Статья:

Патриотическое воспитание студентов средствами художественного краеведения

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Аникина Т.А. Патриотическое воспитание студентов средствами художественного краеведения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 65-69.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Патриотическое воспитание студентов средствами художественного краеведения

Аникина Татьяна Александровна
канд. пед. наук, доцент, ГБПОУ КО «Калужский областной музыкальный колледж им. С.И. Танеева», РФ, г. Калуга

 

Patriotic education of the students by means of artistic local lore

 

Tatiana Anikina

candidate of Pedagogic Sciences, associate Professor, SBVEI KR “Kaluga regional musical college named after S.I. Taneev”, Russia, Kalyga

 

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия патриотизм с философской и педагогической точек зрения, дано определение понятия художественное наследие, а также выявлены и сформули­рованы педагогические условия эффективности патриотического воспитания студентов средствами художественного краеведения.

Abstract. In the article the meaning of the notion “patriotism” is revealed, the definition of the notion “artistic heritage” is presented, and the pedagogical conditions of effectiveness of patriotic education of the students by means of artistic local lore are detected and defined.

 

Ключевые слова: патриотическое воспитание; художественное краеведение; художественное наследие.

Keywords: patriotic education; artistic local lore; artistic heritage.

 

В периоды глубоких социальных перемен в истории развития народов и стран возрастает значимость такого сложного нравственного качества, как патриотизм. Сегодня патриотизм рассматривается в качестве одного из основных ориентиров в воспитании. В нормативных документах Правительства Российской Федерации и Министерства обра­зования и науки Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 года, Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года, Концепции патриотического воспитания граждан РФ) патриотическое воспитание рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования.

Духовная сила нации, национальное достоинство, нравственно-патриотический потенциал народа главным образом зависят от того, насколько сохранились, глубоко осознанны и прочувствованы все духовные завоевания прошлых веков.

Каждый новый культурный подъем в истории человечества всегда бывает связан с обращением к прошлому, к лучшему в этом прошлом. Ведь именно историческая память формирует нравственный климат, в котором живет народ. «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры…» [3, с. 147]. Без исторической памяти невозможно сформировать развитое чувство патриотизма и забвение этого, на наш взгляд, явилось причиной тех негативных явлений, которые имеют место сегодня.

Рациональное, зачастую бездумное, упрощенное отношение к столь глубокому чувству, как патриотизм, является одной из причин недостатков в патриотическом воспитании подрастающих поколений. Отсюда следует, что воспитательные цели должны достигаться средствами, соответствующими сущности и особенностям такого качества личности, как патриотизм. В течение длительного периода времени в нашей стране имело место грубое и прямолинейное насаждение идей патриотизма, что привело к появлению у молодежи инстинктивного сопротивления, недоверия и даже неприятия последних. В значительной степени это имело место из-за отсутствия опоры воспитательной деятельности на реальную жизнь и учета всевоз­растающего уровня современного человека и его потребностей.

Анализ научной литературы позволил подвести нас к современному пониманию понятия патриотизма. Рассматривая его как способность и потребность личности в воспроизводстве социально-культурного опыта данной общности (народности, национальности) в системе развития общечеловеческой культуры, на уровне личностного образования – это сложное интегративное качество личности, которое включает в себя эмоционально-чувственный, интеллектуальный и деятельностный компоненты. Через механизм собственной деятельности человек овладевает социально-культурным опытом. Воспитание патриотизма есть целенаправленно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению социально-культурным опытом народа в системе развития общечеловеческой культуры ценностей.

Одним из важнейших и действенных средств патриотического воспитания является художественное краеведение. «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это любовь к своему народу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей» [3, с. 166]. Категорию художественное наследие края мы рассматриваем в диалектическом единстве двух ее сторон – как хронологически ограни­ченную данность (совокупность художественных ценностей) и как процесс непрерывного динамического развития и обновления худо­жественных ценностей (традиций), живущих и обогащающихся за счет сопричастности (сопричастность как проникновение в «жизнь» художественного наследия) и приумножение последних, а также внутреннего переживания этих ценностей.

Рассматривая художественное краеведение как средство патриоти­ческого воспитания, мы исходим из того, что в результате общения личности с художественным наследием края создается та необходимая для формирования патриотизма эмоциональная ситуация, когда знания в этой области становятся внутренней убежденностью. В любом патриотическом акте присутствуют три элемента: чувство справедли­вости перед предками, чувство современности и чувство сопричастности. Первое – по сути, культурно-экологический аспект: уважение и сохранность доставшейся нам материальной и духовной культуры. Второе включает в себя объективный анализ, оценку состояния матери­альной и духовной культуры общества, определение цели общества и выработку соответствующей позиции. Третье – деятельность в направлении "обогащения", расширения и углубления ценностей материальной и духовной культуры Отечества как лично понятых и принятых. Само понятие "патриотизм" и такие важные его состав­ляющие, как "Отечество", "Родина", нередко трактовались весьма абстрактно и предельно расширительно, что и приводило в значительной степени к их обесцениванию в умах и сердцах подрастающих поколений. Иными словами, столь дорогие и святые для любого гражданина понятия практически теряли свой личностный смысл. Именно поэтому одним из эффективных путей патриотического воспитания и является наполнение таких понятий, как "Отечество", "Родина", реальным, значимым смыслом. А оно, в свою очередь, осуществляется в результате приобщения будущих учителей к художественному насле­дию родного края, обеспечивающего:

  • связь изучаемого материала с жизнью и практикой;
  • глубокое эмоционально-чувственное переживание произведений искусства родного края;
  • непосредственный контакт личности студента с художествен­ными памятниками и с имеющимся в них социально-культурным опытом народа;
  • обретение личностного смысла художественной ценности, заключенной в памятнике искусства;
  • развитие навыков творческой и научно-исследовательской работы;
  • активную деятельность по выявлению, собиранию, сохранению, распространению, пропаганде и внедрению в целостный педагогический процесс самого художественного наследия края.

Таким образом, через приобщение студентов к художественным памятникам родного края и осуществляется процесс освоения ими социально-культурного опыта народа.

В педагогической практике превалирует тенденция вооружения студентов абстрактными знаниями. Одновременно происходит зани­жение роли эмоционально-чувственного познания студентами мира искусства. В организации учебно-воспитательного процесса не используются возможности непосредственного контакта студентов с памятниками художественной культуры края, неумелое и случайное воздействие на их эмоциональную сферу. Все это обуславливает нивелирование в сознании студентов художественного наследия края как патриотически ценного объекта, что вызывает преобладание нейтрально-равнодушной мотивации в структуре отношения к нему у студентов.

В педагогической практике зачастую прослеживается поверх­ностное, бессистемное приобщение молодежи к художественному наследию родного края, а также недостаточная реализация их твор­ческого потенциала в целях формирования патриотического отношения к последнему.

При разработке педагогических условий мы опирались на кон­цепцию системного подхода в исследовании проблем формирования личности и признание ведущей роли деятельности в ее патриотическом воспитании.

В результате теоретико-экспериментального поиска выявлены следующие педагогические условия эффективности патриотического воспитания студентов средствами художественного краеведения:

  • системный подход, включающий все виды деятельности студентов (учебно-познавательную, поисково-исследовательскую, общественно-полезную) при поэтапном формировании у них патриоти­ческого отношения к художественному наследию родного края;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей изучаемой социальной группы - студенчества;
  • активное обогащение тезауруса студентов необходимой информацией в области художественного наследия родного края;
  • создание педагогических ситуаций и использование форм педагогического воздействия, стимулирующих эмоционально-психологическую сферу студенческой молодежи посредством активизации эмо­ционально-чувственных контактов с памятниками художественного наследия края;
  • облигаторность деятельности студентов по сохранению и воспроизводству художественного наследия родного края посредством использования его в общественно-полезной деятельности.

В нашей статье мы сделали попытку рассмотреть проблему патриотического воспитания студентов средствами художественного краеведения. К сожалению, объем статьи не позволяет раскрыть в полной мере эту проблему, но основные позиции мы попытались обозначить.

 

Список литературы: 
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. – Режим доступа: http: // www.economy.gov.ru/minec/activity/section/Fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08. 2009 (Дата обращения: 18.04.2019). 
2. Лихачев Д.С. Заметки о русском. – 2-е изд., доп. – М.: Сов. Россия,1984. – 64 с. 
3. Лихачев Д.С. Письма о добром / Дмитрий Лихачев – Санкт-Петербург: БЛИЦ, 1999. – 199 с.