участие в мероприятиях и программах, входящих в список, опубликованный на официальном портале системы непрерывного медицинского образования [3, с. 76]. Регистрация в системе непрерывного медицинского образования в 2020 году является добровольной. Поэтому многие медицинские работники не спешат регистрироваться, дожидаясь прояснения от государства и руководства разъяснения спорных вопросов. После 1 января 2021 года произойдет автоматическое включение всех медицинских работников в систему непрерывного медицинского образования, вне зависимости от желания медицинского работника [4, с. 273].

Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования функционирует уже более трех лет, нормативная база, регулирующая организацию и проведение НМО, имеет множество вопросов у медицинских работников. Основные вопросы, волнующие врачей связаны с возможностью использовать иные формы совершенствования профессиональных знаний и навыков; засчитываются ли пройденные дискретно курсы и занятия для подтверждения сертификата специалиста и свидетельства об аккредитации; обязан ли работодатель оплачивать участие работников в системе НМО. На все выше перечисленные вопросы, связанные с получением непрерывного медицинского образования врачи должны получить ответы на государственном и законодательном уровне. Государство должно быть заинтересовано в высокой квалификации врачей и создавать благоприятные условия, всеми мерами мотивировать врачей к прохождению непрерывного медицинского образования.

 

Список литературы:

1. Квачахия Л.Л., Мишустин В.Н. О достоинствах и недостатках непрерывного     медицинского образования // Карельский научный журнал. - 2017. - № 3 (20). - С. 34-38

2. Косенко В.Г., Агеев М.И., Шулькин Л.М., Мнение врачей психиатрических и наркологических учреждений Краснодарского края о новых подходах повышения квалификации в рамках непрерывного медицинского образования// Психическое здоровье. - 2019. - № 11. С. 12-22.

3. Лобачев И.В., Соловьев А.И., Корнилов В.А., Резванцев М.В. Образование через всю жизнь. Аккредитация медицинских специалистов и непрерывное медицинское образование // Вестник военного образования. 2018. - № 3 (12). С. 74-78

4. Шапошников В.И., Ашхамаф М.Х., Гедзюн Р.В.. Марченко Н.В. Проблемы современного медицинского образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 272-274; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4061 (дата обращения: 29.09.2020).