Статья:

Культурная практика как организация педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию

Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Шевченко Н.С. Культурная практика как организация педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(52). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 24-30.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Культурная практика как организация педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию

Шевченко Наталья Сергеевна
учитель иностранного языка, первой квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Озерненская средняя школа, РФ, п. Озерный

 

CULTURAL PRACTICE AS THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL ACTIVITY ON SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

 

Natalia Shevchenko

Teacher оf foreign language, First qualification category Municipal budgetary educational institution Ozernenskaya Secondary School, Russia, Ozerny

 

Аннотация. Статья описывает воспитательный потенциал школы в формировании нравственной личности школьника. Культурные практики способствуют формированию духовно-нравственных качеств личности.

Abstract. The article describes the educational potential of the school in the formation of the moral personality of the student. Cultural practices contribute to the formation of spiritual and moral qualities of the individual.

 

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; воспитательная деятельность; воспитание в школе; внеклассная работа; культурная практика.

Keywords: spiritual and moral education; educational activity; education at school; extracurricular work; cultural practice.

 

В последнее время в силу кризисных явлений общество все более стало задумываться над духовно-нравственным воспитанием подрастающих поколений. Сегодня вопрос о воспитании подрастающего поколения на основе национальных базовых ценностей и отечественных культурно-исторических традиций, из разряда обсуждаемых перешел в разряд утвержденных на государственном уровне.

Хотя средствами массовой информации пропагандируется жестокость, насилие ориентирующие отнюдь не национальные ценности, а зачастую далекие от нравственности. Насаждается псевдо культура, ставящая на 1-е место деньги, удовольствия, жизнь в виртуальной реальности, потребления и развлечения. Это приводит к деформации традиционных нравственных установок россиян. В связи с этим, есть опасение, что мы можем потерять российскую культуру, православную веру, национальные традиции, ведь некоторые дети легко поддаются соблазнам и искушениям. Современное развитие общества привело в значительной мере к бездуховности подрастающего поколения. Чрезмерная ориентация на потребление разрушает личность. И сегодня у детей существуют идеалы, но вопрос в том, какие? Нередко ими являются отрицательные персонажи: олигархи, коррумпированные чиновники, звезды шоу-бизнеса, ведущие программы «ComedyClub».

В сложившейся политической, экономической, социокультурной ситуации педагогической наукой и практикой ведётся поиск путей обновления отечественного образования, которое могло бы ответить на социальные и моральные вызовы. В этом процессе обновления школьного образования значимая (если не ведущая) роль отводится воспитанию, в частности, духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России. Формирование гражданской позиции школьников, обеспечивающее решение многочисленных комплексных задач, становится актуальнейшим направлением работы школы.

Проблема духовно-нравственного воспитания обсуждается обществом на всех уровнях, начиная с педагогического совета, родительского совета и заканчивая Советом безопасности РФ, и эта духовная сфера требует вложения сил и средств, с целью обеспечения национальной безопасности.

Сегодня школа выполняет определенный социальный заказ. Государство выработало стандарты и профессиональные требования к учителю, а в тоже время в современном социуме ощутимо падение престижа учительской профессии. Практически не осталось, особенно в сельских школах, преподавателей-мужчин. Более 50% работающих сельских учителей - пенсионеры.

В требованиях ФГОС четко прописано, какой выпускник нужен государству, какими качествами личности он должен обладать, но ни в одном пособии мы не найдем конкретных методов, форм и приемов, которые подойдут именно этому учителю, именно в этом классе, для формирования того или иного качества личности. Только от мастерства учителя зависит, насколько он сможет реализовать эти требования.

Рассмотрим современные тенденции организации воспитательной деятельности в школе.

Направленность воспитательных задач религиозного и светского образования говорит о возможностях их сближения, взаимодействия и интеграции в нынешних условиях.

Взаимодействие и сотрудничество образовательных учреждений.

Сотрудничество учащихся в сфере художественного творчества, краеведения, экологии, патриотического воспитания:

- совместные концерты, выставки, чтения, конкурсы, фестивали и праздники;

- совместное издание детских газет и журналов;

- мастер-классы для детей по творческим направлениям;

- уроки бытового и делового этикета;

- дискуссионные клубы;

- детские и юношеские конференции.

Содержание воспитательной деятельности в общеобразовательной школе основывается на признании ценности школьника как личности, его прав на свободу, на развитие и проявление его индивидуальности, при обеспечении организационного, мотивационного, волевого, психологического единства всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., - а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.

Содержание воспитания школьников в общеобразовательной школе обусловлено возрастными особенностями школьников, спецификой молодежной субкультуры, целями и задачами основных и дополнительных образовательных программ, особенностями современной социокультурной ситуации в стране. Воспитание в школе определяется значимыми для школьника личными и общественными проблемами, опыт решения которых он приобретает на основе получаемого им образования. Ведущая роль при решении проблем в учебно-воспитательном процессе отводится преподавательскому составу.

В нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу. Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Учитель во внеклассной работе может проводить такие мероприятия, как: классные часы, праздники посвященные различным историческим событиям, музыкальные фестивали, литературные вечера, Дни духовности и культуры предполагают встречи с интересными людьми.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

Воспитательная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности строится следующим образом:

  1. развивать социокультурный опыт присоединения к истокам духовности и нравственности, развивать толерантность;
  2. воспитывать бережное отношение к понятиям: вера, надежда, любовь;
  3. воспитывать преемственность традиций образа, слова, души;
  4. формировать ресурс успеха.

С целью достижении целей воспитательной работы, содействия формированию основ гражданской и духовно-нравственной культуры личности учащихся через создание нравственной, психологически комфортной и доверительной среды в классе и в межличностных отношениях разработана программа деятельности. Она включает в себя, во-первых, изучение литературы по нравственному воспитанию личности и развитию личностных качеств. Во-вторых, изучение материалов о формах организации внеклассной работы. В-третьих, диагностику сформированности нравственной направленности личности и изучение личностных качеств учащихся класса. В-четвёртых, проведение педагогических наблюдений за учащимися класса, межличностными отношениями, складывающимися между ребятами. В-пятых, организацию и проведение досуговых мероприятий, в том числе и с родителями. В-шестых, диагностики, использование которых помогает целенаправленно и эффективно планировать воспитательную работу в классе, с учётом особенностей каждого ребёнка, сложившихся межличностных отношений между детьми.

При формировании духовно-нравственного воспитания большая работа уделяется взаимодействию детей с взрослыми (родителями и учителями) и сверстниками.

Одной из самых ярких форм по духовно-нравственному воспитанию является праздник.

Рассмотрим площадки, на которых возможно провести православные праздники в стенах школы и во внешкольной деятельности.

  1. На базе школы, кроме урока, возможно, проводить праздник и в актовом зале, при проведении утренников духовно-нравственной направленности приуроченных важнейшим православным праздникам. Таких как Пасха, Рождество, Покров Пресвятой Богородицы
  2. На базе дома культуры совместное проведение концертов и постановочных мероприятий, посвящаются православным праздникам Рождеству Христову, Пасхе.
  3. На базе храма при совместном проведении Православных праздников по окончании богослужения. Среди совместных праздников можно отметить воскресенье после Пасхи, Рождество Христово.
  4. На базе библиотеки. Совместные встречи. Все встречи посвящаются православным праздникам Рождеству Христову, Пасхе, Сретению Господню, Покрову. Памяти Святых, таких как Петра и Февронии Муромских, Александра Невского, пророка Наума прозванного Грамматиком. Событием родной истории – день народного единства, день победы, день защитника Отечества, в день Прощеного воскресенья. Главное событие по окончанию учебного года - Кирилло-Мефодиевские чтения.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что государство придает духовно-нравственному воспитанию детей особое значение и признает особую роль православной культуры в воспитании подрастающего поколения. Это признание отражено и в официальных документах государственной власти, что позволяет на законодательном уровне привлекать к духовно-нравственному воспитанию школьников богатый опыт православной культуры, накопленный православной Церковью, а также осуществлять с Ней взаимодействие в этой области.

Образовательное учреждение может непосредственно взаимодействовать с религиозными и общественными организациями для более полной реализации своих Целевых программ. Формами такого взаимодействия являются культурные и социальные практики.

“Русский народ не должен терять своего нравственного приоритета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний”. (Д.С. Лихачев).

 

Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html - городской методический центр. (Дата обращения 01.09.2020) 
2. Громова И. Православные и народные праздники. [Текст]: / И. Громова М. 2005 С. 51-55
3. Урбанович Л.Н. Основные принципы и подходы в преподавании духовно-нравственных и религиозно-культурологических дисциплин в школе. [Текст]: /Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Смоленск, 2013. С.10 – 17. 
4. Перевалов О.Ю. Проблемы подрастающего поколения: упущенные возможности и перспективы совершенствования. (По материалам четвертых межрайонных образовательных сретенских чтений). [Текст]: / О.Ю. Перевалов,// православная историческая традиция воспитания воина, доклад Москва 2012 С.37-43
5. Переверзев Олег, иерей. Православная историческая традиция воспитания патриотизма подрастающего поколения. (По материалам третьих межрайонных образовательных сретенских чтений).[Текст]: / иерей Олег Переверзев// Доклад, Москва 2011 С. 7-14.
6. Семья православного христианина. [Текст]: / Сборник Москва 2009 
7. Статья в интернете. http://festival.1september.ru (дата обращения 12.04.2021) 
8. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи, школы и церкви по воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников. http://www.moluch.ru (дата обращения 03.09.2020).