Статья:

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗа

Конференция: LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Покровская А.А. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗа // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(74). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗа

Покровская Ангелина Андреевна
аспирант, Сургутский государственный университет, РФ, г. Сургут

 

PROGNOSTIC COMPETENCE AS AN IMPORTANT COMPONENT IN THE PROCESS OF EDUCATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

 

Angelina Pokrovskaya

Graduate student, Sugrut State University, Russia, Surgut

 

Аннотация. В условиях новых тенденций в образовании и потребностей в эффективной практической педагогической деятельности прогнозирование является важным компонентом профессиональной деятельности педагога. Появляется необходимость в изучении и анализе теоретических аспектов формирования прогностической компетентности студентов педагогического вуза. В данной статье рассматриваются различные стороны понятия прогностической компетентности, модель формирования данной компетентности, а также ее характеристики и степень значимости для обеспечения успешной профессиональной деятельности будущих педагогов.

Abstract. In the context of new trends in education and the needs for effective teaching practice, prognostication is an important component of a teacher's professional activity. There is a need to study and analyze the theoretical aspects of the formation of predictive competence of students of pedagogical universities. This article reviews various aspects of the concept of predictive competence, the model of formation of this competence, as well as its characteristics and the importance level for ensuring the successful professional future teachers' work.

 

Ключевые слова: компетентность; прогностическая компетентность; компетентностный подход; подготовка педагогов; концепция; модель.

Keywords: competence; predictive competence; competency-based approach; teacher training; concept; model.

 

Система педагогического образования призвана создавать условия для перманентного самообразования, профессионально-личностного развития учителя. Развитие активного, деловитого педагога, обладающего организованностью, инициативой и творческим потенциалом, готового к саморазвитию и самосовершенствованию в системе педагогического образования являются следствием включения в процесс педагогического образования прогностической деятельности будущих учителей.

Современные требования к педагогическому образованию выявляют потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем прогностической компетентности, готовых к постоянному самообразованию и самосовершенствованию своих профессиональных качеств.

В современной педагогической науке различают понятия компетентность и компетенция, акцентируя внимание на том, что компетентность – производное, вторичное по отношению к компетенции понятие. По мнению Г.К. Селевко, компетентность – это интегральное качество личности, проявляющееся в способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения, а компетенция отражает образовательный результат, выражающийся в подготовленности, «оспособленности» выпускника к определенным действиям.

А.Н. Дахин раскрывает понятие образовательной компетентности через призму осведомленности, наличия у учащегося опыта в выполнении сложных видов деятельности, а компетентцию трактует как уровень развития личности [2, с.136]. Он полагает, что образовательная компетентность есть следствие личностно ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий. При этом содержание образования из модели, созданной для объекта образования, превращается в живое знание, принадлежащее конкретному ученику.

Соответственно, различают понятия "прогностическая компетенция" и "прогностическая компетентность". Под педагогической компетентностью подразумевают результат образования (общего, профессионального), при котором уровень подготовленности обучаемого (школьника, студента, будущего специалиста) к жизни и труду в обществе, его знания, умения, навыки прогнозирования качества деятельности позволяют осуществлять следующие виды прогностической деятельности:

  • демонстрировать действия по адекватному целеполаганию, планированию, программированию, проектированию, необходимые для социального, жизненного и профессионального самоопределения;
  • владеть знаниями о процессе прогнозирования, умениями и навыками отбора информации, логической ее переработки, анализа, определения тенденций ее изменения;
  • развивать способности адекватного представления о своих склонностях, возможностях, о путях их совершенствования, которые определят успешность личности выпускника образовательного учреждения в социуме, в личной жизни и профессиональной деятельности.

Первое в истории психологии терминологическое определение антиципации было введено Вундтом [10]. Несмотря на то, что определение и функционирование вероятностного прогнозирования рассматривается представителями науки длительное время, в. Вундт предложил данный термин в конце XIX века.

Прогностические способности рассматривались в разных векторных направлениях, соответственно и названия данного явления существенно отличались. Например, в работах д. Н. Узнадзе встречается понятие «установка». Примерно в том же значении п. К. Анохин использовал выражение «опережающее отражение, акцептор результатов действия»; Н. А. Бернштейн – «модель потребного будущего»; И. М. Фейгенберг рассматривал феномен антиципации как вероятностное прогнозирование. Понятие антиципационной состоятельности использовалось О. К. Тихомировым как «оперативная преднастройка», Е. Н. Соколовым – как «нервная модель стимула» [2].

И. П. Павлов внес свой вклад в развитие учения о прогнозе – в аспекте рассмотрения фактора будущего времени в физиологии. И. П. Павлов предложил оперирование термином «предупредительная деятельность» в смысловом поле упреждающих действий о грядущих переменах внешней реальности [5]. Именно эта специфика условного рефлекса определяется учеными в качестве важнейшего биологического фактора. Умение осуществлять целенаправленную подготовку к предстоящим событиям является залогом прогрессивной эволюции представителей животного мира.

Б. Г. Ананьев подчеркивал, что обособленную позицию занимает полиморфность механизмов прогностической деятельности в комплексном изучении прогноза. С точки зрения включения прогностической компетентности в деятельность человека ученые выделяют обеспечение алгоритмизации деятельности и формирования поведенческих аспектов, а также одно из приоритетных мест в акте коммуникации, принятия решений и осуществления текущего контроля. Прогностические процессы неизменно включаются в коммуникативный акт – в различных вариативных формах совместной деятельности. Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности учителей, с ее очевидной коллективной направленностью, прогностические способности будущих педагогов играют превалирующую роль в построении эффективной коммуникации.

В работах А. Ф. Присяжной осуществлена классификация компонентов прогностической компетентности будущих педагогов и структуризация прогностической компетентности в целом. Автором были выделены следующие компоненты:

1) деятельностный. Данный компонент находит свое отражение в совокупности профессиональной, когнитивной и учебной деятельности. Он является основой для осуществления научно обоснованного педагогического прогноза. Именно благодаря данному компоненту специалист может адекватно планировать учебный процесс в соответствии с необходимыми итоговыми целями.

2) аффективный. обобщает в себе показатели волевой сферы педагога, гибкости его мышления, навыков целеполагания и проектирования практической деятельности в профессиональной среде.

3) познавательный. Характеристика данного компонента неоднозначна и многогранна, он совмещает в себе умения осуществлять прогноз, знания об особенностях функционирования и формирования прогностических способностей на заданном участке образовательного маршрута в требующемся объеме [6].

Учитывая данную классификацию, можно на ее базе определить 3 основных структурных аспекта прогностической компетентности специалистов системы образования:

1. Предвидение хода учебного процесса, а именно: сложностей, возникающих у учеников на определенном этапе обучения, результатов учебной деятельности и промежуточного контроля, проводимого с целью оптимизации использования педагогических средств, методов и приемов.

2. Предвидение личностного развития ученика, то есть прогнозирование возможных проявлений девиантного поведения в критических ситуациях, сложностей во взаимодействии с одноклассниками и характера развития качеств личности, её мотивационно-ценностных установок.

3. Предвидение коллективного развития. Данный аспект охватывает всю систему взаимодействия учеников в ходе учебно-воспитательного процесса, развития их взаимоотношений с учителями и другими взрослыми [7].

Таким образом, в профессиональной деятельности педагога умение прогнозировать занимает одно из приоритетных направлений благодаря современным обновляющимся тенденциям в сфере образования и потребности в эффективном осуществлении практической педагогической деятельности. Будущие педагоги должны уметь предвидеть изменения в образовательном пространстве, гибко модифицировать имеющуюся информацию в контексте своей профессиональной практики, проектировать образовательный процесс на фундаменте научно-обоснованных прогнозов.

 

Список литературы: 
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. – 350 с.
2. Платонов К.К., Глоточкин А.Д. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 256 с.
3. Глузман А.В. Технология формирования культуры межличностного общения у будущих учителей в системе высшего педагогического образования Крыма // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – No. 51-1. – С. 3-9.
4. Гребенюк Т.Б. (ред.) Проблемы компетентностного подхода в средней и высшей школе: сб. науч. тр./ под ред. Т.Б. Гребенюк. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. – 113 c.
5. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. – 1982. – С. 21-23.
6. Присяжная А. Ф. К вопросу формирования прогностической компетентности специалиста в системе непрерывного педагогического образования // Вестник ЮУрГУ. Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2005. – No6 (15), 155-159.
7. Присяжная А.Ф. Профессионально-личностное становление и развитие педагога на основе формирования прогностической компетентности: учебное пособие. – Челябинск: Изд – во Челяб. Гос. пед. ун-та, 2005.
8. Хуторской А.В., Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 05.06.2023)
9. Чернова С.Ш., Метод разработки моделей компетенций // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2007. - No 5. – C. 11.
10. Wundt, W. M. Die geometrisch-optischen Täuschungen. – Leipzig: BG Teubner, 1898. – 137 с.