Развитие гибких навыков у обучающихся в процессе обучения химии
Конференция: LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Развитие гибких навыков у обучающихся в процессе обучения химии
THE DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS AMONG STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING CHEMISTRY
Saltanat Zharlygassinova
Student, Higher school of Natural Science Pavlodar Pedagogical University named after Alkey Margulan, Kazakhstan, Pavlodar
Roza Mukanova
Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Higher school of Natural Science Pavlodar Pedagogical University named after Alkey Margulan, Kazakhstan, Pavlodar
Аннотация. Данная научная статья посвящена изучению процесса развития гибких навыков у учащихся в процессе изучения химии. Гибкие навыки становятся все более важными в современном образовании, в связи с необходимостью адаптации к постоянно меняющемуся обществу и рынку труда. В этом контексте преподавание химии, как научно-технической дисциплины, обеспечивает уникальную платформу для развития разнообразных навыков и умений.
Abstract. This scientific article is devoted to the study of the process of developing soft skills of students during the study of chemistry. Soft skills are becoming increasingly important in modern education, due to the need to adapt to an ever-changing society and labor market. In this context, teaching chemistry, as a scientific and technical discipline, provides a unique platform for the development of diverse skills and abilities.
Ключевые слова: гибкие навыки; критическое мышление; креативное мышление; образовательный процесс; оптимизация.
Keywords: soft skills; critical thinking; creative thinking; educational process; optimization.
Введение / Introduction:
В современном образовании ключевым фактором становится не только усвоение теоретических знаний, но и формирование гибких навыков, позволяющих учащимся успешно адаптироваться к быстро меняющемуся обществу и требованиям современного рынка труда. Ведь без должных гибких навыков (soft skils) добиться успеха зачастую невозможно[1]. Даниэль Гоулман утверждает, что достижение оптимальной производительности в профессиональной сфере непосредственно связано с развитием так называемых «мягких» навыков. По его мнению, именно эти навыки отличают успешных специалистов от неуспешных и определяют эффективность организаций [3]. Однако в контексте химического образования, где акцент часто делается на научных и технических аспектах, вопросы развития гибких навыков могут заслуживать особого внимания. Потому что именно концепция «soft skils» за последние 20 лет стала неотъемлемой частью составляющей мирового рынка труда в самых разных областях общества[2].
Химическое образование предоставляет уникальную платформу для интеграции и развития множества навыков, необходимых в современном обществе. Решение комплексных химических задач требует не только технического мастерства, но и способности к критическому мышлению, коммуникации и творческому подходу.
В данной статье мы сосредотачиваемся на исследовании стратегий и методов, направленных на развитие гибких навыков, обучающихся в процессе обучения химии, а если быть точнее мы рассматриваем методику проблемного обучения. А также рассмотрим внедрение проблемного обучения в курс химии. Проанализировав существующие программы химического образования, мы стремимся выявить эффективные подходы, которые способствуют формированию у студентов умений, необходимых для успешной адаптации в динамичной образовательной и профессиональной среде.
На пути к обогащению образовательного опыта студентов и подготовке их к вызовам будущего, роль гибких навыков в химическом образовании становится предметом все более глубокого исследования и внимания. В этой статье мы представим обзор современных стратегий, направленных на развитие гибких навыков студентов в процессе изучения химии, и выявим их влияние на подготовку студентов к профессиональной деятельности и личностному развитию.
Материалы и методы / Materials and methods:
- Выбор Образовательных Программ
Для анализа и исследования процесса развития гибких навыков обучающихся в химическом образовании был проведен тщательный выбор образовательных программ. Были рассмотрены как классические курсы, так и инновационные программы в высших учебных заведениях. Акцент делался на проблемное обучение, способствующее развитию гибких навыков.
- Структурирование Учебных Курсов:
Материалы: Учебные планы курсов химии, включая лекции, лабораторные занятия и проекты.
Методы: Анализ существующих учебных программ, выявление областей, где можно эффективно интегрировать гибкие навыки. Разработка структуры курсов с учетом задач развития коммуникации, критического и творческого мышления.
- Педагогические Эксперименты
Для оценки эффективности применяемых методов были проведены педагогические эксперименты на различных этапах обучения химии. Экспериментальные группы были подвергнуты воздействию новых образовательных стратегий, направленных на стимулирование гибких навыков. Контрольные группы продолжали обучение по традиционным программам.
- Внедрение Групповых Проектов:
Материалы: Темы для групповых проектов, кейсы, связанные с реальными химическими задачами.
Методы: Разработка методологии групповых проектов, внедрение современных инструментов для взаимодействия и коммуникации внутри групп. Сбор данных о воздействии групповых проектов на развитие гибких навыков.
- Применение Технологий в Образовании:
Материалы: Образовательные технологии, виртуальные лаборатории, онлайн-ресурсы.
Методы: Интеграция современных технологий в учебный процесс для активизации творческого мышления студентов. Оценка эффективности виртуальных лабораторий в развитии гибких навыков.
- Анкетирование Студентов
Для сбора данных о восприятии и влиянии новых методов на развитие гибких навыков были проведены анкетирования среди студентов, включающие вопросы о их уровне коммуникации, критического мышления, и способности к творческому решению проблем.
- Система Оценки Гибких Навыков:
Материалы: Критерии оценки, анкеты для студентов, отчеты о выполнении проектов.
Методы: Разработка системы оценки, включающей аспекты развития гибких навыков. Проведение регулярных анкетирований и анализ отчетов для оценки прогресса студентов.
- Анализ Промежуточных и Заключительных Результатов
Собранные данные были подвергнуты статистическому анализу, позволяющему оценить изменения в уровне развития гибких навыков у студентов, в зависимости от применяемых образовательных стратегий. Промежуточные и заключительные результаты были сопоставлены с целью выявления эффективности новых методов и их воздействия на обучающихся в процессе изучения химии. Анализ данных осуществлялся с учетом различных аспектов гибких навыков, таких как решение проблем, критическое мышление, коммуникативные и творческие умения.
Результат:
Внедрение методики проблемного обучения в курс химии для стимулирования студентов к решению реальных химических задач.
- Лабораторные работы:
Акцент на лабораторных работах, требующих творческого исследования и разрешения нестандартных ситуаций.
- Проектная деятельность:
Внедрение проектной деятельности, где студенты разрабатывают собственные химические проекты, способствуя коммуникации и критическому мышлению.
- Коллективные исследования:
Организация коллективных исследовательских проектов для развития командной работы и обмена знаниями.
- Перспективы исследований:
На основе проведенного исследования предлагаются перспективы дальнейших исследований, направленных на оптимизацию методик обучения химии для более эффективного развития гибких навыков студентов.
Заключение:
Химическое образование предоставляет уникальные возможности для развития гибких навыков учащихся.
Проблемное обучение обогащает образовательный опыт студентов, готовя их к вызовам современного общества.
Открытость для новаторских методов обучения и дальнейшие исследования в области химического образования могут сделать его более эффективным инструментом для формирования готовности студентов к переменам и успешной профессиональной деятельности.